Инженерной деятельности тысячи лет. Немалую роль отводили обучению математике. В России первые высшие инженерные учреждения появились в первой половине 18 века. В них преподавались такие дисциплины, как математика и фортификация. С течением времени процесс обучения преобразовывался, также появлялись новые математические разделы. В образовании инженера на первых курсах большое значение отводится изучению математики. Математика развивает следующие профессиональные качества: логическое мышление, абстрактный склад ума, способность к неординарным решениям.
В последнее время мы видим тенденцию гуманизации образования. Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнюю декларируемость, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной [1, 49]. Стало понятным, что одно дело формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду [1, 49].
Необходимо показать воспитательную функцию математики, формировать математическую культуру и расширять мировоззрение. Для этого следует студентам предлагать для решения математические задачи с гуманитарным компонентом. Или предложить им самим разработать практические задания по изученным темам и связать с антропологией, историей, культурологией, литературоведением, педагогикой, психологией, социологией, философией, этнографией и др. Затем необходимо обсудить эти задания и их решение в группах, парах или всей аудиторией. Обсуждение строить на конрпримерах. Такая деловая игра вполне допустима на практических занятиях, так как в отличие от школьников студенты являются достаточно зрелыми личностями и обучение в такой форме будет проходить активно и спор вестись корректно.
Таким образом, у студентов формируются профессиональные качества (к ним мы относим логическое мышление, как важный показатель математической подготовки студентов технического направления) и развиваются личностные качества (добросовестность, пунктуальность, целеустремленность).
Важным моментом при обучении математике будущих инженеров является вовлечение в исследовательскую деятельность. Причем делать это следует и на занятиях, используя различные формы (проблемные ситуации, мозговой штурм) и во внеаудиторное время.
В ходе исследования проведена опытноэкспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий, активизирующих развивающую функцию обучения математике в целях формирования личности будущего инженера. Эмпирическую базу исследования составил контингент из 68 студентов, из них 56 юношей, 12 девушек. Возрастной состав испытуемых от 17 до 19 лет. Всего в опросах участвовало 269 респондентов. Основной целью данного исследования было выявить факторы, формирующие личностные и профессиональные качества будущих инженеров в процессе обучения математике. В экспериментальных группах проводилась активизация развивающей функции обучения математике студентов следующими методами: проведение лекцийпрезентаций, компьютерное тестирование, применение модульнорейтинговой системы, решение задач более сложного уровня. По результатам проведенного исследования был выявлен комплекс педагогических условий, направленный на развитие профессиональных и личностных качеств будущих специалистов.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование личностных качеств будущих инженеров, включает в себя:
- обучение в рамках личностноориентированной среды;
- усиление межпредметных связей в направлении гуманитаризации
- процесса преподавания математики;
- включение студентов в исследовательскую деятельность, направленную на овладение выпускниками умениями самостоятельно ставить и решать профессиональнотворческие задачи.
Научно обоснованное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям: меры, сущности, явления, единство содержания и формы, необходимости, времени.
Эффективность процесса обучения зависит от условий его протекания (материальных, гигиенических, социальнопсихологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм преподавателей, их творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекция личностных качеств [1, 62].
Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность [1, 66].
Концепции развивающего обучения Л.В Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, З.И. Калмыковой, Л.М. Фридмана, Н.Н. Поспелова, Е.Н. Кабановой Меллер направлены на развитие младших, средних и старших школьников. Отдельные принципы могут быть проецированы на педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование личностных качеств студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков студентами один из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. Содержание образования наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: сборниках задач по математике, методических указаниях и рекомендациях. Учебные пособия служат цели углубления и расширения представлений студентов и направлены на решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).
С появлением первых университетов зарождается лекционносеминарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности попрежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционносеминарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены [1, 228]. Лекционносеминарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и последипломного образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся имеется определенный опыт учебнопознавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.
Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
Две группы функций методов обучения:
1. Образовательная, воспитательная, развивающая (связана с целями и функциями процесса обучения).
2. Побуждающая (стимулирующая), организационная и контролирующая (объединяет управленческие функции методов обучения).
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение [3].
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекциимонолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют какихлибо проблемных, поисковых заданий [4, 5].
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе [4, 5].
Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:
1) познавательный и профессиональный интерес;
2) творческий характер учебнопознавательной деятельности;
3) состязательность;
4) игровой характер проведения занятий;
5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов [3].
Данные два подхода характерны, на наш взгляд, для обучения в школе.
Нас интересует третий подход, который связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:
- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования [5];
- создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу...)» [6]; вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой» [6].
Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности и обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин и др.).
Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социальнопсихологические, дидактические и личностные средства.
Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социальнопсихологического обучения» [7] и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме online и т. д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [8, с. 50]. Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. [4, с. 8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
3. Беловолов В.А. Психологопедагогические аспекты внедрения активных методов в учебный процесс / В. А. Беловолов, С.П. Беловолова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1997.
4. Панина Т.В. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 4е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
5. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: ИЦ «Академия», 2003. 303 с.
7. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение. Л., 1985.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003.