Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Предисловие. Процессы образования за ты­сячелетия были измельчены для соизмерения бы­тия со способностями и потребностями человека, сообразно продолжительности его жизни. Это разделение цельного бытия материального и ду­ховного по отдельным частям и элементам образо­вательной деятельности привело людей к гордыне собственного жития. А измельчения и разделения понятий образования мира и человека привели к тому, что основное внимание ныне останавливает­ся только на процессах образования ума по накопленным знаниям. И только частично, по принципу обучения «делай как я» приобретению умений и навыков выживания. Причем умения и навыки молодежью приобретаются вне школ и вузов.

Во всех случаях учебная деятельность под­растающих поколений опирается сугубо на антропных принципах воспитания технократических деятелей и потребителей природы.

Образование знаний, умений и навыков, вне зависимости от узкой профессии или широкой философии, стало простой репродукцией ума. Руководители любого ранга, как правило, думают одно, говорят второе и делают третье. Это приве­ло к эволюционному совершенствованию людьми одного лишь разума, а в России образование ума происходило и ныне происходит за шторами един­ственно верной и судьбоносной идеологии буду­щего благоденствия. Объявленная гласность так и не реализовалась, - снова принят закон о защите информации, то есть сохраняется советский стиль дозированной государственной статистики про­шлого, настоящего и возможного будущего.

Для обоснования образовательных для ума процессов возникло значительное количество со­циальных, политических, экологических, экономических, технических и иных практических идеологий. Самой опасной из них становится идеология элитного образования. Она ставит выше всего и всех сложившуюся в России бога­теющую элиту и её воспроизводство.

Введение. Из многих социологических публи­каций большинство исходит из географических факторов России [3, 4, 13, 15]. «Обратимся к мента­литету или, что примерно то же самое, националь­ному характеру русского этноса как наиболее круп­ного в России. Итак, образ нашего народа в умах людей других стран складывается именно из тех ментальных черт, о которых мы говорили: раду­шие, вера, доброта, безынициативность, лень, мед­вежья неповоротливость, храбрость, удаль, патрио­тизм, открытость и, увы, сквернословие и пьянст­во» [14]. Как видите. это менталитет о базисе обще­ства, но никак не о высшей элите общества.

Вся Россия за столетия приобрела менталь- ность русских, а «потри любого русского и видать татарина», поэтому слово «русский» нужно всегда заменять на «российский». Географическая мен- тальность была всегда присуща инородцам, не только русским. Поэтому нужно оторваться от географии, чтобы снова не попасть в плен хаза­рам, как это было в III-VIII веках новой эры. Исто­рия этих веков представителями хазарского кага­ната было предано полному забвению. Фактиче­ски главная ментальность русских - это соедине­ние леса с полем.

Всему этому в школах и вузах не учат, но не земледельческие, а торгашеские, ментальные чер­ты в системе образования накладываются, особен­но в кризисные периоды, на молодежь. Как снеж­ный ком рыночные принципы поглощают все по­зитивные черты российского менталитета, полно­стью вытесняя и заменяя позитивные черты природолюбия негативными признаками обогащения за счет разбазаривания природных богатств.

В итоге ЭЛИТА действует осознанно против себя, общества и своего существования в будущем. Причем в школах учится вся молодежь поголовно, а в вузах только её интеллектуальная часть, из ко­торых, начиная с Петра I, так называемая элита получает знания, умения и навыки за границей Рос­сии. Коренное отличие от 1701 г. ныне только в том, что после железного занавеса с 1989 г. в пре­стижных вузах мира в основном учатся любимые чада олигархов и чиновников. Разночинцам ныне нелегко попасть даже в столичные вузы. А о пяти миллионах отверженных нечего и говорить: их дети беспризорничают и живут с особым ментали­тетом родителей.

Как ни странно, эта отстраненность от над­стройки и спасала нашу родину в лихолетья.

Что же представляет собой российская систе­ма образования людей и их ума? Неужели в вузах студентов нужно заразить [9], когда они уже полу­чили фундаментальное воспитание и фундамен­тальное образование ещё в раннем детстве [6, 7]? Неужели в стране так однозначно, что все хотят быть «элитой» c уникальными для отверженных ментальными свойствами [1, 5].

