Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Беляев М.К. Мазница Е.М.
В статье рассмотрены новые направления реформирования регионального ЖКХ. Проанализированы перспективы инновационного развития ЖКХ г. Волгограда и области. Подчеркнута необходимость предложенных мероприятий.
инновации
применение
жилищно коммунальное хозяйство

На днях стали известны новые направле­ния реформирования ЖКХ Волгоградской области, предложены новой управленче­ской командой. Как и многие реформаторы системы ЖКХ, организаторы новой рефор­мы считают ключевым моментом привле­чение инвестиций. Износ практически всех сетей коммунальной инфраструктуры со­ставляет 7085 %, и без значимых вложе­ний исправление ситуации представляется проблематичным. За последние 1015 лет осуществлены предварительные мероприя­тия, которые подвели регион к тому, чтобы в отрасль, наконец пошли средства инвесто­ров. В числе этих мероприятий  изменение структуры коммунальных платежей, моне­тизация льгот, практически полное избавле­ние от перекрестного субсидирования, при­ближение тарифов к 100 % себестоимости и появление на рыке ЖКХ целого класса частных операторов.

Имеющиеся на рынке денежные средства остаются в кризис невостребованными. Мно­гие инвесторы готовы вкладывать в ЖКХ и просят лишь создать понятные механизмы, предоставить гарантии. До 1 августа должна быть разработана и представлена в МЭРТ об­ластная целевая программа реформирования ЖКХ. Ее цель  к 2020 году обеспечить на­селение качественными доступными и на­дежными коммунальными услугами, для чего нужно решить несколько задач:

-    провести масштабную реконструкцию и модернизацию систем коммунальной ин­фраструктуры

-    усовершенствовать тарифное регули­рование

-    выстроить государственночастное партнерство на принципах возвратности и срочности

-     уйти от субсидирования бюджетным кредитам,

-     решить проблемы энерго и ресурсо­сбережения

-     вести расчеты по данным приборов учета, заместить унитарные предприятия частными операторами. Новый инструмент учета, который готовится к вводу  единая муниципальная база информационных ре­сурсов.

Структура регионального реформирова­ния предполагает несколько уровней. Так, принятие стратегических решений предпо­лагается возложить на совет директоров. Методологию и выработку стратегии ре­формы  на Центр энергоэффективности. 0ценивать правильность и эффективность принятых решений с технической точки зрения будет Технический совет, куда во­йдут ведущие специалисты в сфере ЖКХ. Эти органы составят первый уровень. Вто­рой уровень  исполнительный комитет, непосредственно осуществляющий рефор­му. Туда войдут управление региональных тарифов, саморегулируемые организации, департамент ЖКХ, региональный фонд по обеспечению капитальных ремонтов (сме­нит Фонд содействия реформированию ЖКХ), региональный образовательный ме­тодический Центр (будет в ответе за пропа­ганду реформы, работу с населением, ТСЖ и управляющими компаниями) и топливноэнергетический комплекс.

Третий «этаж»  ЕМБИР, или единая муниципальная база информационных ре­сурсов. Ее задач  мониторинг проведения реформы, контроль проведения услуг, со­стояния жилищного комплекса. Она будет завязана на приборах учета и выведена на государственного оператора. Эта база за­менит все квитанции и бумажные носи­тели: с е помощью будут осуществляться все операции с платежами, а проконтроли­ровать состояние своих платежей можно будет через Интернет. Предлагается реали­зацию областной программы реформиро­вания ЖКХ возложить не на чиновников, а на «проектные офисы». Таким образом, планируется создать единую управленче­скую структуру, которая будет курировать ход реформы в регионе.

Кроме того, региональные власти на­мерены реорганизовать все унитарные предприятия в ОАО, акции которых будут разделены между частными инвесторами (около 5 %), местными властями и област­ной администрацией (по 25 %). Имущество, созданное при участи инвестора, останется в муниципальной собственности и по окон­чании соглашения вернется на баланс муни­ципалитета. А в дальнейшем будет предо­ставляться в эксплуатацию и обслуживаться на условиях тендера. От муниципальных образований региона требуется разработать Программу комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры ПКР СКИ. Она поможет понять, какова их потребность в энергоресурсах, сопоставить их со своими возможностями, выяснить, какие необходи­мо построить объекты коммунальной ин­фраструктуры, где их строить и во сколько это обойдется. Эти данные лягут в основу разработки конкретных инвестиционных программ, направленных на удовлетворение требований потенциальных инвесторов.

