Особенности экономического развития России и необходимость глобальной модернизации образования предполагают переосмысление и трансформацию экономических отношений между участниками образовательного процесса при предоставлении образовательных или сопутствующих им услуг. При этом основным критерием эффективности образования, с экономической точки зрения, должно выступать соотношение производимых затрат с достигаемыми результатами.
На современном этапе развития России профессиональное образование выступает как одно из основных средств формирования личностей, способных обеспечить национальную, экономическую, экологическую, политическую безопасность страны в период глобализации, универсализации человечества и перехода к постиндустриальному, информационному обществу. В разработке путей выхода из мирового экономического кризиса, образование должно рассматриваться в качестве важнейшего потенциала консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
Тенденции формирования новых образовательных систем определяются, очевидно, общими тенденциями современного мирового развития. К таким тенденциям, существенно влияющим на характер мирового образовательного процесса, можно отнести:
- мировой экономический кризис;
- экспоненциальный рост количества знаний;
- ускорение темпов технологического развития общества;
- расширение возможностей социального выбора;
- интенсификация межкультурного взаимодействия;
- рост экологических проблем регионального и глобального уровня;
- информатизация общества и рост коммуникативных возможностей;
- рост конкуренции и, соответственно, необходимости постоянного повышения профессиональной квалификации, переподготовки работников и их профессиональной мобильности;
- возрастание доли интеллектуальной составляющей или доли человеческого капитала в структуре национального богатства (в экономически развитых странах эта доля уже составляет 7080%).
Без учета этих тенденций и особенностей их проявления в конкретных территориальных и социальноэкономических условиях невозможно адекватно проанализировать состояние действующей системы образования, выявить её проблемы и задачи, разработать пути, направления (стратегии) развития и модернизации, определить средства и способы (тактика), при которых это будет успешно реализовано.
Основная цель российского образования в настоящие время предопределяется особенностями перехода России к демократическому, правовому государству, к рыночным механизмам функционирования экономики, а также интеграцией страны в мировое сообщество наиболее развитых государств. Эта цель предусматривает глубокую модернизацию образования на всех уровнях его организации путём создания механизмов устойчивого развития системы образования. Современная система образования должна обеспечивать выполнение актуальных и перспективных запросов личности, общества и государства, повышать результативность и эффективность формирования высокого уровня материальной, духовной, профессиональной, правовой, экологической и т.д. культуры.
Однако до сих пор разработка единого механизма, обеспечивающего системное развитие образования в России, не завершена. Сформировавшиеся подходы разрозненны, одномерны, нескоординированны, реализуемые мероприятия зачастую противоречивы и неадекватны сложившемуся социальноэкономическому состоянию общества. Остаётся неразрешённой проблема выявления и оценки социальных рисков, обусловленных присоединением России к Болонскому процессу в условиях низких темпов модернизации системы образования и продолжающегося финансовоэкономического кризиса.
Достаточно очевидно, что для преодоления возникших проблем необходимо однозначное нормативноправовое, организационноуправленческое и финансовоэкономическое обеспечение, с одной стороны, и привлечение в образовательную отрасль современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать возможные последствия, способных к сотрудничеству, мобильных, креативных и, самое важное, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу коллектива, организации, страны.
О модернизации Российского образования говорится уже давно и достаточно много: закон РФ «О высшем и послевузовском образовании», «Национальная доктрина образования до 2005 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная программа развития образования», «Основные направления развития образовательной политики до 2010 года», Национальный проект «Образование» и т.д. В принципе, идеи, установки, положения этих государственных документов, позволяют преодолеть любые, в том числе и современные проблемы образования. Основная, концептуальная идея выше перечисленных документов состоит в том, что в новых экономических отношениях определяющим принципом, реализующим весь механизм образовательного процесса, должен быть принцип повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными расходами на всех уровнях власти. Другими словами, сверхзадачей в новых экономических условиях в образовании должна стать модель бюджетирования, ориентированная на максимальную эффективность результата.
Однако, по мнению ряда ведущих современных учёных и руководителей вузов, например, Нобелевского лауреата, вицепрезидента РАН Жореса Алфёрова «...самой главной проблемой, мешающей развитию науки в России, является Министерство финансов...». Ему вторит декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, академик РАН Владимир Скулачёв: «...у российского вузовского образования есть только один недостатокнедостаток денег». «...Но даже те скудные бюджетные средства, которые выделяются вузам, тратить становиться всё сложнее (тендеры, казначейства, различные «статьи» расходов и т.д.): финансовые и проверяющие органы считают нас жуликами...» («Поиск», №26(996) 27 июня 2008 г.)
В действующей редакции закона РФ «Об образовании» говориться о том, что государственная политика в области образования основывается на принципах единства федерального, культурного и образовательного пространства; защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояние здоровья; демократического, государственнообщественного характера управления образованием; автономности общеобразовательных учреждений. Основные направления модернизации образования в современных экономических условиях, естественно, не должны противоречит этим положениям:
- подготовка специалистов наделенных достаточной квалификацией для
- одновременного решения профессиональных и управленческих вопросов в конкретных сферах систем хозяйствования;
- подготовка профессионалов нового повышенного и расширенного качества, сочетающих знаний по нескольким, близким направлениям и, обязательно, информатике;
- фундаментальность образования, заключающаяся в формировании понимания взаимосвязи явлений, процессов происходящих в природе и в обществе, закономерностей устройства, развития и функционирования систем разного уровня организации (от атома до Вселенной);
- формирование понимания социальноэкономической обстановки в современном мире, России и конкретных регионах, а также тенденций развития общества и факторов на них влияющих;
- развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств;
- развитие мотиваций и умений познать новое, перепрофилироваться, осваивать новые профессии;
- расширение доступности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- повышение общественного и государственного статуса педагогических и научных работников.
С экономической точки зрения основным условием модернизации образования является изменение отношения государства и общества к работникам образования и образованию в целом, как к производственному процессу.
Конечная цель модернизации системы образования должна реализовываться в переходе к образованию как к непрерывному процессу, направленному на формирование динамично развивающегося общества, которое характеризуется высоким уровнем духовной, правовой, профессиональной культуры, экологизированным использованием достижений цивилизации для экономического роста, повышения благосостояния граждан и страны в целом.
Библиографическая ссылка
Ивашкевич А.Н. ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 61-63;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26191 (дата обращения: 03.12.2024).