Цикличность развития. Здесь немного нуж­но оговориться. Россия живет 36-летними цикла­ми, а точнее - двойными циклами, то есть 72-летними периодами. В табл. 1 приведена про­стейшая хронологическая шкала, из которой видно, что позитивный период менялся на негатив­ный. Эта циклическая закономерность вполне применима для выявления ментальных возможно­стей россиян по созиданию инновационной эконо­мики, как было намечено, к 2020 г.

Многие объективные (мировой кризис и необ­ходимость опережающего интеллектуального бума на 3-7 лет по сравнению с подъемом российского хозяйства, а еще раньше нужен был информацион­но-статистический подъем) и субъективные причи­ны (чиновничье-олигархический государственный капитализм, отсутствие внутренних циклов по К. Марксу «товар - деньги - товар - ...) программу «20-20» изменят так существенно по типу дрейфа континентов, что она скоро примет ментальные черты подготовительного этапа к коренным рефор­мам в стране, но уже только с 2025 г.

По эффекту А. Л. Чижевского мы съели 22-й цикл солнечной активности на противостояние сословий. По указу № 1 президента СССР «О кооперации» советская надстройка была сохранена полностью и не смогла реализовать самый мощ­ный 23-й цикл солнечной активности, из которых семь лет откладывали в зарубежную копилку на «черные» дни. Не зря говорят, что народ достоин того правительства, которого имеет. Теперь за год эту копилку проедим, потому что не были созданы по рекомендациям основателя теоретического коммунизма Маркса циклы внутри российского производства, потребления и развития.

Да никогда в СССР и нынешней России исход­ные судьбоносные цели не оставались неизменны­ми по объему понятий: уже через несколько лет после их «общенародного» утверждения происхо­дил сильнейший сдвиг или объема понятий или же параметров деятельности надстройки. Справедли­вости ради можно сказать, - цели и меры програм­мы выхода из кризиса [12] вполне сопоставимы и реальны. Но это же программа действий всего на один год, а в лучшем случае на два-три.

Поэтому цель достижения к 2020 г. среднего возраста россиян до 75 лет вызывает не ирониче­скую улыбку, даже не недоверие. а просто гомери­ческое возмущение.

За прошедший век ничего не изменилось. Ра­бочие не управляют заводами, а крестьяне не обра­батывают землю. Всю Европу и даже Украину га­зифицировали, но о земляках газовики вспомнили запоздало, а теперь и средств не хватает.

В итоге Россия за 2009 - 1989 = 20 лет плохо физически образовалась.

Измерение менталитета. Устами младенца глаголет истина. Будем считать, что школьники подальше от столиц не потеряли ментальные чер­ты россиян. Для выявления устойчивых законо­мерностей в распределениях множества менталь­ных черт была принята табличная модель (табл. 2) из статьи [13]. Но таких конкретных социометри­ческих измерений очень мало. Среди элиты обще­ства вообще не принята любая огласка внутрикор­поративной информации. Государственная стати­стика снова и снова не на высоте общественных интересов. Независимые СМИ все реже публику­ют аналитические статьи.

В такой ситуации явного замалчивания, заме­ны глубокой ретроспективы текущими сведения­ми о жареных фактах и официальной хроники зарубежных явлений и процессов, все больше по­вышает уровень панических настроений. Но в ни­зах тишь да гладь, здесь нет никакой паники по поводу не только мирового кризиса, но и кризиса родной деревни.

Консерватизм и явное недоверие сельчан к сообщаемым событиям, как это было столетиями, нужно преодолевать только активной и статисти­чески достоверной информацией.

Эвристический анализ табл. 2 показывает, что менталитет и ментальные черты столь многооб­разны и широки, что практически невозможно объять необъятное. Поэтому мы под измерением табл. 2 понимаем конкретные социометрические измерения среди школьников.

Неплохо бы, как это выполнили школьники выпускного класса [13], провести социометриче­ские измерения среди других слоев населения страны, прежде всего, среди слоев надстройки общества. Если, например, чиновник и от образо­вания знаний поставят черту «легкомыслие» на шестое место, то становится понятным пробуксов­ка реформы образования и их оптимизм в консер­ватизме высшего образования. Зато полнейшая свобода в действиях.

