Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Ханжиева А.Я. Даурова Е.М. Саркисов А.А.
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека является его здоровье. Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако каким бы благоприятным не был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. Поэтому социально значимыми на наш взгляд являются знания о причинах и механизмах и благоприятных и негативных факторов, влияющих на здоровье человека.

Еще более острой эта проблема становится тогда, когда речь идет о здоровье детей. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А.Баранова, из каждой 1000 новорожденных от 70% до 90% младенцев уже имеют врожденные пороки развития! Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. Возможно, что на сегодняшний день мы уже перешли этот рубеж или подошли к нему вплотную. Подтверждение выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит противоестественная убыль населения России (превышение смертности над рождаемостью). В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 миллиона человек в год.

К основным причинам низкого здоровья школьников можно отнести:

  • низкий уровень культуры здоровья, употребление алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ;
  • нахождение детей по 4 и более часов в день за партами, не соответствующими ростовым размерам и 2-3 часа за рабочим столом выполняя, домашнее задание;
  • недостаточная освещенность классных комнат и замена физиологически оправданного лампового освещения на вредное, мигающее - люминесцентное;
  • нахождение детей в закрытых помещениях и ограниченных пространств в образовательных учреждениях;
  • превышение числа учащихся в классе;
  • обострение проблемы рационального горячего питания;
  • очень плотные и напряженные образовательные программы.
  • возрастающая перегрузка информацией, повышенная нагрузка на психическую деятельность, характерная в настоящее время для школьников, приводит к тому, что психический стресс, а, следовательно, факторы, вызывающие психические напряжения, выдвигаются на первый план среди многочисленных факторов, требующих адаптации организма.

Доктор медицинских наук, проф. Базарный В.Ф. и его школа определили основные причины, влияющие на состояние здоровья школьников, и обосновали следующие факторы.

Первый фактор - основная причина, оказывающая разрушительное воздействие на здоровье детей является сложившаяся классическая система обучения, восходящая к дидактике Яна Амоса Каменского. Для нее характерно преобладание инструктивно-программирующих методик, словесно-информационное, «книжное», формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе - в режиме систематического обездвиженного сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. В итоге - быстрое истощение нервной, психической энергии, иммуно-защитных сил организма, подавление и закрепощение реализации генетических программ.

Второй фактор - это продолжительное воздействие сенсорно обыденной среды (закрытых помещений и ограниченных пространств в образовательных учреждениях). В этих условиях происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

Третий фактор, восходящий к так называемой «классической» гимназии, - чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов. Это приводит к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального и к распаду важнейшей психической функции - воображения. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70-80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70-80% детей уже в 4-м классе.

Особого внимания заслуживают осложнения в человеческих отношениях, а также другие моменты социального плана. Факторы подобного рода могут являться причиной возникновения отрицательных эмоций и психологических реакций, имеющих защитный адаптивный характер. Поэтому актуальными и ценными для науки, на наш взгляд, являются не только знания механизмов совершенствования организма, но и механизмов, обусловливающих его разрушение. Таковыми являются архивные материалы о физическом состоянии детей, переживших блокаду, полученные в ходе совместной работы с профессором И.М. Козловым и доктором биологических наук А.В.Самсоновой. Особый интерес среди которых представляют материалы из фонда 9713/1/177 (обследование проведено Педиатрическим институтом г. Ленинграда в 1945 году).

Представленные материалы позволяют проанализировать последствия блокады в более широком контексте, взглянуть на нее с точки зрения борьбы за выживание, борьбы за здоровье, за благоприятный образ жизни; определить «цену» адаптации к основным опасностям, постоянно угрожающим населению планеты: голоду, террору, болезням; изучить адаптацию организма к подавлению двигательной активности во всех ее формах. В условиях длительного голода и малоподвижного образа жизни механизмы адаптации проявляли себя иначе. Выживали те дети, чьи показатели физического развития оказались сконцентрированными не около средних значений (характеризовались меньшей вариативностью), а те, чьи показатели вариативности были существенно больше. Условия блокады (холод, голод, неподвижность) перешли пределы адаптационных возможностей детей и здесь, на наш взгляд, проявились механизмы уже другой природы - разрушения и дискоординации регуляторных механизмов обеспечения жизнедеятельности растущего организма.

Поскольку в наши дни в мире и в нашей стране, к большому сожалению, имеют место и война, и голод, и стресс, изучение адаптации в условиях блокады представляет значительный интерес. Сведения, полученные нами, важны для объяснения механизмов выживания организма человека в экстремальных условиях и помогут в реабилитации детей, испытавших на себе все тяготы и весь ужас войны.


Библиографическая ссылка

Ханжиева А.Я., Даурова Е.М., Саркисов А.А. К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 5. – С. 79-81;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24943 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674