Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Воронова О.П.

Инженерной деятельности тысячи лет. Не­малую роль отводили обучению математике. В России первые высшие инженерные учреж­дения появились в первой половине 18 века. В них преподавались такие дисциплины, как ма­тематика и фортификация. С течением времени процесс обучения преобразовывался, также по­являлись новые математические разделы. В об­разовании инженера на первых курсах большое значение отводится изучению математики. Ма­тематика развивает следующие профессиональ­ные качества: логическое мышление, абстракт­ный склад ума, способность к неординарным решениям.

В последнее время мы видим тенденцию гуманизации образования. Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнюю декларируемость, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной [1, 49]. Стало понятным, что одно дело  формировать челове­ка в качестве «персонифицированной функции», а другое  развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду [1, 49].

Необходимо показать воспитательную функ­цию математики, формировать математическую культуру и расширять мировоззрение. Для это­го следует студентам предлагать для решения математические задачи с гуманитарным компо­нентом. Или предложить им самим разработать практические задания по изученным темам и связать с антропологией, историей, культуроло­гией, литературоведением, педагогикой, психо­логией, социологией, философией, этнографией и др. Затем необходимо обсудить эти задания и их решение в группах, парах или всей аудитори­ей. Обсуждение строить на конрпримерах. Та­кая деловая игра вполне допустима на практиче­ских занятиях, так как в отличие от школьников студенты являются достаточно зрелыми лично­стями и обучение в такой форме будет проходить активно и спор вестись корректно.

Таким образом, у студентов формируются профессиональные качества (к ним мы относим логическое мышление, как важный показатель математической подготовки студентов техниче­ского направления) и развиваются личностные качества (добросовестность, пунктуальность, целеустремленность).

Важным моментом при обучении матема­тике будущих инженеров является вовлечение в исследовательскую деятельность. Причем де­лать это следует и на занятиях, используя раз­личные формы (проблемные ситуации, мозго­вой штурм) и во внеаудиторное время.

В ходе исследования проведена опытноэкспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий, акти­визирующих развивающую функцию обучения математике в целях формирования личности бу­дущего инженера. Эмпирическую базу исследо­вания составил контингент из 68 студентов, из них 56 юношей, 12 девушек. Возрастной состав испытуемых от 17 до 19 лет. Всего в опросах участвовало 269 респондентов. Основной целью данного исследования было выявить факторы, формирующие личностные и профессиональ­ные качества будущих инженеров в процессе обучения математике. В экспериментальных группах проводилась активизация развивающей функции обучения математике студентов следу­ющими методами: проведение лекцийпрезента­ций, компьютерное тестирование, применение модульнорейтинговой системы, решение задач более сложного уровня. По результатам прове­денного исследования был выявлен комплекс педагогических условий, направленный на раз­витие профессиональных и личностных качеств будущих специалистов.

Комплекс педагогических условий, обе­спечивающих эффективное формирование лич­ностных качеств будущих инженеров, включает в себя:

-   обучение в рамках личностноориентированной среды;

-   усиление межпредметных связей в направ­лении гуманитаризации

-   процесса преподавания математики;

-   включение студентов в исследовательскую деятельность, направленную на овладение вы­пускниками умениями самостоятельно ставить и решать профессиональнотворческие задачи.

Научно обоснованное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям: меры, сущности, явления, единство содержания и формы, необходимости, времени.

Эффективность процесса обучения зависит от условий его протекания (материальных, гиги­енических, социальнопсихологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относят­ся профессионализм преподавателей, их твор­ческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению зна­ний и коррекция личностных качеств [1, 62].

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторон­ности, направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает позна­вательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятель­ность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплини­рованность [1, 66].

Концепции развивающего обучения Л.В Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, З.И. Калмыковой, Л.М. Фридмана, Н.Н. По­спелова, Е.Н. Кабановой Меллер направле­ны на развитие младших, средних и старших школьников. Отдельные принципы могут быть проецированы на педагогические условия, обе­спечивающие эффективное формирование лич­ностных качеств студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального об­разования.

Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков студентами  один из кри­териев успешности и эффективности процесса обучения. Проектирование содержания образо­вания на уровне учебного материала осущест­вляется в учебной литературе, к которой отно­сятся учебники и учебные пособия. Содержание образования наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: сборни­ках задач по математике, методических указани­ях и рекомендациях. Учебные пособия служат цели углубления и расширения представлений студентов и направлены на решение конкретных задач обучения (информационных, тренировоч­ных, проверочных и др.).

С появлением первых университетов зарож­дается лекционносеминарская система обуче­ния. Она практически не претерпела существен­ных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные заня­тия, консультации и практика по избранной спе­циальности попрежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционносеминарской системы. Неизменными ее атрибутами яв­ляются коллоквиумы, зачеты и экзамены [1, 228]. Лекционносеминарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и последипломного образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся имеется определенный опыт учебнопознавательной деятельности, ког­да сформированы основные общеучебные уме­ния и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивиду­альные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенно­стями возраста обучающихся: студентов, слуша­телей системы повышения квалификации и др.

Методы обучения  это способы взаимосвя­занной деятельности преподавателей и студен­тов по осуществлению задач образования, вос­питания и развития (Ю.К. Бабанский).

Две группы функций методов обучения:

1.   Образовательная, воспитательная, разви­вающая (связана с целями и функциями процес­са обучения).

2.   Побуждающая (стимулирующая), орга­низационная и контролирующая (объединяет управленческие функции методов обучения).

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение [3].

При пассивном обучении учащийся высту­пает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, ко­торый передается ему преподавателем или дру­гим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекциимонолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с дру­гом и не выполняют какихлибо проблемных, поисковых заданий [4, 5].

При активном обучении учащийся в боль­шей степени становится субъектом учебной дея­тельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие об­учающихся друг с другом при выполнении за­даний в паре, группе [4, 5].

Вторая группа исследователей ищет источ­ники активности в естественной среде, окружа­ющей человека, и рассматривает факторы, сти­мулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:

1) познавательный и профессиональный ин­терес;

2) творческий характер учебнопознавательной деятельности;

3)  состязательность;

4)  игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов [3].

Данные два подхода характерны, на наш взгляд, для обучения в школе.

Нас интересует третий подход, который свя­зывает источники активности с личностью пре­подавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:

-    проблемность, взаимообучение, исследо­вание, индивидуализацию и самообучение, ме­ханизм самоконтроля и саморегулирования [5];

-    создание условий «для новых и более вы­соких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу...)» [6]; вооружение учащих­ся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знани­ями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, ин­тенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой» [6].

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаи­модействия преподавателя и обучающихся и по­лагает, что проблема развития активности и обу­чающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного об­учения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин и др.).

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание от­крытых, доверительных, доброжелательных от­ношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социальнопсихологические, дидактические и личностные средства.

Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социаль­нопсихологического обучения» [7] и пока еще недостаточно описано в отечественной педаго­гической литературе. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанци­онным образованием, с использованием ресур­сов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме online и т. д. Современные компьютерные телекоммуника­ции позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или уст­ный) с реальным партнером, а также делают воз­можным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [8, с. 50]. Ком­пьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечи­вают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют уча­щимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. [4, с. 8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.  М.: Издательский центр «Академия», 2000.  288 с.

2.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогиче­ской технологии.  М., 1989.

3.  Беловолов В.А. Психологопедагогиче­ские аспекты внедрения активных методов в учебный процесс / В. А. Беловолов, С.П. Беловолова // Вопросы совершенствования професси­ональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных тру­дов.  Новосибирск, 1997.

4.  Панина Т.В. Современные способы акти­визации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной.  4е изд., стер.  М.: Из­дательский центр «Академия», 2008.  176 с.

5.  Смолкин А.М. Методы активного обуче­ния.  М., 1991.

6.  Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к лич­ности.  М.: ИЦ «Академия», 2003.  303 с.

7.  Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение.  Л., 1985.

8.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.  М., 2003.


Библиографическая ссылка

Воронова О.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 103-105;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26141 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674