Закономерность оценки ментальности. Примем по табл. 2 рейтинговое место за объяс­няющую переменную, а вероятность по среднему ранжированию - за показатель. Тогда можно опре­делить характер поведения множества самих экс­пертов. Иначе говоря, мы узнаем ментальность самих школьников 11 классов данной местности России.

По векторной направленности «лучше → хуже» тренд (рис. 1), то есть основная тенденция, опре­делился уравнением устойчивого закона экспонен­циального роста

где Р - вероятность статистической оценки черты характера, средний ранг, і - рейтинговое место данной характеристики среди других отличитель­ных особенностей менталитета.

Очень высокий коэффициент корреляции 0,9782 указывает на добротность процесса ранжи­рования школьниками. Конечно же, менталитет россиян они выявили через собственное отражение действительности. Отношение разности между фактическими значениями и расчетными по форму­ле (1) к этой же формуле будет коэффициентом динамичности рангового распределения. Эти разно­сти, как видно рис. 1. относительно малы. Поэтому мнения школьников по своим представлениям о менталитет россиян является устойчивым.

На рис. 2 приведены графики по волновым составляющим к основной тенденции (1).

Биотехническая закономерность поведения школьников при оценке менталитета россиян по­лучает вид уравнения с адаптивным вейвлет-сигналом вида

где A - половина амплитуды колебаний мнений, P - половина периода колебательного возмущения мнений школьников о предпорядке предпочти­тельности черты характера россиян.

Как видно рис. 2, основное колебание мнений находится во второй части списка черт характера табл. 2. Здесь школьники затруднялись дать мен­тальным чертам ранги. Поэтому табл. 2 является отражением представлений самих школьников, а не всех россиян о себе.

Первые 15 черт оценены надежнее по сравне­нию со второй частью. На это, конечно же, по­влияла система школьного образования с книжны­ми героями двух веков.



Добротность результатов социометрического исследования школьников 11 класса позволило вывить и другие волновые возмущения мнений (рис. 3).

Элитное образование. Иерархическая струк­туризация неофициально была давно, но на госу­дарственном уровне она пока в основном коснулась только высшего образования. Здесь уместно привести четкое определение сути понимания жизни у М. Веллера: «Идеалист и материалист оба изучают предмет по его отражению в зеркале. Философия - это наука об отражении предметов, го­ворит, первый. Нет, о предметах в отражении, воз­ражает второй. . Оба имеют дело с системой: я - мир. Динамическое единство» [2, с.11].

Публикации про менталитет чиновников и бизнесменов мы пока не нашли. Они, конечно же, по сути своей жизнедеятельности материалисты. Школьники имеют представление о приоритете свободолюбия, но осознанная необходимость в условиях реального крепостничества сельского населения просуществовала аж 100 лет, с 1861 по 1961 г., когда Н.С. Хрущев разрешил иметь сель­чанам паспорта. Но оплата труда по трудодням в колхозах жила еще дольше. Тут поневоле вста­нешь на путь сквернословия и пьянства, что отмечено было нами в начале введения к данной ста­тье. Это своего рода стиль непротивления жесто­кой эксплуатации. Без пенсионного обеспечения, введенного не более чем 20-25 лет назад, сельские россияне давно бы вымерли как человеческая популяция.

Стихийное неприятие крепостнического укла­да жизни активными и инициативными людьми смолоду заставляло встать на пути выхода из фор­мального менталитета. Но выбора было мало - в криминал или же в социализм с человеческим ли­цом, из которого можно было попасть в развитой социализм в мегаполисах, а кому повезет - то и в кремлевский коммунизм.

Оптимизм этих слоев общества превратился ныне в легкомысленный капитализм с государст­венным прикрытием. Элитная часть общества ста­ла сплоченной не по структуре, а по функциям поведения, то есть по понятиям. И по сути ничего с советских времен не изменилось, та же менталь- ность по отношению к законам, которые всегда элитой считалось и считается, что они пишутся для быдла, то есть для регуляции поведения кре­постных людей.



Но резко повысилась полярность по многим параметрам внутри российского общества.

Изменились параметры и по значениям. По данным [1], приведенным в табл. 3 и из сайта www.gks.ru, нами получены устойчивые биотехнические закономерности (рис. 4).

