В этой связи системный подход, основанный на признании необходимости использования, в частности, стимулирования и мотивации как способов согласования экономических интересов субъектов экономики в процессе разработки и реализации стратегии развития высшего образования позволяет сконструировать целостную систему формирования приоритетных направлений и механизмов их реализации. Согласование текущих и перспективных экономических интересов обеспечивает баланс интересов субъектов рыночной экономики, играя роль индикаторов, обеспечивая адекватное отражение экономической ситуации в долгосрочной перспективе. В этом смысле интересы определяют процесс формирования основных направлений стратегии развития высшего образования.
В свою очередь, экономические интересы, а точнее, процессы их реализации, в частности, стимулирование и мотивация, можно определить как инструмент реализации эффективной стратегии развития, а также основу функционирования хозяйственного механизма. Именно условия и общественные действия, связанные с реализацией перспективных экономических интересов и их согласованием на различных уровнях общественной структуры и представляют собой основу процессов стимулирования и мотивации, осуществляемые посредством поощрения и ответственности, охватывающих вертикальную структуру общества и его «горизонталь», в качестве которой выступают фазы воспроизводственного процесса. Практический опыт развития экономики показывает, что государственный и рыночный механизмы не противостоят и не вытесняют друга, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и интегрируются в развивающуюся целостность системы стратегического управления, адекватную определенному этапу развития экономики.
Для России в силу специфики политического и социально - экономического развития концепцию модели развития высшего образования следует рассматривать в качестве одного из важных документов, имеющих стратегический характер. Главная цель формирования концепции - определение стратегических ориентиров и целей развития высшего образования, основных направлений и механизмов их реализации с учетом согласования и реализации перспективных экономических интересов субъектов рыночной экономики, в частности, посредством стимулирования и мотивации, для достижения ее сбалансированности, проявляющейся в формах общего и частного равновесия. При выборе ориентиров и приоритетов стратегии развития высшего образования важно определять исходные целевые установки, оценив современное состояние развития национальной экономики и общества в целом с учетом мировых тенденций.
В частности, можно выделить следующие приоритетные направления стратегии развития в аспекте перспективных интересов субъектов экономики:
- Внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
- Разработка механизмов международного взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
- Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования.
- Разработка Internet-ресурсов, содержащих базы нормативно-правовых документов, международных договоров и соглашений, информационных массивов о системе российских образовательных и научно-технических учреждений, а также их инновационной инфраструктуре.
Таким образом, можно утверждать, что высшее образование является одним из главных векторов развития производства человеческого капитала, а инвестиции в высшее образование являются величиной в основном определяющей рост и качество человеческого капитала.