На днях стали известны новые направления реформирования ЖКХ Волгоградской области, предложены новой управленческой командой. Как и многие реформаторы системы ЖКХ, организаторы новой реформы считают ключевым моментом привлечение инвестиций. Износ практически всех сетей коммунальной инфраструктуры составляет 7085 %, и без значимых вложений исправление ситуации представляется проблематичным. За последние 1015 лет осуществлены предварительные мероприятия, которые подвели регион к тому, чтобы в отрасль, наконец пошли средства инвесторов. В числе этих мероприятий изменение структуры коммунальных платежей, монетизация льгот, практически полное избавление от перекрестного субсидирования, приближение тарифов к 100 % себестоимости и появление на рыке ЖКХ целого класса частных операторов.
Имеющиеся на рынке денежные средства остаются в кризис невостребованными. Многие инвесторы готовы вкладывать в ЖКХ и просят лишь создать понятные механизмы, предоставить гарантии. До 1 августа должна быть разработана и представлена в МЭРТ областная целевая программа реформирования ЖКХ. Ее цель к 2020 году обеспечить население качественными доступными и надежными коммунальными услугами, для чего нужно решить несколько задач:
- провести масштабную реконструкцию и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры
- усовершенствовать тарифное регулирование
- выстроить государственночастное партнерство на принципах возвратности и срочности
- уйти от субсидирования бюджетным кредитам,
- решить проблемы энерго и ресурсосбережения
- вести расчеты по данным приборов учета, заместить унитарные предприятия частными операторами. Новый инструмент учета, который готовится к вводу единая муниципальная база информационных ресурсов.
Структура регионального реформирования предполагает несколько уровней. Так, принятие стратегических решений предполагается возложить на совет директоров. Методологию и выработку стратегии реформы на Центр энергоэффективности. 0ценивать правильность и эффективность принятых решений с технической точки зрения будет Технический совет, куда войдут ведущие специалисты в сфере ЖКХ. Эти органы составят первый уровень. Второй уровень исполнительный комитет, непосредственно осуществляющий реформу. Туда войдут управление региональных тарифов, саморегулируемые организации, департамент ЖКХ, региональный фонд по обеспечению капитальных ремонтов (сменит Фонд содействия реформированию ЖКХ), региональный образовательный методический Центр (будет в ответе за пропаганду реформы, работу с населением, ТСЖ и управляющими компаниями) и топливноэнергетический комплекс.
Третий «этаж» ЕМБИР, или единая муниципальная база информационных ресурсов. Ее задач мониторинг проведения реформы, контроль проведения услуг, состояния жилищного комплекса. Она будет завязана на приборах учета и выведена на государственного оператора. Эта база заменит все квитанции и бумажные носители: с е помощью будут осуществляться все операции с платежами, а проконтролировать состояние своих платежей можно будет через Интернет. Предлагается реализацию областной программы реформирования ЖКХ возложить не на чиновников, а на «проектные офисы». Таким образом, планируется создать единую управленческую структуру, которая будет курировать ход реформы в регионе.
Кроме того, региональные власти намерены реорганизовать все унитарные предприятия в ОАО, акции которых будут разделены между частными инвесторами (около 5 %), местными властями и областной администрацией (по 25 %). Имущество, созданное при участи инвестора, останется в муниципальной собственности и по окончании соглашения вернется на баланс муниципалитета. А в дальнейшем будет предоставляться в эксплуатацию и обслуживаться на условиях тендера. От муниципальных образований региона требуется разработать Программу комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры ПКР СКИ. Она поможет понять, какова их потребность в энергоресурсах, сопоставить их со своими возможностями, выяснить, какие необходимо построить объекты коммунальной инфраструктуры, где их строить и во сколько это обойдется. Эти данные лягут в основу разработки конкретных инвестиционных программ, направленных на удовлетворение требований потенциальных инвесторов.
Важной составляющей здесь должна стать политика тарифообразования. Она включает обязательное внедрение энергосберегающих программ, энергопаспортов и установку приборов учета на предприятиях, разработку тарифов долгосрочных, экономически обоснованных, двухставочных и дифференцированных по времени суток [1].
На наш взгляд модернизация имеет несколько социальных измерений. Первое заключается в улучшении качества жизни. Второе предполагает повышение активности общественных групп. После кризиса общество замерло, нет явных лидеров, и стоит задача привести в движение социальные группы прежде всего, технических специалистов. Нужно доказать, что мозгами можно зарабатывать деньги, а позиция значительной части нашего бизнеса, к сожалению, крайне консервативна трудно доказать корпорациям, что без технологий им не выжить. Именно для этого предлагается строить российскую Кремниевую долину, которая предполагает строительство лабораторного комплекса с самым современным оборудованием, возможное открытие филиалов университетов и научнотехнологических подразделений компаний и обязательное привлечение иностранных специалистов. В подмосковном Сколково будет создан центр по разработке и коммерциализации новых технологий. Фактически это будет новый город, где на базе такого центра будут развиваться все пять высокотехнологичных направлений: энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Координатором российской части инновационного центра в Сколково назначен исполнительный директор ТНКВР Виктор Вексельберг.