В табл. 2 доверие вызывают только данные по численности. Доходы чиновников на порядки пре­вышают доходы россиян, поэтому уровень зарпла­ты - это просто обман.

Россияне убывают по численности, а чинов­ники, наоборот, нарастают. Данные 2007 г. скры­ты, и наверняка была достигнута доля 1,20. Тогда получается, что в этом году на 60-70 жителей страны приходится один чиновник. Единая Россия предложила создать миллион рабочих мест управ­домов. Если они будут чиновниками, то уже в этом году народных слуг станет почти три мил­лиона человек, т. е. почти 2,5 % от вымирающего населения страны. Тогда один чиновник будет командовать только 40 жителями, включая и груд­ных младенцев.

В полной мере к представителям надстройки российского общества относятся слова [2, с. 13]: «если ты не сумеешь видеть правду в себе - зерка­ле, отражающего весь мир, - то как ты можешь рассчитывать увидеть ее вне себя?». Страну пред­ставляют чаще всего как столицу.

Корпоративное поведение. Каждое сословие российской элиты имеет свой корпоративный дух. Друг друга понимают с полуслова и, конечно же, всячески помогают друг другу. Это поведение не низов россиян, тем более не русских людей.

Менталитет такого поведения у чиновников понятно из сопоставления графиков на рис. 4. Снова виден «русский крест»: население вымирает, а его слуги размножаются. Такая картина не является даже схемой типа «хищник - жертва», потому что с убыванием численности жертвы чис­ленность хищников с лагом запаздывания также убывает. Здесь происходит совершенно другое. Поэтому частые сравнения в печати богатых и властных с волками явно неуместны и биологиче­ски некорректны. Многолетнее изучение поведе­ния стай волков в Канаде и СШа показали, что они рачительные хозяева на своей территории.

Они пасут свои жертвы, следя за их числен­ностью и убивая только старых и слабых особей, то есть являются действительно санитарами для травоядных животных.

Чиновничий крест на рис. 4 показывает, что в России, со времен басен Крылова и произведений типа «Кому на Руси жить хорошо?», ничего не изменилось. Поэтому преподавание в школах ли­тературных произведений XIX века чрезвычайно актуально (может быть сменить только антураж быта). Чиновничество и поныне ведет себя как ошалелый волк в овчарне, режущий всех овец подряд, потому что это не свое, а государствен­ное. Добра много и надо больше и поскорее ута­щить за овчарню, то есть за границу страны. Но вот жаль, всё-то с собой не возьмешь. А свои ло­гова настроили в курортных зонах мира.

Нисколько не изменилась оценка академика В.И. Вернадского, данная им в 1935-1937 гг.: «нравственность руководителей ниже населения».


 

Противоречия между средним с высшим образованием. В общем целом эта ментальная характеристика В.И. Вернадского относится и к чиновникам от образования ума. Здесь, увы, ноо­сферой и не пахнет. Приведем только одно фунда­ментальное противоречие, которое в России при­вело к буксующим реформам системы образовательной деятельности и давно превратило систе­му высшего образования в театр абсурда.

Среднее образование имеет единообразие, а высшее - многообразное.

Недостатки школьного образования общеиз­вестны всему миру. Прежде всего - это классное обучение, которое постепенно в будущем перейдет на Аристотелевское, то есть действительно педагогическое без множества парт.

Вузы нашей страны готовят более 3000 спе­циализаций. И переход от школы в вуз всегда был шокирующим стрессом для молодого человека. Только дети элиты, как всегда, были спокойными и уверенными в себе и своем будущем. Введение ЕГЭ удлинило период выбора профессии, но элит­ные вузы стали отбор проводить по всей стране и, оказалось, лишь для того, чтобы переправить вы­пускников за рубеж. Ныне хорошо наладился про­цесс не утечки мозгов, а осознанной продажи элитных выпускников, то есть детей тех богатых и властных, богатым же работодателям.

Круг воспроизводства умов в России замк­нулся и чиновничья рать быстро стала расти по численности, но уже как инородная на своем же местообитании популяция. Иначе говоря, от своих отцов быстро переняли способы ошалелой пере­правки добра и кадров за пределы России. Извест­но, что так же повела себя возрождающаяся промышленная олигархия, и примкнувшая к неё ин­теллигенция западников, к концу XIX века.

