Рекомендации Комиссии по Национальному образованию 1959 г. могут рассматриваться как основа для дальнейших директив по образовательной системе наряду с приемлемыми мерами по развитию педагогического образования.
Это подразумевает не только пересмотр содержания программы подготовки учителей, но и реформирование всей системы педагогического образования. Рекомендации Комиссии по Национальному образованию включают обновление требований к абитуриентам, желающим обучаться на различных курсах по подготовке учителей. Был также определен период подготовки учителя для начальной и средней школы - 2 года.
Программа подготовки будущих учителей обеспечивает основные направления с тем, чтобы обеспечить «глубокое знание своего предмета, знание психологии детей, психофизиологических особенностей детей на различных этапах обучения, методику преподавания предмета и практический навык использования различных технологий обучения, высокий уровень профессиональной этики».
Новая образовательная политика, объявленная в стране в 1970 г., подчеркивает, что «подготовка учителей в Пакистане оставляет желать лучшего. Очевидна необходимость более высокого уровня начального профессионального образования и профессиональной подготовки учителей». Был обозначен акцент на усиление внимания на вопросы зачисления в педагогические учебные заведения для их дальнейшей адекватной профессиональной подготовки.
Десятилетие образовательной политики 1970-1980 гг. подчеркивает важность улучшения содержания педагогического образования наряду с расширением педагогических учебных заведений и увеличением приема на педагогические специальности. Предлагается постепенно в начальной школе заменить учителей-мужчин учителями-женщинами. Существенное значение придавалось обновлению содержательной стороны подготовки. Педагоги заявляли, что рассмотрение обновления содержания учебной программы педагогических учебных заведений целесообразно соотносить с изменениями в учебной программе школы. Для достижения этой цели было создано Национальное бюро программ обучения и учебных материалов (National Bureau of Curriculum and Textbooks), которое явилось координирующим центром расположенных в провинциях подобных Бюро (Curriculum Bureaus/CRDC). Национальное бюро программ обучения и учебных материалов имеет законодательную силу в отношении задач педагогического образования, а также по многим другим аспектам образования.
В эти годы признается роль учителя как стержня всей образовательной системы. Данная образовательная политика подчеркивает, что укрепление и качественные улучшения педагогических образовательных программ возможны через постоянно предпринимаемые меры по обогащению этих программ, и постепенного перехода к лучшим образовательным программам. Эта политика предлагает оценить педагогические образовательные программы обучения на этапе начальной профессиональной подготовки по таким параметрам: PTC, CT, B.Ed., M.Ed., а также их соответствующих модификаций. Также принимается во внимание, что подготовка учителей должна быть построена в соответствии с идеологией Пакистана.
Шестой Пятилетний план (1983-1988 гг.) по развитию образования в какой-то степени, подчеркивает улучшение программ подготовки учителей и предлагает еще большее обновление программ подготовки учителей в соответствии с современными требованиями.
В комментариях Седьмого Пятилетнего плана (1988-1992 гг.) говорится: «большинству наших учителей не хватает энтузиазма, мотивации, призвания, должной профессиональной подготовки. Талант учителя недостаточен в ситуации с непривлекательной заработной платой, ограниченными перспективами профессионального роста и низким социальным статусом». Уровень преподавания в педагогических колледжах остается низким по сравнению с требованиями образовательной системы будущего. Сама образовательная система сталкивается с многосторонними проблемами. Седьмой Пятилетний план поставил целью пересмотр некоторых предыдущих планов и образовательных задач. Однако, по заявлениям критиков, без серьезного решения проблем педагогического образования, качественные перемены не наступят.
Национальная образовательная политика нового десятилетия 1992-2002 гг. рассматривает изменившуюся ведущую роль учителя наряду с изменениями в учебной программе, учебных материалах, методах преподавания и системой оценивания знаний. В ней говорится: «В подготовке учителя в педагогических учебных заведениях акцент сделан лишь на приобретение будущими учителями практических навыков. Роль учителя должна быть пересмотрена. Будет усилена подготовка будущих учителей путем использования различных современных технологий, внедрением инноваций, а переэкзаменовка и подготовка педагогического персонала будет основываться на выполнении ряда регламентирующих документов». Кроме того, было заявлено о введении системы поощрений и наказаний учителей, чья профессиональная деятельность не отвечает требованиям принятой системы оценивания.
Национальная образовательная политика десятилетия 1998-2010 гг., признавая качество образования, акцентирует внимание на качество непосредственного преподавания в классе, а также на личность самого учителя как решающий фактор в исполнении всех образовательных реформ. Это заключалось в следующем:
1. обеспечить школы достаточным количеством учителей;
2. увеличить эффективность образовательной системы путем введения системы «повышения квалификации на службе» учителей, учителей-наставников, школьных администраторов;
3. разработать систему непрерывного педагогического образования, начиная с начального уровня профессиональной подготовки, параллельного развитию учителя на послевузовском уровне до получения ученой степени;
4. привлекать в профессию учителя много талантливой молодежи путем введения системы грантов, поощрений, бонусов;
5. создать жизнеспособное планирование политики и развития программ педагогического образования, как до начала профессиональной деятельности, так и на службе;
6. обеспечить подготовку администраторов управления образованием на различных уровнях;
В заключение документа общие выводы по качеству педагогического образования были сформулированы следующим образом: необходима обширная и хорошо организованная программа по подготовке настоящих профессионалов - учителей и педагогов; программы педагогического образования должны выявлять необходимые личностные и профессиональные компетенции и умения среди преуспевающих учителей; педагогическое образование должно служить развитию мастерства владением сущностью предмета; программы обучения будущих учителей должны включать виды деятельности для работы с детьми различных возрастных групп при разных обстоятельствах; образовательные подготовительные программы должны включать виды деятельности, направленные на развитие умений по управлению деятельностью детей; обучающие программы должны развивать позитивное отношение к профессии учителя и создавать условия для дальнейшего профессионального роста; в центре внимания педагога должен быть вопрос учета возрастных особенностей детей, а также возможности корректировки их поведения в особых ситуациях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что качество всего образования зависит от качества педагогического образования. Достоинством Национальной образовательной политики Пакистана различных десятилетий является вопрос обсуждения качественных и количественных характеристик педагогического образования, таких как развитие подготовки учителей, управление педагогическими образовательными программами, обеспечение инфраструктуры, начальное и послевузовское образование учителей, учителей-наставников, содержание программы образования и методики преподавания предметов.
Работа представлена на научную международную конференцию «Система менеджмента качества в образовании», 4-11 августа 2007 г., Италия (Сардиния). Поступила в редакцию 19.07.2007.
Библиографическая ссылка
Сабирова Д.Р. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАКИСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 60-61;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25813 (дата обращения: 13.12.2024).