В современной России образовательный процесс в средней школе обнаруживает глубокие противоречия. Рынок труда не соответствует рынку образования: школьники ориентированы на получение высшего образования преимущественно гуманитарных профессий, а экономика нуждается в рабочих профессиях. Кроме того, в современном мире информация удваивается каждые 5 лет, а содержание школьных программ отстает от научных достижений. Информационные технологии предлагают большое количество компьютерных обучающих программ, но реальное обеспечение компьютерами, интерактивными досками в средних школах попрежнему весьма скудное. В лучшем случае один класс, в котором проходят уроки информатики, а во всех остальных классах в арсенале учителя доска и мел. В начале нынешнего учебного года учителя средних школ РТ получили персональные ноутбуки, но без подключения к
Интернету из бюджетных средств, тогда как без этого затруднительно даже вести электронные журналы, которые вменили в обязанность учителям. К тому же с 1 января средние школы будут переходить на новое финансирование, а будет ли входить оплата Интернета в обязательный стандарт образовательных услуг, который оплачивается государством, неизвестно. В противном случае оплата этих услуг ляжет на плечи родителей учеников.
Курс на модернизацию страны, объявленный правительством на ближайшие годы, требует модернизации образовательного процесса в школе. Информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую социальную среду с выходом на информационный ресурс человечества. Выпускники школы не смогут продолжить образование в высшей школе, в средних профессиональных учебных заведениях, работать на современном оборудовании (закупленном, как правило, в высокоразвитых странах), если не научатся использовать возможности информационных технологий. Они открывают доступ к мировым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют новые возможности для творческого подхода к обучению как учащимся, так и учителям. Школа ориентирует педагогическое сообщество на воспитание учащихся, которым предстоит жить, работать и добиваться успехов в современном информационном обществе. Уже сейчас с помощью Интернета можно совершать покупки, оплачивать счета, получать информацию, консультации, посылать жалобы и запросы в государственные органы власти. Перед учителем стоит задача - помочь ученику ориентироваться в информационных потоках, использовать возможности информационных и коммуникативных технологий при выполнении самостоятельной работы и реализации учебных проектов.
Для стимулирования работы учителей в сфере разработки методического обеспечения уроков в Республике Татарстан ежегодно объявляются конкурсы «Использование информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе» и «50 инновационных идей в образовании». В 2010 году автор занял 1 места в этих конкурсах по предмету «Технология» (обслуживающий труд). Для конкурса была разработана авторская программа непрерывного обучения учителей и учащихся художественной деятельности «Веков связующая нить» по разделу «Художественная обработка материалов» в электронной версии. На первом этапе программа создавалась на бумажном носителе, а затем была перенесена на магнитный носитель. Это потребовало значительных финансовых и временных затрат.
Необходимо было снять видеофильм с основными элементами уроков, для чего приглашен был специалистоператор. Затем учитель на современном компьютере монтировал видеокадры с текстами, рисунками, графическими изображениями. Однако воспользоваться своим трудом на собственных уроках учитель не может, поскольку в кабинете труда нет вспомогательного оборудования для демонстрации видеофильмов, а показ на дисплее ноутбука для целого класса вряд ли целесообразно. Таким образом, интересное и полезное для учителей и учащихся электронное методическое пособие остается невостребованным в практической работе, поскольку не оборудованы школьные кабинеты, нет возможности тиражировать диски для других учителей, труд учителя по созданию интеллектуальной собственности не оплачивается и не вознаграждается. Проблемы оснащения кабинетов современным оборудованием встают практически перед всеми учителями, но особенно остро отставание ощущают учителя технологии, поскольку их задача - вооружить учеников не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Правильная организация прикладной художественной деятельности, нацеленная на изготовление декоративных изделий, украшений, одежды, элементов повседневной жизни, нуждается в визуализации, презентации в образной, а не только вербальной форме. Именно информационнокоммуникативные технологии способны вооружить учителя наиболее доходчивыми приемами объяснения тонкостей работы с тканью, сочетаний цветов, композиции художественных изделий. За ними, несомненно, будущее, хотя уже сейчас появляются ростки в виде разрозненных электронных методических разработок. Задача правительства - создать условия для творчества учителей, предусмотреть систему мотивации, сделать востребованными их электронные методические пособия.