Ленинское определение революционной си­туации, сложившейся после такого поведения сво­их чужаков, типа «верхи не могут, а низы не хотят», ныне усложнилось и перевернулось. Теперь то, в начале XXI века, верхи хотят, средние не могут, а внизу полностью потеряли не только со­циально-экономическую, но даже и пространст­венную, ориентацию. Вот почему основанная мас­са населения не только не замечает, но и не инте­ресуется, не кричит: эй там, наверху. Разинщина и пугачевщина канули давно в лету.

Революция снизу 1917 г. научила горькому жизненному опыту крестьян, а революция сверху 1989-1993 годов был интересным для деревни спектаклем и не больше. Городские беспокоились, но рабочему классу еще с 1975 г. раздали клочки пригородных земель, и они из революционной основы (пролетариев) превратились в тех же сельских, но наезжающих временами на свои клочки в четыре сотки, жителей.

Придется снова ждать коренных реформ свер­ху. Ведь новый 24-й цикл солнечной активности уже начинается - как бы не проспать аж до 2020 г.

Состояние высшего образования. В России вот уже более 25 лет бесполезно борются друг с другом две образовательные системы - инженер­ная (причем слово «инженер» давно получило негативный, вместо понятия творческого, изобре­тательского и созидательного, смысл) и много­уровневая. Но структурно-функциональный анализ [6, 7] показал, что явные преимущества имеет совместное рассмотрение непрерывного воспита­ния (с максимумом интенсивности фундаменталь­ного воспитания в возрасте до двухлетнего возрас­та) и многоуровневого образования в школах и вузах.

Таким образом, этапы многоуровневого обра­зования определяются возрастной структурой ор­ганизации жизнедеятельности общества.

Трудные этапы оценки качества образова­ния. Наиболее трудные и затратные периоды для выполнения проекта "Измерение качества образо­вания" показаны табл. 4.

Как видно из данных табл. 4, наиболее слож­ной для молодого человека является переход из школы в вуз. Оба этих этапа показаны на результа­тах работы приемной комиссии применением мето­дов идентификации устойчивых законов распреде­ления [8] в социологических исследованиях [9].

Заключение. Гениальные профессионалы - вот основа высшего образования [16].

А для этого нужно научить еще со школы изобретательскому мастерству, техническому творчеству, экологическому отношению к приро­де. Вот уже несколько лет страна выпускает агро­номов и животноводов, экономистов и юристов, технологов и механиков, которые с детства видели только разоренные деревни и пустые корпуса за­водов. Тем самым они учились знаниям в школах - как это всё не надо делать. Только дети элиты нау­чились совершенно другому, понимая под свобо­долюбием неограниченные возможности обогаще­ния и роскошной на мировом уровне жизни.

Эпилог. После завершения этой статьи поя­вилась публикация [17].

В ней приводится резолюция совета ректоров о том, что нужно приостановить не только адми­нистративную реформу, но и реформу высшего образования, оказывается, дабы не вызвать соци­альное напряжение в обществе. Таким образом, российская элита снова заботится о низах и беспо­коится о своей судьбе, боится революции снизу. Но она снова побеждает, причем творит себе до­рогу и смело может идти по популяционной дина­мике биотехнической закономерности

N ч = 1,1049 exp(0,0012766t244289 )

И ей нипочем, 24-й цикл солнечной активно­сти снова будет не использован во благо низов российского общества, а элита живет не по биотехническим законам, а по законам «понятий». Поэтому уже появляются прогнозные сомнения в том, что население России не сможет приготовит­ся и к началу 25-го цикла солнечной активности, то есть не сможет построить инновационную эко­номику к 2020 г, а сельские мужики не станут в среднем к этому сроку жить аж до 75 лет.

Неужели придут времена хазарского кагана­та? А как тогда 72-летние циклы эволюции Рос­сии по табл. 1? Неужели прав был А.С. Пушкин, дав прогнозы для России до 2500 года и наделив конец прошлого и начало этого века нехорошими для России признаками? Неужели увеличение сро­ков полномочий депутатов и президента есть пер­вый признак осуществления прогнозов российско­го пророка о судьбе России и Европы?

