Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Sabirova D.R.
С получением независимости в 1947 г. Пакистан унаследовал образовательную системы с небольшим количеством педагогических учебных заведений. Принимая во внимание важность и необходимость хорошо развитой системы образования, тогдашнее правительство определило ряд приоритетов и разработало образовательные планы и политики действий. Заявление министра по внутренним вопросам (вопросам образования) Quaid-e-Azam Mohammad Ali Jinnah на первой Всепакистанской конференции по образованию в 1947 г. обозначило вехи и определило направления будущей структуры и природы образования, акцентируя внимание как на академическую, так и научно-техническую образовательную подготовку будущей нации. Во время конференции, было также подчеркнуто, что хорошее профессиональное педагогическое образование и хорошо-оплачиваемый труд учителя являются важными компонентами успеха развития образования в Пакистане. Главным была обозначена соответствующая подготовка учителей и достойная оплата их труда. С целью улучшения качества образования, а также приведение развития образования в соответствии с социально-экономическим развитием страны были предложены различные планы и концепции.

Рекомендации Комиссии по Национальному образованию 1959 г. могут рассматриваться как основа для дальнейших директив по образовательной системе наряду с приемлемыми мерами по развитию педагогического образования.

Это подразумевает не только пересмотр содержания программы подготовки учителей, но и реформирование всей системы педагогического образования. Рекомендации Комиссии по Национальному образованию включают обновление требований к абитуриентам, желающим обучаться на различных курсах по подготовке учителей. Был также определен период подготовки учителя для начальной и средней школы - 2 года.

Программа подготовки будущих учителей обеспечивает основные направления с тем, чтобы обеспечить «глубокое знание своего предмета, знание психологии детей, психофизиологических особенностей детей на различных этапах обучения, методику преподавания предмета и практический навык использования различных технологий обучения, высокий уровень профессиональной этики».

Новая образовательная политика, объявленная в стране в 1970 г., подчеркивает, что «подготовка учителей в Пакистане оставляет желать лучшего. Очевидна необходимость более высокого уровня начального профессионального образования и профессиональной подготовки учителей». Был обозначен акцент на усиление внимания на вопросы зачисления в педагогические учебные заведения для их дальнейшей адекватной профессиональной подготовки.

Десятилетие образовательной политики 1970-1980 гг. подчеркивает важность улучшения содержания педагогического образования наряду с расширением педагогических учебных заведений и увеличением приема на педагогические специальности. Предлагается постепенно в начальной школе заменить учителей-мужчин учителями-женщинами. Существенное значение придавалось обновлению содержательной стороны подготовки. Педагоги заявляли, что рассмотрение обновления содержания учебной программы педагогических учебных заведений целесообразно соотносить с изменениями в учебной программе школы. Для достижения этой цели было создано Национальное бюро программ обучения и учебных материалов (National Bureau of Curriculum and Textbooks), которое явилось координирующим центром расположенных в провинциях подобных Бюро (Curriculum Bureaus/CRDC). Национальное бюро программ обучения и учебных материалов имеет законодательную силу в отношении задач педагогического образования, а также по многим другим аспектам образования.

В эти годы признается роль учителя как стержня всей образовательной системы. Данная образовательная политика подчеркивает, что укрепление и качественные улучшения педагогических образовательных программ возможны через постоянно предпринимаемые меры по обогащению этих программ, и постепенного перехода к лучшим образовательным программам. Эта политика предлагает оценить педагогические образовательные программы обучения на этапе начальной профессиональной подготовки по таким параметрам: PTC, CT, B.Ed., M.Ed., а также их соответствующих модификаций. Также принимается во внимание, что подготовка учителей должна быть построена в соответствии с идеологией Пакистана.

Шестой Пятилетний план (1983-1988 гг.) по развитию образования в какой-то степени, подчеркивает улучшение программ подготовки учителей и предлагает еще большее обновление программ подготовки учителей в соответствии с современными требованиями.

В комментариях Седьмого Пятилетнего плана (1988-1992 гг.) говорится: «большинству наших учителей не хватает энтузиазма, мотивации, призвания, должной профессиональной подготовки. Талант учителя недостаточен в ситуации с непривлекательной заработной платой, ограниченными перспективами профессионального роста и низким социальным статусом». Уровень преподавания в педагогических колледжах остается низким по сравнению с требованиями образовательной системы будущего. Сама образовательная система сталкивается с многосторонними проблемами. Седьмой Пятилетний план поставил целью пересмотр некоторых предыдущих планов и образовательных задач. Однако, по заявлениям критиков, без серьезного решения проблем педагогического образования, качественные перемены не наступят.

Национальная образовательная политика нового десятилетия 1992-2002 гг. рассматривает изменившуюся ведущую роль учителя наряду с изменениями в учебной программе, учебных материалах, методах преподавания и системой оценивания знаний. В ней говорится: «В подготовке учителя в педагогических учебных заведениях акцент сделан лишь на приобретение будущими учителями практических навыков. Роль учителя должна быть пересмотрена. Будет усилена подготовка будущих учителей путем использования различных современных технологий, внедрением инноваций, а переэкзаменовка и подготовка педагогического персонала будет основываться на выполнении ряда регламентирующих документов». Кроме того, было заявлено о введении системы поощрений и наказаний учителей, чья профессиональная деятельность не отвечает требованиям принятой системы оценивания.

Национальная образовательная политика десятилетия 1998-2010 гг., признавая качество образования, акцентирует внимание на качество непосредственного преподавания в классе, а также на личность самого учителя как решающий фактор в исполнении всех образовательных реформ. Это заключалось в следующем:

1. обеспечить школы достаточным количеством учителей;

2. увеличить эффективность образовательной системы путем введения системы «повышения квалификации на службе» учителей, учителей-наставников, школьных администраторов;

3. разработать систему непрерывного педагогического образования, начиная с начального уровня профессиональной подготовки, параллельного развитию учителя на послевузовском уровне до получения ученой степени;

4. привлекать в профессию учителя много талантливой молодежи путем введения системы грантов, поощрений, бонусов;

5. создать жизнеспособное планирование политики и развития программ педагогического образования, как до начала профессиональной деятельности, так и на службе;

6. обеспечить подготовку администраторов управления образованием на различных уровнях;

В заключение документа общие выводы по качеству педагогического образования были сформулированы следующим образом: необходима обширная и хорошо организованная программа по подготовке настоящих профессионалов - учителей и педагогов; программы педагогического образования должны выявлять необходимые личностные и профессиональные компетенции и умения среди преуспевающих учителей; педагогическое образование должно служить развитию мастерства владением сущностью предмета; программы обучения будущих учителей должны включать виды деятельности для работы с детьми различных возрастных групп при разных обстоятельствах; образовательные подготовительные программы должны включать виды деятельности, направленные на развитие умений по управлению деятельностью детей; обучающие программы должны развивать позитивное отношение к профессии учителя и создавать условия для дальнейшего профессионального роста; в центре внимания педагога должен быть вопрос учета возрастных особенностей детей, а также возможности корректировки их поведения в особых ситуациях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что качество всего образования зависит от качества педагогического образования. Достоинством Национальной образовательной политики Пакистана различных десятилетий является вопрос обсуждения качественных и количественных характеристик педагогического образования, таких как развитие подготовки учителей, управление педагогическими образовательными программами, обеспечение инфраструктуры, начальное и послевузовское образование учителей, учителей-наставников, содержание программы образования и методики преподавания предметов.


Работа представлена на научную международную конференцию «Система менеджмента качества в образовании», 4-11 августа 2007 г., Италия (Сардиния). Поступила в редакцию 19.07.2007.