Важной составляющей здесь должна стать политика тарифообразования. Она включает обязательное внедрение энергос­берегающих программ, энергопаспортов и установку приборов учета на предприятиях, разработку тарифов  долгосрочных, эконо­мически обоснованных, двухставочных и дифференцированных по времени суток [1].

На наш взгляд модернизация имеет не­сколько социальных измерений. Первое заключается в улучшении качества жизни. Второе предполагает повышение активно­сти общественных групп. После кризиса общество замерло, нет явных лидеров, и стоит задача  привести в движение соци­альные группы  прежде всего, технических специалистов. Нужно доказать, что мозга­ми можно зарабатывать деньги, а позиция значительной части нашего бизнеса, к со­жалению, крайне консервативна  трудно доказать корпорациям, что без технологий им не выжить. Именно для этого предлага­ется строить российскую Кремниевую до­лину, которая предполагает строительство лабораторного комплекса с самым совре­менным оборудованием, возможное откры­тие филиалов университетов и научнотех­нологических подразделений компаний и обязательное привлечение иностранных специалистов. В подмосковном Сколково будет создан центр по разработке и коммер­циализации новых технологий. Фактически это будет новый город, где на базе такого центра будут развиваться все пять высоко­технологичных направлений: энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Коорди­натором российской части инновационного центра в Сколково назначен исполнитель­ный директор ТНКВР Виктор Вексельберг.

Предполагается, что с весны 2010 г. свои инновационные продукты, предва­рительно отобранные комиссией, будут «выращивать» в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболее пер­спективные продукты отберут и перенесут в «долину», которая начнет обустраиваться с конца года. На поддержку проектов и про­ектировку «долины» пойдет около 4 млрд из 10 млрд руб., зарезервированных в бюдже­те  2010 для модернизационной комиссии. Инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 3040 тыс. человек и включит в себя все необходимое для разработки на­учных идей и превращения их в бизнесы: от жилья и комфортной среды до бизнес  ин­кубаторов и сервисов, готовых взять на себя маркетинговые стратегии новых продуктов и технологий. Почему же было принято ре­шение заниматься модернизацией и иннова­циями в небольшом отдельном городе?

Дело в том, что в 2009 году на иннова­ции в РФ было выделено $38 млрд, это бо­лее чем в два раза больше, чем нашли за тот же период американские венчурные фонды. То есть российская власть не ограничива­ется декларациями, а готова финансовым допингом возбудить тех, кто вступает на инновационную тропу. Но эффективность наших инноваций смехотворна. В США за год старт взяли 2795 проектов, в России 50, то есть у нас эффективность инноваций ниже в 112 раз. Как показали опросы экс­пертов инновационного сектора, 88 % не знают ни одного реализованного в 2009 году проекта. По общему мнению, главное пре­пятствие  непроходимый лес чиновничьих рогаток. В этих сетях увязло даже могучее «Роснано». Нашим корпорациям не до на­уки: «Нокиа» и «Майкрософт» в год на ис­следования направляют $89 млрд, богатый «Газпром»  всего $600 млн, и это больше любой другой российской компании. В ре­зультате в 2009 году выросла утечка умов. Когда курс на инновации получил полити­ческое благословение, надежды вспыхнули, и за границу уезжало 34 тысячи ученых. В 2009 году утечка умов перевалила за шесть тысяч. Судьба инноваций повторяет карти­ну астрономических и невнятных инвести­ций в олимпийский спорт, «утечку мышц» за кордон и чиновничий разгул [2].

