Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NEW DIRECTIONS FOR REFORM OF THE REGIONAL HOUSING AND UTILITY SERVICES

Belyaev M.K. Maznitsa E.M.
The article describes the new directions of the reform of the regional utilities. Analyzed the perspectives of innovation development of utilities and Volgograd region. Necessity of the proposed activities.

На днях стали известны новые направле­ния реформирования ЖКХ Волгоградской области, предложены новой управленче­ской командой. Как и многие реформаторы системы ЖКХ, организаторы новой рефор­мы считают ключевым моментом привле­чение инвестиций. Износ практически всех сетей коммунальной инфраструктуры со­ставляет 7085 %, и без значимых вложе­ний исправление ситуации представляется проблематичным. За последние 1015 лет осуществлены предварительные мероприя­тия, которые подвели регион к тому, чтобы в отрасль, наконец пошли средства инвесто­ров. В числе этих мероприятий  изменение структуры коммунальных платежей, моне­тизация льгот, практически полное избавле­ние от перекрестного субсидирования, при­ближение тарифов к 100 % себестоимости и появление на рыке ЖКХ целого класса частных операторов.

Имеющиеся на рынке денежные средства остаются в кризис невостребованными. Мно­гие инвесторы готовы вкладывать в ЖКХ и просят лишь создать понятные механизмы, предоставить гарантии. До 1 августа должна быть разработана и представлена в МЭРТ об­ластная целевая программа реформирования ЖКХ. Ее цель  к 2020 году обеспечить на­селение качественными доступными и на­дежными коммунальными услугами, для чего нужно решить несколько задач:

-    провести масштабную реконструкцию и модернизацию систем коммунальной ин­фраструктуры

-    усовершенствовать тарифное регули­рование

-    выстроить государственночастное партнерство на принципах возвратности и срочности

-     уйти от субсидирования бюджетным кредитам,

-     решить проблемы энерго и ресурсо­сбережения

-     вести расчеты по данным приборов учета, заместить унитарные предприятия частными операторами. Новый инструмент учета, который готовится к вводу  единая муниципальная база информационных ре­сурсов.

Структура регионального реформирова­ния предполагает несколько уровней. Так, принятие стратегических решений предпо­лагается возложить на совет директоров. Методологию и выработку стратегии ре­формы  на Центр энергоэффективности. 0ценивать правильность и эффективность принятых решений с технической точки зрения будет Технический совет, куда во­йдут ведущие специалисты в сфере ЖКХ. Эти органы составят первый уровень. Вто­рой уровень  исполнительный комитет, непосредственно осуществляющий рефор­му. Туда войдут управление региональных тарифов, саморегулируемые организации, департамент ЖКХ, региональный фонд по обеспечению капитальных ремонтов (сме­нит Фонд содействия реформированию ЖКХ), региональный образовательный ме­тодический Центр (будет в ответе за пропа­ганду реформы, работу с населением, ТСЖ и управляющими компаниями) и топливноэнергетический комплекс.

Третий «этаж»  ЕМБИР, или единая муниципальная база информационных ре­сурсов. Ее задач  мониторинг проведения реформы, контроль проведения услуг, со­стояния жилищного комплекса. Она будет завязана на приборах учета и выведена на государственного оператора. Эта база за­менит все квитанции и бумажные носи­тели: с е помощью будут осуществляться все операции с платежами, а проконтроли­ровать состояние своих платежей можно будет через Интернет. Предлагается реали­зацию областной программы реформиро­вания ЖКХ возложить не на чиновников, а на «проектные офисы». Таким образом, планируется создать единую управленче­скую структуру, которая будет курировать ход реформы в регионе.