Снова проявляются истинные ментальные чер­ты русского народа: его сомнительность во всем, пока не пощупает руками; и всегда учится не на чужих ошибках, а только на своих; всегда борется за что-то и с чем-то (в 2008 году боролись за урожай зерновых, но 20 миллионов тонн из 100 так и не довезли до амбаров). Увы, прошли времена, все эти инициативы в руках элиты и теперь она возмущает­ся резкими колебательными действиями в незамк­нутых на Россию циклах производства и потребле­ния, в идеалистических для низов возможностях.

«Нетрудно заметить, что пейзажи, которыми любуется неизвестный автор, - в основном рав­нинные. Именно с этим «равнинным» ландшафтом связывает философ Е. Трубецкой основные черты характера русского человека: ровность, спокойствие, невозмутимость, неторопливость, обстоятельность. Ему вторит и Лев Гумилев: «Национальность человека определяет внутрен­ний ритм его жизни. Ритм жизни человека нахо­дится в прямой зависимости от вибраций той ме­стности, откуда произошли его предки».

Оба философа, говоря о местоположении Рос­сии одновременно в Европе и Азии, именно этим объясняли двойственность натуры русских: луч­шие качества в определенных обстоятельствах превращаются в прямо противоположные» [4].

Но что точно прогнозируется - революции снизу не будет. Российская элита может устанав­ливать любые моратории на прогресс, а иногда показывать кипучую деятельность во благо выми­рающего населения.

Совестливость у некоторых особей из элиты есть, всё же 25-е место по данным табл. 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Больше и жаднее. Так кризис действует на количество и «качество» чиновников // Аргументы и факты. - № 6. - 2009. - С.4-5.

2.  Веллер, М. Всё о жизни. Всё о том, как уст­роена эта жизнь и этот мир ... / М. Веллер. - М.: АСТ, 2006. - 752 с.

3.   Волынкина, В.М. Влияние географических факторов на менталитет русской нации / В. М. Волынкина // Социол. исслед. - 2007. - № 10. - С.11.

4. Горшкова, Н. Д. Русский менталитет /Н. Д. Гор­шкова // Социол. исслед. - 2006. - № 8. - С. 38-40.

5.   Кричевский, Г. Газированной экономике - не очень высшую школу / Г. Кричевский // Неза­висимая газета. - 2009. - 20 февраля. - С.3.

6.   Мазуркин, П.М. Трудности многоуровнево­го высшего образования / П.М. Мазуркин // Совре­менные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С.84-95.

7.   Мазуркин, П. М. Возможности многоуровне­вого высшего образования / П.М. Мазуркин // Со­временные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. - С.54-62.

8.   Мазуркин, П.М. Статистическое моделиро­вание конкурса заявлений абитуриентов / П. М. Мазуркин // Депонированные работы. НИИВШ № 231-2001. 29.011.2001г.

9.    Мазуркин, П.М. Статистическая социоло­гия / П.М. Мазуркин: Учебное пособие. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 2006. - 184 с.

10.   Никитина, В. Виктор Садовничий. Их нуж­но заразить / В. Садовничий // Аргументы и фак­ты. - № 13. - 2009. - С.3.

11.   Откровения пророков о мировом кризисе и судьбе страны // Жизнь. - 2009. - 18-24 февраля.

12.   Программа антикризисных мер Правитель­ства Российской Федерации // Аргументы и фак­ты. - № 13. - 2009. - С.4-6.

13.   Свирина, И. Менталитет русского народа:/ И. Свирина, Т. Митина // [email protected]. - Новоси­бирск: НОУ "Сибирь" (секция философии), 2002.

14.    Чинакова, Л.И. К вопросу о менталитете русского народа./ Л.И. Чинакова // Социол. ис­след. - 2000. - № 2. - С. 38-40.

15.   Шулындин, Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен / Б.П. Шулиндин // Социол. исслед. - 1999. - № 12. - С. 50.

16.   Щёголев, И. Гениальные профессионалы - главный ресурс России / И. Щёголев // Аргументы и факты. - № 11. - 2009. - С.13.

17.    Лемуткина, М. Заклание священной коро­вы / М. Лемуткина // Московский комсомолец. - 2009. - 1-8 апреля.