Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

При определении содержания Всероссий­ской олимпиады школьников (ВсОШ) по инфор­матике [1] необходимо учитывать тот факт, что эта олимпиада является официальным меропри­ятием Министерства образования и науки РФ и входит в систему аттестации школьников, поскольку победители и призеры заключительного этапа получают право поступать без экзаменов в любой вуз страны по профилю олимпиады. Это, в свою очередь, приводит к тому, что все школь­ники страны должны иметь равные возможно­сти по участию в предметных олимпиадах, в том числе и по информатике, и государство должно им это гарантировать.

В настоящее время основным докумен­том, определяющим содержание школьного об­разования по информатике, является Государ­ственный стандарт общего образования (да­лее - Государственный образовательный стан­дарт). В основу Государственного образователь­ного стандарта 2004 года были положены сле­дующие основные направления модернизации общего образования:

  1. введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  2. личностная ориентация содержания об­разования;
  3. деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навы­ков, обобщенных способов учебной, познава­тельной, коммуникативной, практической, твор­ческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  4. формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реаль­ной жизни для решения практических задач.

Определение таких целей и формирование соответствующего этим целям содержания обра­зования, позитивно отразилось на развитии олимпиадного движения по информатике в стране.

Вопервых, в Государственном образо­вательном стандарте предусматривается изуче­ние основ предметных областей в рамках вто­рой (основной) ступени общего образования. Это привело к тому, что информатика была включена в федеральный компонент образова­тельного стандарта в 89 классах основной шко­лы, а информационные технологии  в предмет «Технология» уже с 5 класса школы. Благода­ря этому, каждый талантливый школьник полу­чил возможность в рамках основной школы по­знакомиться с этой областью знаний, овладеть ее основами и получить пропедевтическую под­готовку для участия в олимпиадном движении по информатике. Таких возможностей не было у школьников с 1998 года, когда информатика изу­чалась лишь в старшей школе. Школьники мог­ли получать пропедевтическую подготовку, достаточную для участия в ВсОШ по информати­ке, лишь в специализированных центрах или ра­ботая индивидуально с наставником [2].

Возможность изучения информатики в основной школе повлияла на то, что олимпиадное движение молодеет, поскольку ребята на­чинают проявлять большой интерес к предме­ту даже в начальной школе, где они имеют воз­можность изучать начала информатики. В Государственном стандарте общего образования (на­чальная ступень) 2004 года информатика была впервые зафиксирована как учебный предмет в начальной школе. Дальнейшее развитие обуче­ния информатике в начальной школе привело к тому, что в Федеральном государственном обра­зовательном стандарте (ФГОС) начального об­разования 2009 года (http://standart.edu.ru) ин­форматика представлена не только в предмет­ных результатах освоения основной образова­тельной программы начального общего образо­вания, но и в метапредметных. Включение со­держания информатики в ФГОС начального об­разования 2009 года позволяет выстраивать об­учение информатике младших школьников со­вместно с математикой и другими предметами, что очень важно для начальной олимпиадной подготовки по информатике.

Вовторых, важно отметить закрепление в Государственном образовательном стандар­те старшей школы 2004 года концепции про­фильного обучения. При переходе на третью (старшую) ступень общего образования каждо­му школьнику предоставлена возможность вы­бора профиля, отражающего его индивидуаль­ную траекторию развития. Благодаря внедре­нию профильного обучения в старшей школе, всем школьникам предоставляются условия ре­ализации своего творческого потенциала по ин­форматике непосредственно в школе, а не толь­ко в специализированных центрах обучения та­лантливых детей. Понятно, что таких центров мало, и они есть, как правило, только в науко­градах или при вузах, но профильное обучение в школах внедряется повсеместно, в том числе и на селе, и это предоставляет возможность вся­кому школьнику проявить свою одаренность в предметной области, что значительно расширя­ет охват школьников олимпиадным движением.

Втретьих, деятельностный аспект, за­ложенный в Государственном образовательном стандарте 2004 года, позволяет создать в шко­лах условия более активного взаимодействия школьников с разнообразными мероприятия­ми, направленными на проявление их творче­ского потенциала, расширять систему состяза­ний и творческих конкурсов, что, несомненно, способствует расширению охвата талантливой молодежи олимпиадным движением. Сравнивая содержание олимпиадных заданий по информа­тике с темами программы по информатике про­фильного уровня, можно сделать вывод о том, что программа профильного обучения информа­тике в старшей школе в определенной степени охватывает содержание олимпиад по информа­тике. Но, как показал опыт, для успешного вы­ступления на олимпиадах по информатике, осо­бенно на заключительных этапах, освоение этой программы еще не достаточно. В дополнение к этому нужно использовать формы индивидуаль­ной работа с талантливыми школьниками, а так­же активно развивать в школе профильное обу­чение и разнообразные элективные курсы.

Поскольку на различных этапах олимпи­ады обучающимся 56, 78 и 911 классов пред­лагаются соответствующие комплекты задач, то рассмотрим это соответствие, как для основной, так и для старшей школы.

Подготовка школьников в рамках обуче­ния информатике в основной школе отражает­ся как в общей компьютерной грамотности, по­зволяющей школьнику свободно работать с ком­пьютером и его программным обеспечением, так и в темах Государственного стандарта по инфор­матике основной ступени образования, отража­ющих способность школьников находить идеи и решения информационных задач. Несомнен­но, что для достижения успеха ребятам основ­ной школы требуется серьезная предпрофильная подготовка. И если она проводится система­тически и качественно, то результат проявляется сразу. Все сказанное выше о связи государствен­ного образовательного стандарта с содержанием ВсОШ по информатике остается справедливым и в отношении будущего Федерального государ­ственного образовательного стандарта основно­го общего образования, проект которого только обсуждался на момент написания данной статьи (http://standart.edu.ru´).

Приведенное сравнение содержания ВсОШ по информатике и Государственного об­разовательного стандарта 2004 года по информа­тике и ИКТ показывает, что тот базис, который должен закладываться по информатике в обще­образовательных учебных заведениях, вполне достаточен для полноценного участия школьни­ков на различных этапах ВсОШ по информати­ке, включая заключительный этап. Это еще раз подчеркивает, что мнение о том, что в олимпи­адах могут участвовать только уникально ода­ренные школьники или подготовить школьни­ков к участию в таких олимпиадах могут толь­ко очень квалифицированные педагоги, являет­ся всего лишь мифом.

Список литературы

1.  Кирюхин В.М. Информатика. Всерос­сийские олимпиады. Вып. 3. - М.: Просвеще­ние, 2010. - 220 с. - (Пять колец).

2.  Kiryukhin V.M., Tsvetkova M.S. Strategy for ICT Skills Teachers and Informatics Olympiad Coaches Development. International Journal« Olym­piads in informatics)), 2010. Vol. 4, C. 3051.