Кроме того, региональные власти на­мерены реорганизовать все унитарные предприятия в ОАО, акции которых будут разделены между частными инвесторами (около 5 %), местными властями и област­ной администрацией (по 25 %). Имущество, созданное при участи инвестора, останется в муниципальной собственности и по окон­чании соглашения вернется на баланс муни­ципалитета. А в дальнейшем будет предо­ставляться в эксплуатацию и обслуживаться на условиях тендера. От муниципальных образований региона требуется разработать Программу комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры ПКР СКИ. Она поможет понять, какова их потребность в энергоресурсах, сопоставить их со своими возможностями, выяснить, какие необходи­мо построить объекты коммунальной ин­фраструктуры, где их строить и во сколько это обойдется. Эти данные лягут в основу разработки конкретных инвестиционных программ, направленных на удовлетворение требований потенциальных инвесторов.

Важной составляющей здесь должна стать политика тарифообразования. Она включает обязательное внедрение энергос­берегающих программ, энергопаспортов и установку приборов учета на предприятиях, разработку тарифов  долгосрочных, эконо­мически обоснованных, двухставочных и дифференцированных по времени суток [1].

На наш взгляд модернизация имеет не­сколько социальных измерений. Первое заключается в улучшении качества жизни. Второе предполагает повышение активно­сти общественных групп. После кризиса общество замерло, нет явных лидеров, и стоит задача  привести в движение соци­альные группы  прежде всего, технических специалистов. Нужно доказать, что мозга­ми можно зарабатывать деньги, а позиция значительной части нашего бизнеса, к со­жалению, крайне консервативна  трудно доказать корпорациям, что без технологий им не выжить. Именно для этого предлага­ется строить российскую Кремниевую до­лину, которая предполагает строительство лабораторного комплекса с самым совре­менным оборудованием, возможное откры­тие филиалов университетов и научнотех­нологических подразделений компаний и обязательное привлечение иностранных специалистов. В подмосковном Сколково будет создан центр по разработке и коммер­циализации новых технологий. Фактически это будет новый город, где на базе такого центра будут развиваться все пять высоко­технологичных направлений: энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Коорди­натором российской части инновационного центра в Сколково назначен исполнитель­ный директор ТНКВР Виктор Вексельберг.

Предполагается, что с весны 2010 г. свои инновационные продукты, предва­рительно отобранные комиссией, будут «выращивать» в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболее пер­спективные продукты отберут и перенесут в «долину», которая начнет обустраиваться с конца года. На поддержку проектов и про­ектировку «долины» пойдет около 4 млрд из 10 млрд руб., зарезервированных в бюдже­те  2010 для модернизационной комиссии. Инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 3040 тыс. человек и включит в себя все необходимое для разработки на­учных идей и превращения их в бизнесы: от жилья и комфортной среды до бизнес  ин­кубаторов и сервисов, готовых взять на себя маркетинговые стратегии новых продуктов и технологий. Почему же было принято ре­шение заниматься модернизацией и иннова­циями в небольшом отдельном городе?

Дело в том, что в 2009 году на иннова­ции в РФ было выделено $38 млрд, это бо­лее чем в два раза больше, чем нашли за тот же период американские венчурные фонды. То есть российская власть не ограничива­ется декларациями, а готова финансовым допингом возбудить тех, кто вступает на инновационную тропу. Но эффективность наших инноваций смехотворна. В США за год старт взяли 2795 проектов, в России 50, то есть у нас эффективность инноваций ниже в 112 раз. Как показали опросы экс­пертов инновационного сектора, 88 % не знают ни одного реализованного в 2009 году проекта. По общему мнению, главное пре­пятствие  непроходимый лес чиновничьих рогаток. В этих сетях увязло даже могучее «Роснано». Нашим корпорациям не до на­уки: «Нокиа» и «Майкрософт» в год на ис­следования направляют $89 млрд, богатый «Газпром»  всего $600 млн, и это больше любой другой российской компании. В ре­зультате в 2009 году выросла утечка умов. Когда курс на инновации получил полити­ческое благословение, надежды вспыхнули, и за границу уезжало 34 тысячи ученых. В 2009 году утечка умов перевалила за шесть тысяч. Судьба инноваций повторяет карти­ну астрономических и невнятных инвести­ций в олимпийский спорт, «утечку мышц» за кордон и чиновничий разгул [2].

