При определении содержания Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по информатике [1] необходимо учитывать тот факт, что эта олимпиада является официальным мероприятием Министерства образования и науки РФ и входит в систему аттестации школьников, поскольку победители и призеры заключительного этапа получают право поступать без экзаменов в любой вуз страны по профилю олимпиады. Это, в свою очередь, приводит к тому, что все школьники страны должны иметь равные возможности по участию в предметных олимпиадах, в том числе и по информатике, и государство должно им это гарантировать.
В настоящее время основным документом, определяющим содержание школьного образования по информатике, является Государственный стандарт общего образования (далее - Государственный образовательный стандарт). В основу Государственного образовательного стандарта 2004 года были положены следующие основные направления модернизации общего образования:
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Определение таких целей и формирование соответствующего этим целям содержания образования, позитивно отразилось на развитии олимпиадного движения по информатике в стране.
Вопервых, в Государственном образовательном стандарте предусматривается изучение основ предметных областей в рамках второй (основной) ступени общего образования. Это привело к тому, что информатика была включена в федеральный компонент образовательного стандарта в 89 классах основной школы, а информационные технологии в предмет «Технология» уже с 5 класса школы. Благодаря этому, каждый талантливый школьник получил возможность в рамках основной школы познакомиться с этой областью знаний, овладеть ее основами и получить пропедевтическую подготовку для участия в олимпиадном движении по информатике. Таких возможностей не было у школьников с 1998 года, когда информатика изучалась лишь в старшей школе. Школьники могли получать пропедевтическую подготовку, достаточную для участия в ВсОШ по информатике, лишь в специализированных центрах или работая индивидуально с наставником [2].
Возможность изучения информатики в основной школе повлияла на то, что олимпиадное движение молодеет, поскольку ребята начинают проявлять большой интерес к предмету даже в начальной школе, где они имеют возможность изучать начала информатики. В Государственном стандарте общего образования (начальная ступень) 2004 года информатика была впервые зафиксирована как учебный предмет в начальной школе. Дальнейшее развитие обучения информатике в начальной школе привело к тому, что в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального образования 2009 года (http://standart.edu.ru) информатика представлена не только в предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования, но и в метапредметных. Включение содержания информатики в ФГОС начального образования 2009 года позволяет выстраивать обучение информатике младших школьников совместно с математикой и другими предметами, что очень важно для начальной олимпиадной подготовки по информатике.
Вовторых, важно отметить закрепление в Государственном образовательном стандарте старшей школы 2004 года концепции профильного обучения. При переходе на третью (старшую) ступень общего образования каждому школьнику предоставлена возможность выбора профиля, отражающего его индивидуальную траекторию развития. Благодаря внедрению профильного обучения в старшей школе, всем школьникам предоставляются условия реализации своего творческого потенциала по информатике непосредственно в школе, а не только в специализированных центрах обучения талантливых детей. Понятно, что таких центров мало, и они есть, как правило, только в наукоградах или при вузах, но профильное обучение в школах внедряется повсеместно, в том числе и на селе, и это предоставляет возможность всякому школьнику проявить свою одаренность в предметной области, что значительно расширяет охват школьников олимпиадным движением.
Втретьих, деятельностный аспект, заложенный в Государственном образовательном стандарте 2004 года, позволяет создать в школах условия более активного взаимодействия школьников с разнообразными мероприятиями, направленными на проявление их творческого потенциала, расширять систему состязаний и творческих конкурсов, что, несомненно, способствует расширению охвата талантливой молодежи олимпиадным движением. Сравнивая содержание олимпиадных заданий по информатике с темами программы по информатике профильного уровня, можно сделать вывод о том, что программа профильного обучения информатике в старшей школе в определенной степени охватывает содержание олимпиад по информатике. Но, как показал опыт, для успешного выступления на олимпиадах по информатике, особенно на заключительных этапах, освоение этой программы еще не достаточно. В дополнение к этому нужно использовать формы индивидуальной работа с талантливыми школьниками, а также активно развивать в школе профильное обучение и разнообразные элективные курсы.
Поскольку на различных этапах олимпиады обучающимся 56, 78 и 911 классов предлагаются соответствующие комплекты задач, то рассмотрим это соответствие, как для основной, так и для старшей школы.
Подготовка школьников в рамках обучения информатике в основной школе отражается как в общей компьютерной грамотности, позволяющей школьнику свободно работать с компьютером и его программным обеспечением, так и в темах Государственного стандарта по информатике основной ступени образования, отражающих способность школьников находить идеи и решения информационных задач. Несомненно, что для достижения успеха ребятам основной школы требуется серьезная предпрофильная подготовка. И если она проводится систематически и качественно, то результат проявляется сразу. Все сказанное выше о связи государственного образовательного стандарта с содержанием ВсОШ по информатике остается справедливым и в отношении будущего Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, проект которого только обсуждался на момент написания данной статьи (http://standart.edu.ru´).
Приведенное сравнение содержания ВсОШ по информатике и Государственного образовательного стандарта 2004 года по информатике и ИКТ показывает, что тот базис, который должен закладываться по информатике в общеобразовательных учебных заведениях, вполне достаточен для полноценного участия школьников на различных этапах ВсОШ по информатике, включая заключительный этап. Это еще раз подчеркивает, что мнение о том, что в олимпиадах могут участвовать только уникально одаренные школьники или подготовить школьников к участию в таких олимпиадах могут только очень квалифицированные педагоги, является всего лишь мифом.
Список литературы
1. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с. - (Пять колец).
2. Kiryukhin V.M., Tsvetkova M.S. Strategy for ICT Skills Teachers and Informatics Olympiad Coaches Development. International Journal« Olympiads in informatics)), 2010. Vol. 4, C. 3051.
Библиографическая ссылка
Кирюхин В.М., Цветкова М.С. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НА СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 64-66;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26193 (дата обращения: 23.11.2024).