При этом важнейшей задачей высшей школы на сегодня становится не только выпуск специалистов, соответствующих международному уровню подготовки и способных осуществлять высоко квалифицированно свою профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и меняющихся мировых социально-экономических тенденций, но и воспитание личности, способной к формированию высокого уровня современной культуры нашего общества. В этой связи необходимость единого образовательного пространства в сфере дизайна, развитие коммуникативной системы взаимодействия в рамках международного и образовательного сотрудничества с целью совершенствования профессионального дизайн образования приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
Творческая позиция - это проявление проектной деятельности, несущее в себе творческое начало, инновацию, эксперимент. Она сознательно формируется в процессе обучения дизайнера-профессионала. Творчество - единственно возможный способ его будущей деятельности, методическая установка, так как результатом проектной работы должно являться создание новых духовных и материальных ценностей.
Творческая позиция - культурно-историческое явление, имеющее личный и процессуальный психологические аспекты. Она предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается оригинальный продукт, уникальное произведение человеческой деятельности. Поэтому помимо ремесленно-профессионального обучения приемам мастерства и работе с различными материалами необходимо развивать у художника способности воображения, интуиции, поддерживать потребность личности в самоактуализации (раскрытии и расширении своих созидательных возможностей), вырабатывать способность к постановке задач, определению правил для каждого конкретного случая проектной деятельности, нащупыванию пределов и ограничений в решении проектных проблем, способность к формированию критериев оценки будущего проекта.
Способы формирования творческой позиции: погружение в мир реальных проблем и существующей действительности; формирование средового, пространственного и композиционного мышления; развитие навыков работы «в материале», знакомство с технологическими возможностями материала и способами его производства; формирование способности к абстрактному, ассоциативному мышлению, созданию художественно-образной абстракции (знакомство с творчеством мастеров архитектуры и искусства, работа в жанре интерпретации, рефлексия в процессе творчество, конкурсное проектирование, диалог в области профессиональных проблем и интересов); создание психологического климата для воспитания личности, умеющей реально оценивать свои способности, рассчитывать силы, ставить и решать проектные задачи любого масштаба.
Таким образом, наряду с формированием таких профессиональных качеств дизайнера-специалиста, как: личная и социальная компетенция, знание методов и умение их использовать, информированность, существует острая необходимость формирования творческой позиции, как единственно возможного способа его будущей деятельности, методическая установка, так как результатом проектной работы.