Таким образом, должна стать понятной уже и для региональных властных структур бессмысленность финансовых вложений в масштабные программы  опять результата не дождемся. Все будет «спущено в песок», разворовано и потрачено с минимальной отдачей. Для реализации внедренческих модернизационных проектов, в том числе и в ЖКХ, необходима принципиально но­вая общественная среда, хотя бы точечно созданная,  от архитектуры до налоговых льгот, от новых поведенческих и техноло­гических стандартов до обыкновенного человеческого комфорта и концентрации квалифицированных людей в одном месте. Именно это  ключевой вопрос при обсуж­дении всякого масштаба инноваций и мо­дернизации в современной России.

Но все равно  надо начать. В масштабах всей страны или целой области, по сегод­няшним условиям, не получится. Заболтают и разворуют. Может получиться поначалу лишь очень точечно. Путем ручного отбо­ра единиц оставшихся еще не порченных коррупцией менеджеров, получивших луч­шее образование у нас и непременно еще за границей, еще не утративших полета мыс­ли молодых спецов  за большие зарплаты и соцпакеты, но на основе жесточайшего, абсолютно прозрачного конкурентного от­бора. Притом штучного, а не путем наде­ления «инновационными должностями». В таких центрах надо создать принципиально иные условия труда, взяв за основу луч­шие образцы офисного дизайна, эргономи­ки. Применение новых стандартов труда и творчества должно изначально строиться на основе отказа от всех бюрократических нагромождений последних лет  всех этих немыслимых противоречащих друг другу минфиновских инструкций, бесконечных согласований, лицензирований и прочей ре­гламентации, проникнутой совковой дремучестью, не годной в современном обществе. Должна быть качественно иная степень сво­боды и гибкости во всем. Важно изначально определить и механизм целеполагания. Кто будет «ставить цель»? При всей важности госзаказа для таких центров нельзя забы­вать о принципах научного самоуправле­ния, которые успешно работают в лучших зарубежных центрах: многие вещи ученым виднее, чем чиновникам[3].

Модернизацию областного ЖКХ мы также хотим предложить начать не с обла­сти целиком, а с показательной, точечной модернизации коммунального хозяйства в отдельно взятом квартале, районе или не­большом городе. Образцовопоказательным полигоном может стать Город воинской славы Калач  на  Дону. Для начала нуж­но провести социологический опрос жите­лей  каким они видят свой город? Чего не хватает прежде всего? Далее нужно опреде­лить экономический потенциал города  что в нем может работать, какие предприятия каких отраслей экономики будут успеш­ными? Специалисты нашего архитектур­но  строительного университета прове­дут анализ использования уже собранных за услуги ЖКХ средств, на отдельном участке рассчитают износ коммуникаций и других основных фондов, необходимый объемвложений. Главноевнашемпредложении  абсолютная прозрачность исполь­зования собранных средств, согласование тарифов с потребителями жилищно  ком­мунальных услуг. Здесь, разумеется, не­обходим четкий учет потребления услуг. 0пределяться объем потребления дол­жен по приборам учета  мы рассчитаем, сколько будет стоить установка счетчика квартиросъемщику, а не на дом в целом для того, чтобы каждый мог и хотел эко­номить. В предложенной Администрацией Волгоградской области Программе счетчи­ки попрежнему должны стоять только у предприятий, а мы хотим прежде всего за­интересовать именно потребителей ЖКУ физических лиц. И дополнительных значи­мых средств в модернизацию вкладывать не нужно  мы найдем потери от уже опла­ченных услуг. Этим наша программа прин­ципиально отличается от предлагаемых до сих пор.

Если же наше предложение не сможет быть внедрено полностью и образцовый го­род создать не удастся, мы четко будем знать, кто в этом виноват и что делать дальше.

СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Кувшинова А. Инвестиции в трубы // Деловое Поволжье.  2010.  №14.

2.   Лесков С. Инвалиды и инновации // Известия  12.03.2010 г.  №41 (28056).

3.   Бовт Г. Найти «новых немцев» // Из­вестия  19.02.2010 г.  №29 (28044).


Библиографическая ссылка

Беляев М.К., Мазница Е.М. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 57-60;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26114 (дата обращения: 23.01.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074