При этом важнейшей задачей высшей школы на сегодня становится не только выпуск специалистов, соответствующих международному уровню подготовки и способных осуществлять высоко квалифицированно свою профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и меняющихся мировых социально-экономических тенденций, но и воспитание личности, способной к формированию высокого уровня современной культуры нашего общества. В этой связи необходимость единого образовательного пространства в сфере дизайна, развитие коммуникативной системы взаимодействия в рамках международного и образовательного сотрудничества с целью совершенствования профессионального дизайн образования приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
Творческая позиция - это проявление проектной деятельности, несущее в себе творческое начало, инновацию, эксперимент. Она сознательно формируется в процессе обучения дизайнера-профессионала. Творчество - единственно возможный способ его будущей деятельности, методическая установка, так как результатом проектной работы должно являться создание новых духовных и материальных ценностей.
Творческая позиция - культурно-историческое явление, имеющее личный и процессуальный психологические аспекты. Она предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается оригинальный продукт, уникальное произведение человеческой деятельности. Поэтому помимо ремесленно-профессионального обучения приемам мастерства и работе с различными материалами необходимо развивать у художника способности воображения, интуиции, поддерживать потребность личности в самоактуализации (раскрытии и расширении своих созидательных возможностей), вырабатывать способность к постановке задач, определению правил для каждого конкретного случая проектной деятельности, нащупыванию пределов и ограничений в решении проектных проблем, способность к формированию критериев оценки будущего проекта.
Способы формирования творческой позиции: погружение в мир реальных проблем и существующей действительности; формирование средового, пространственного и композиционного мышления; развитие навыков работы «в материале», знакомство с технологическими возможностями материала и способами его производства; формирование способности к абстрактному, ассоциативному мышлению, созданию художественно-образной абстракции (знакомство с творчеством мастеров архитектуры и искусства, работа в жанре интерпретации, рефлексия в процессе творчество, конкурсное проектирование, диалог в области профессиональных проблем и интересов); создание психологического климата для воспитания личности, умеющей реально оценивать свои способности, рассчитывать силы, ставить и решать проектные задачи любого масштаба.
Таким образом, наряду с формированием таких профессиональных качеств дизайнера-специалиста, как: личная и социальная компетенция, знание методов и умение их использовать, информированность, существует острая необходимость формирования творческой позиции, как единственно возможного способа его будущей деятельности, методическая установка, так как результатом проектной работы.
Библиографическая ссылка
Матвеева Т.В. ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 9. – С. 19-19;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25455 (дата обращения: 23.11.2024).