Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Особенности экономического развития России и необходимость глобальной модерни­зации образования предполагают переосмысле­ние и трансформацию экономических отношений между участниками образовательного про­цесса при предоставлении образовательных или сопутствующих им услуг. При этом основным критерием эффективности образования, с эко­номической точки зрения, должно выступать соотношение производимых затрат с достигаемы­ми результатами.

На современном этапе развития России профессиональное образование выступает как одно из основных средств формирования лич­ностей, способных обеспечить национальную, экономическую, экологическую, политиче­скую безопасность страны в период глобализа­ции, универсализации человечества и перехода к постиндустриальному, информационному об­ществу. В разработке путей выхода из мирово­го экономического кризиса, образование должно рассматриваться в качестве важнейшего потен­циала консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоле­ние этнонациональной напряженности и соци­альных конфликтов.

Тенденции формирования новых образо­вательных систем определяются, очевидно, об­щими тенденциями современного мирового раз­вития. К таким тенденциям, существенно вли­яющим на характер мирового образовательного процесса, можно отнести:

  1. мировой экономический кризис;
  2. экспоненциальный рост количества знаний;
  3. ускорение темпов технологического развития общества;
  4. расширение возможностей социального выбора;
  5. интенсификация межкультурного взаи­модействия;
  6. рост экологических проблем региональ­ного и глобального уровня;
  7. информатизация общества и рост ком­муникативных возможностей;
  8. рост конкуренции и, соответственно, не­обходимости постоянного повышения професси­ональной квалификации, переподготовки работ­ников и их профессиональной мобильности;
  9. возрастание доли интеллектуальной со­ставляющей или доли человеческого капитала в структуре национального богатства (в экономически развитых странах эта доля уже составляет 7080%).

Без учета этих тенденций и особенно­стей их проявления в конкретных территори­альных и социальноэкономических условиях невозможно адекватно проанализировать со­стояние действующей системы образования, выявить её проблемы и задачи, разработать пути, направления (стратегии) развития и мо­дернизации, определить средства и способы (тактика), при которых это будет успешно ре­ализовано.

Основная цель российского образования в настоящие время предопределяется особен­ностями перехода России к демократическому, правовому государству, к рыночным механиз­мам функционирования экономики, а также ин­теграцией страны в мировое сообщество наи­более развитых государств. Эта цель предусма­тривает глубокую модернизацию образования на всех уровнях его организации путём созда­ния механизмов устойчивого развития системы образования. Современная система образова­ния должна обеспечивать выполнение актуаль­ных и перспективных запросов личности, обще­ства и государства, повышать результативность и эффективность формирования высокого уров­ня материальной, духовной, профессиональной, правовой, экологической и т.д. культуры.

Однако до сих пор разработка единого ме­ханизма, обеспечивающего системное развитие образования в России, не завершена. Сформировавшиеся подходы разрозненны, одномерны, нескоординированны, реализуемые мероприя­тия зачастую противоречивы и неадекватны сло­жившемуся социальноэкономическому состоя­нию общества. Остаётся неразрешённой пробле­ма выявления и оценки социальных рисков, обу­словленных присоединением России к Болонскому процессу в условиях низких темпов модерни­зации системы образования и продолжающегося финансовоэкономического кризиса.

Достаточно очевидно, что для преодоле­ния возникших проблем необходимо однознач­ное нормативноправовое, организационноуправленческое и финансовоэкономическое обеспечение, с одной стороны, и привлечение в образовательную отрасль современно обра­зованных, нравственных, предприимчивых лю­дей, способных самостоятельно принимать от­ветственные решения в ситуациях выбора, про­гнозировать возможные последствия, способ­ных к сотрудничеству, мобильных, креативных и, самое важное, обладающих развитым чув­ством ответственности за судьбу коллектива, ор­ганизации, страны.

О модернизации Российского образова­ния говорится уже давно и достаточно много: закон РФ «О высшем и послевузовском образо­вании», «Национальная доктрина образования до 2005 года», «Концепция модернизации рос­сийского образования на период до 2010 года», «Федеральная программа развития образова­ния», «Основные направления развития образо­вательной политики до 2010 года», Национальный проект «Образование» и т.д. В принципе, идеи, установки, положения этих государствен­ных документов, позволяют преодолеть любые, в том числе и современные проблемы образова­ния. Основная, концептуальная идея выше пере­численных документов состоит в том, что в но­вых экономических отношениях определяющим принципом, реализующим весь механизм обра­зовательного процесса, должен быть принцип повышения результативности бюджетных рас­ходов и оптимизации управления бюджетны­ми расходами на всех уровнях власти. Други­ми словами, сверхзадачей в новых экономиче­ских условиях в образовании должна стать мо­дель бюджетирования, ориентированная на мак­симальную эффективность результата.

Однако, по мнению ряда ведущих совре­менных учёных и руководителей вузов, напри­мер, Нобелевского лауреата, вицепрезидента РАН Жореса Алфёрова «...самой главной про­блемой, мешающей развитию науки в России, является Министерство финансов...». Ему вто­рит декан факультета биоинженерии и биоин­форматики МГУ, академик РАН Владимир Скулачёв: «...у российского вузовского образова­ния есть только один недостатокнедостаток де­нег». «...Но даже те скудные бюджетные сред­ства, которые выделяются вузам, тратить стано­виться всё сложнее (тендеры, казначейства, раз­личные «статьи» расходов и т.д.): финансовые и проверяющие органы считают нас жуликами...» («Поиск», №26(996) 27 июня 2008 г.)

В действующей редакции закона РФ «Об образовании» говориться о том, что государ­ственная политика в области образования осно­вывается на принципах единства федерального, культурного и образовательного пространства; защиты и развития национальных культур, реги­ональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования, независимо от материального достатка семьи, места прожива­ния, национальной принадлежности и состояние здоровья; демократического, государственнообщественного характера управления образо­ванием; автономности общеобразовательных учреждений. Основные направления модерни­зации образования в современных экономиче­ских условиях, естественно, не должны проти­воречит этим положениям:

  1. подготовка специалистов наделенных достаточной квалификацией для
  2. одновременного решения профессио­нальных и управленческих вопросов в конкрет­ных сферах систем хозяйствования;
  3. подготовка профессионалов нового по­вышенного и расширенного качества, сочетаю­щих знаний по нескольким, близким направле­ниям и, обязательно, информатике;
  4. фундаментальность образования, за­ключающаяся в формировании понимания взаимосвязи явлений, процессов происходя­щих в природе и в обществе, закономерностей устройства, развития и функционирования си­стем разного уровня организации (от атома до Вселенной);
  5. формирование понимания социальноэкономической обстановки в современном мире, России и конкретных регионах, а также тенденций развития общества и факторов на них вли­яющих;
  6. развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств;
  7. развитие мотиваций и умений познать новое, перепрофилироваться, осваивать новые профессии;
  8. расширение доступности;
  9. сохранение и укрепление здоровья;
  10. повышение общественного и государ­ственного статуса педагогических и научных работников.

С экономической точки зрения основным условием модернизации образования является изменение отношения государства и общества к работникам образования и образованию в це­лом, как к производственному процессу.

Конечная цель модернизации системы об­разования должна реализовываться в переходе к образованию как к непрерывному процессу, направленному на формирование динамично раз­вивающегося общества, которое характеризует­ся высоким уровнем духовной, правовой, про­фессиональной культуры, экологизированным использованием достижений цивилизации для экономического роста, повышения благосостоя­ния граждан и страны в целом.