Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Еремина В.М.

В современной России образовательный процесс в средней школе обнаруживает глубо­кие противоречия. Рынок труда не соответству­ет рынку образования: школьники ориентиро­ваны на получение высшего образования преи­мущественно гуманитарных профессий, а эко­номика нуждается в рабочих профессиях. Кро­ме того, в современном мире информация удва­ивается каждые 5 лет, а содержание школьных программ отстает от научных достижений. Ин­формационные технологии предлагают боль­шое количество компьютерных обучающих программ, но реальное обеспечение компьютера­ми, интерактивными досками в средних школах попрежнему весьма скудное. В лучшем случае один класс, в котором проходят уроки инфор­матики, а во всех остальных классах в арсенале учителя доска и мел. В начале нынешнего учеб­ного года учителя средних школ РТ получили персональные ноутбуки, но без подключения к

Интернету из бюджетных средств, тогда как без этого затруднительно даже вести электронные журналы, которые вменили в обязанность учителям. К тому же с 1 января средние школы бу­дут переходить на новое финансирование, а бу­дет ли входить оплата Интернета в обязатель­ный стандарт образовательных услуг, который оплачивается государством, неизвестно. В про­тивном случае оплата этих услуг ляжет на плечи родителей учеников.

Курс на модернизацию страны, объявлен­ный правительством на ближайшие годы, тре­бует модернизации образовательного процесса в школе. Информационные технологии созда­ют не только новые условия труда, но и новую социальную среду с выходом на информацион­ный ресурс человечества. Выпускники школы не смогут продолжить образование в высшей школе, в средних профессиональных учебных заведениях, работать на современном оборудо­вании (закупленном, как правило, в высокораз­витых странах), если не научатся использовать возможности информационных технологий. Они открывают доступ к мировым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют новые воз­можности для творческого подхода к обучению как учащимся, так и учителям. Школа ориенти­рует педагогическое сообщество на воспитание учащихся, которым предстоит жить, работать и добиваться успехов в современном информаци­онном обществе. Уже сейчас с помощью Интер­нета можно совершать покупки, оплачивать сче­та, получать информацию, консультации, посы­лать жалобы и запросы в государственные орга­ны власти. Перед учителем стоит задача - по­мочь ученику ориентироваться в информацион­ных потоках, использовать возможности инфор­мационных и коммуникативных технологий при выполнении самостоятельной работы и реализа­ции учебных проектов.

Для стимулирования работы учителей в сфере разработки методического обеспечения уроков в Республике Татарстан ежегодно объявляются конкурсы «Использование информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе» и «50 инновационных идей в образо­вании». В 2010 году автор занял 1 места в этих конкурсах по предмету «Технология» (обслу­живающий труд). Для конкурса была разработа­на авторская программа непрерывного обучения учителей и учащихся художественной деятельно­сти «Веков связующая нить» по разделу «Худо­жественная обработка материалов» в электрон­ной версии. На первом этапе программа создава­лась на бумажном носителе, а затем была пере­несена на магнитный носитель. Это потребовало значительных финансовых и временных затрат.

Необходимо было снять видеофильм с основны­ми элементами уроков, для чего приглашен был специалистоператор. Затем учитель на совре­менном компьютере монтировал видеокадры с текстами, рисунками, графическими изображе­ниями. Однако воспользоваться своим трудом на собственных уроках учитель не может, поскольку в кабинете труда нет вспомогательного оборудо­вания для демонстрации видеофильмов, а показ на дисплее ноутбука для целого класса вряд ли целесообразно. Таким образом, интересное и по­лезное для учителей и учащихся электронное ме­тодическое пособие остается невостребованным в практической работе, поскольку не оборудова­ны школьные кабинеты, нет возможности тира­жировать диски для других учителей, труд учите­ля по созданию интеллектуальной собственности не оплачивается и не вознаграждается. Проблемы оснащения кабинетов современным оборудовани­ем встают практически перед всеми учителями, но особенно остро отставание ощущают учите­ля технологии, поскольку их задача - вооружить учеников не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Правильная органи­зация прикладной художественной деятельности, нацеленная на изготовление декоративных изде­лий, украшений, одежды, элементов повседнев­ной жизни, нуждается в визуализации, презента­ции в образной, а не только вербальной форме. Именно информационнокоммуникативные тех­нологии способны вооружить учителя наиболее доходчивыми приемами объяснения тонкостей работы с тканью, сочетаний цветов, композиции художественных изделий. За ними, несомнен­но, будущее, хотя уже сейчас появляются рост­ки в виде разрозненных электронных методиче­ских разработок. Задача правительства - создать условия для творчества учителей, предусмотреть систему мотивации, сделать востребованными их электронные методические пособия.


Библиографическая ссылка

Еремина В.М. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 60-61;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26190 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674