Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

Растеряева Т.В.
Разработка стратегии развития высшего образования в аспекте перспективных интересов субъектов экономических отношений выступает в качестве важнейшей задачи, успешное осуществление которой определяет более высокий качественный уровень социально-экономического развития России в перспективе и ее место среди развитых рыночных стран. Сфера высшего образования является ведущей отраслью производства человеческого и инновационного капитала, главным вектором развития, который обеспечивает его интенсивный количественный и качественный рост в долгосрочной перспективе.

В этой связи системный подход, основанный на признании необходимости использования, в частности, стимулирования и мотивации как способов согласования экономических интересов субъектов экономики в процессе разработки и реализации стратегии развития высшего образования позволяет сконструировать целостную систему формирования приоритетных направлений и механизмов их реализации. Согласование текущих и перспективных экономических интересов обеспечивает баланс интересов субъектов рыночной экономики, играя роль индикаторов, обеспечивая адекватное отражение экономической ситуации в долгосрочной перспективе. В этом смысле интересы определяют процесс формирования основных направлений стратегии развития высшего образования.

В свою очередь, экономические интересы, а точнее, процессы их реализации, в частности, стимулирование и мотивация, можно определить как инструмент реализации эффективной стратегии развития, а также основу функционирования хозяйственного механизма. Именно условия и общественные действия, связанные с реализацией перспективных экономических интересов и их согласованием на различных уровнях общественной структуры и представляют собой основу процессов стимулирования и мотивации, осуществляемые посредством поощрения и ответственности, охватывающих вертикальную структуру общества и его «горизонталь», в качестве которой выступают фазы воспроизводственного процесса. Практический опыт развития экономики показывает, что государственный и рыночный механизмы не противостоят и не вытесняют друга, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и интегрируются в развивающуюся целостность системы стратегического управления, адекватную определенному этапу развития экономики.

Для России в силу специфики политического и социально - экономического развития концепцию модели развития высшего образования следует рассматривать в качестве одного из важных документов, имеющих стратегический характер. Главная цель формирования концепции - определение стратегических ориентиров и целей развития высшего образования, основных направлений и механизмов их реализации с учетом согласования и реализации перспективных экономических интересов субъектов рыночной экономики, в частности, посредством стимулирования и мотивации, для достижения ее сбалансированности, проявляющейся в формах общего и частного равновесия. При выборе ориентиров и приоритетов стратегии развития высшего образования важно определять исходные целевые установки, оценив современное состояние развития национальной экономики и общества в целом с учетом мировых тенденций.

В частности, можно выделить следующие приоритетные направления стратегии развития в аспекте перспективных интересов субъектов экономики:

  • Внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
  • Разработка механизмов международного взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
  • Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования.
  • Разработка Internet-ресурсов, содержащих базы нормативно-правовых документов, международных договоров и соглашений, информационных массивов о системе российских образовательных и научно-технических учреждений, а также их инновационной инфраструктуре.

Таким образом, можно утверждать, что высшее образование является одним из главных векторов развития производства человеческого капитала, а инвестиции в высшее образование являются величиной в основном определяющей рост и качество человеческого капитала.


Библиографическая ссылка

Растеряева Т.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 51-52;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25596 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674