Предполагается, что с весны 2010 г. свои инновационные продукты, предварительно отобранные комиссией, будут «выращивать» в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболее перспективные продукты отберут и перенесут в «долину», которая начнет обустраиваться с конца года. На поддержку проектов и проектировку «долины» пойдет около 4 млрд из 10 млрд руб., зарезервированных в бюджете 2010 для модернизационной комиссии. Инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 3040 тыс. человек и включит в себя все необходимое для разработки научных идей и превращения их в бизнесы: от жилья и комфортной среды до бизнес инкубаторов и сервисов, готовых взять на себя маркетинговые стратегии новых продуктов и технологий. Почему же было принято решение заниматься модернизацией и инновациями в небольшом отдельном городе?
Дело в том, что в 2009 году на инновации в РФ было выделено $38 млрд, это более чем в два раза больше, чем нашли за тот же период американские венчурные фонды. То есть российская власть не ограничивается декларациями, а готова финансовым допингом возбудить тех, кто вступает на инновационную тропу. Но эффективность наших инноваций смехотворна. В США за год старт взяли 2795 проектов, в России 50, то есть у нас эффективность инноваций ниже в 112 раз. Как показали опросы экспертов инновационного сектора, 88 % не знают ни одного реализованного в 2009 году проекта. По общему мнению, главное препятствие непроходимый лес чиновничьих рогаток. В этих сетях увязло даже могучее «Роснано». Нашим корпорациям не до науки: «Нокиа» и «Майкрософт» в год на исследования направляют $89 млрд, богатый «Газпром» всего $600 млн, и это больше любой другой российской компании. В результате в 2009 году выросла утечка умов. Когда курс на инновации получил политическое благословение, надежды вспыхнули, и за границу уезжало 34 тысячи ученых. В 2009 году утечка умов перевалила за шесть тысяч. Судьба инноваций повторяет картину астрономических и невнятных инвестиций в олимпийский спорт, «утечку мышц» за кордон и чиновничий разгул [2].
Таким образом, должна стать понятной уже и для региональных властных структур бессмысленность финансовых вложений в масштабные программы опять результата не дождемся. Все будет «спущено в песок», разворовано и потрачено с минимальной отдачей. Для реализации внедренческих модернизационных проектов, в том числе и в ЖКХ, необходима принципиально новая общественная среда, хотя бы точечно созданная, от архитектуры до налоговых льгот, от новых поведенческих и технологических стандартов до обыкновенного человеческого комфорта и концентрации квалифицированных людей в одном месте. Именно это ключевой вопрос при обсуждении всякого масштаба инноваций и модернизации в современной России.
Но все равно надо начать. В масштабах всей страны или целой области, по сегодняшним условиям, не получится. Заболтают и разворуют. Может получиться поначалу лишь очень точечно. Путем ручного отбора единиц оставшихся еще не порченных коррупцией менеджеров, получивших лучшее образование у нас и непременно еще за границей, еще не утративших полета мысли молодых спецов за большие зарплаты и соцпакеты, но на основе жесточайшего, абсолютно прозрачного конкурентного отбора. Притом штучного, а не путем наделения «инновационными должностями». В таких центрах надо создать принципиально иные условия труда, взяв за основу лучшие образцы офисного дизайна, эргономики. Применение новых стандартов труда и творчества должно изначально строиться на основе отказа от всех бюрократических нагромождений последних лет всех этих немыслимых противоречащих друг другу минфиновских инструкций, бесконечных согласований, лицензирований и прочей регламентации, проникнутой совковой дремучестью, не годной в современном обществе. Должна быть качественно иная степень свободы и гибкости во всем. Важно изначально определить и механизм целеполагания. Кто будет «ставить цель»? При всей важности госзаказа для таких центров нельзя забывать о принципах научного самоуправления, которые успешно работают в лучших зарубежных центрах: многие вещи ученым виднее, чем чиновникам[3].
Модернизацию областного ЖКХ мы также хотим предложить начать не с области целиком, а с показательной, точечной модернизации коммунального хозяйства в отдельно взятом квартале, районе или небольшом городе. Образцовопоказательным полигоном может стать Город воинской славы Калач на Дону. Для начала нужно провести социологический опрос жителей каким они видят свой город? Чего не хватает прежде всего? Далее нужно определить экономический потенциал города что в нем может работать, какие предприятия каких отраслей экономики будут успешными? Специалисты нашего архитектурно строительного университета проведут анализ использования уже собранных за услуги ЖКХ средств, на отдельном участке рассчитают износ коммуникаций и других основных фондов, необходимый объемвложений. Главноевнашемпредложении абсолютная прозрачность использования собранных средств, согласование тарифов с потребителями жилищно коммунальных услуг. Здесь, разумеется, необходим четкий учет потребления услуг. 0пределяться объем потребления должен по приборам учета мы рассчитаем, сколько будет стоить установка счетчика квартиросъемщику, а не на дом в целом для того, чтобы каждый мог и хотел экономить. В предложенной Администрацией Волгоградской области Программе счетчики попрежнему должны стоять только у предприятий, а мы хотим прежде всего заинтересовать именно потребителей ЖКУ физических лиц. И дополнительных значимых средств в модернизацию вкладывать не нужно мы найдем потери от уже оплаченных услуг. Этим наша программа принципиально отличается от предлагаемых до сих пор.
Если же наше предложение не сможет быть внедрено полностью и образцовый город создать не удастся, мы четко будем знать, кто в этом виноват и что делать дальше.
СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кувшинова А. Инвестиции в трубы // Деловое Поволжье. 2010. №14.
2. Лесков С. Инвалиды и инновации // Известия 12.03.2010 г. №41 (28056).
3. Бовт Г. Найти «новых немцев» // Известия 19.02.2010 г. №29 (28044).