Еще более острой эта проблема становится тогда, когда речь идет о здоровье детей. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А.Баранова, из каждой 1000 новорожденных от 70% до 90% младенцев уже имеют врожденные пороки развития! Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. Возможно, что на сегодняшний день мы уже перешли этот рубеж или подошли к нему вплотную. Подтверждение выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит противоестественная убыль населения России (превышение смертности над рождаемостью). В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 миллиона человек в год.
К основным причинам низкого здоровья школьников можно отнести:
- низкий уровень культуры здоровья, употребление алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ;
- нахождение детей по 4 и более часов в день за партами, не соответствующими ростовым размерам и 2-3 часа за рабочим столом выполняя, домашнее задание;
- недостаточная освещенность классных комнат и замена физиологически оправданного лампового освещения на вредное, мигающее - люминесцентное;
- нахождение детей в закрытых помещениях и ограниченных пространств в образовательных учреждениях;
- превышение числа учащихся в классе;
- обострение проблемы рационального горячего питания;
- очень плотные и напряженные образовательные программы.
- возрастающая перегрузка информацией, повышенная нагрузка на психическую деятельность, характерная в настоящее время для школьников, приводит к тому, что психический стресс, а, следовательно, факторы, вызывающие психические напряжения, выдвигаются на первый план среди многочисленных факторов, требующих адаптации организма.
Доктор медицинских наук, проф. Базарный В.Ф. и его школа определили основные причины, влияющие на состояние здоровья школьников, и обосновали следующие факторы.
Первый фактор - основная причина, оказывающая разрушительное воздействие на здоровье детей является сложившаяся классическая система обучения, восходящая к дидактике Яна Амоса Каменского. Для нее характерно преобладание инструктивно-программирующих методик, словесно-информационное, «книжное», формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе - в режиме систематического обездвиженного сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. В итоге - быстрое истощение нервной, психической энергии, иммуно-защитных сил организма, подавление и закрепощение реализации генетических программ.
Второй фактор - это продолжительное воздействие сенсорно обыденной среды (закрытых помещений и ограниченных пространств в образовательных учреждениях). В этих условиях происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.
Третий фактор, восходящий к так называемой «классической» гимназии, - чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов. Это приводит к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального и к распаду важнейшей психической функции - воображения. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70-80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70-80% детей уже в 4-м классе.
Особого внимания заслуживают осложнения в человеческих отношениях, а также другие моменты социального плана. Факторы подобного рода могут являться причиной возникновения отрицательных эмоций и психологических реакций, имеющих защитный адаптивный характер. Поэтому актуальными и ценными для науки, на наш взгляд, являются не только знания механизмов совершенствования организма, но и механизмов, обусловливающих его разрушение. Таковыми являются архивные материалы о физическом состоянии детей, переживших блокаду, полученные в ходе совместной работы с профессором И.М. Козловым и доктором биологических наук А.В.Самсоновой. Особый интерес среди которых представляют материалы из фонда 9713/1/177 (обследование проведено Педиатрическим институтом г. Ленинграда в 1945 году).
Представленные материалы позволяют проанализировать последствия блокады в более широком контексте, взглянуть на нее с точки зрения борьбы за выживание, борьбы за здоровье, за благоприятный образ жизни; определить «цену» адаптации к основным опасностям, постоянно угрожающим населению планеты: голоду, террору, болезням; изучить адаптацию организма к подавлению двигательной активности во всех ее формах. В условиях длительного голода и малоподвижного образа жизни механизмы адаптации проявляли себя иначе. Выживали те дети, чьи показатели физического развития оказались сконцентрированными не около средних значений (характеризовались меньшей вариативностью), а те, чьи показатели вариативности были существенно больше. Условия блокады (холод, голод, неподвижность) перешли пределы адаптационных возможностей детей и здесь, на наш взгляд, проявились механизмы уже другой природы - разрушения и дискоординации регуляторных механизмов обеспечения жизнедеятельности растущего организма.
Поскольку в наши дни в мире и в нашей стране, к большому сожалению, имеют место и война, и голод, и стресс, изучение адаптации в условиях блокады представляет значительный интерес. Сведения, полученные нами, важны для объяснения механизмов выживания организма человека в экстремальных условиях и помогут в реабилитации детей, испытавших на себе все тяготы и весь ужас войны.