Таким образом, должна стать понятной уже и для региональных властных структур бессмысленность финансовых вложений в масштабные программы  опять результата не дождемся. Все будет «спущено в песок», разворовано и потрачено с минимальной отдачей. Для реализации внедренческих модернизационных проектов, в том числе и в ЖКХ, необходима принципиально но­вая общественная среда, хотя бы точечно созданная,  от архитектуры до налоговых льгот, от новых поведенческих и техноло­гических стандартов до обыкновенного человеческого комфорта и концентрации квалифицированных людей в одном месте. Именно это  ключевой вопрос при обсуж­дении всякого масштаба инноваций и мо­дернизации в современной России.

Но все равно  надо начать. В масштабах всей страны или целой области, по сегод­няшним условиям, не получится. Заболтают и разворуют. Может получиться поначалу лишь очень точечно. Путем ручного отбо­ра единиц оставшихся еще не порченных коррупцией менеджеров, получивших луч­шее образование у нас и непременно еще за границей, еще не утративших полета мыс­ли молодых спецов  за большие зарплаты и соцпакеты, но на основе жесточайшего, абсолютно прозрачного конкурентного от­бора. Притом штучного, а не путем наде­ления «инновационными должностями». В таких центрах надо создать принципиально иные условия труда, взяв за основу луч­шие образцы офисного дизайна, эргономи­ки. Применение новых стандартов труда и творчества должно изначально строиться на основе отказа от всех бюрократических нагромождений последних лет  всех этих немыслимых противоречащих друг другу минфиновских инструкций, бесконечных согласований, лицензирований и прочей ре­гламентации, проникнутой совковой дремучестью, не годной в современном обществе. Должна быть качественно иная степень сво­боды и гибкости во всем. Важно изначально определить и механизм целеполагания. Кто будет «ставить цель»? При всей важности госзаказа для таких центров нельзя забы­вать о принципах научного самоуправле­ния, которые успешно работают в лучших зарубежных центрах: многие вещи ученым виднее, чем чиновникам[3].

Модернизацию областного ЖКХ мы также хотим предложить начать не с обла­сти целиком, а с показательной, точечной модернизации коммунального хозяйства в отдельно взятом квартале, районе или не­большом городе. Образцовопоказательным полигоном может стать Город воинской славы Калач  на  Дону. Для начала нуж­но провести социологический опрос жите­лей  каким они видят свой город? Чего не хватает прежде всего? Далее нужно опреде­лить экономический потенциал города  что в нем может работать, какие предприятия каких отраслей экономики будут успеш­ными? Специалисты нашего архитектур­но  строительного университета прове­дут анализ использования уже собранных за услуги ЖКХ средств, на отдельном участке рассчитают износ коммуникаций и других основных фондов, необходимый объемвложений. Главноевнашемпредложении  абсолютная прозрачность исполь­зования собранных средств, согласование тарифов с потребителями жилищно  ком­мунальных услуг. Здесь, разумеется, не­обходим четкий учет потребления услуг. 0пределяться объем потребления дол­жен по приборам учета  мы рассчитаем, сколько будет стоить установка счетчика квартиросъемщику, а не на дом в целом для того, чтобы каждый мог и хотел эко­номить. В предложенной Администрацией Волгоградской области Программе счетчи­ки попрежнему должны стоять только у предприятий, а мы хотим прежде всего за­интересовать именно потребителей ЖКУ физических лиц. И дополнительных значи­мых средств в модернизацию вкладывать не нужно  мы найдем потери от уже опла­ченных услуг. Этим наша программа прин­ципиально отличается от предлагаемых до сих пор.

Если же наше предложение не сможет быть внедрено полностью и образцовый го­род создать не удастся, мы четко будем знать, кто в этом виноват и что делать дальше.

СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Кувшинова А. Инвестиции в трубы // Деловое Поволжье.  2010.  №14.

2.   Лесков С. Инвалиды и инновации // Известия  12.03.2010 г.  №41 (28056).

3.   Бовт Г. Найти «новых немцев» // Из­вестия  19.02.2010 г.  №29 (28044).