В октябре-декабре 2009 года были проведены социологические исследования в Московском и Уфимском вузах. Было организовано анкетирование студентов Московского государственного института международных отношений и Уфимского государственного авиационного технического университета.
Цель анкетирования - анализ подготовки студентов на военных кафедрах, информированность молодёжи о службе в Вооружённых Силах, о престиже военной службы, выявление истинных причин поступления студентов на военные кафедры ВУЗов, их отношение к военной службе.
Анкетирование был проведен между студентами разных курсов и разных ВУЗов. В результате удалось выявить мотивы, побудившие студентов проходить курс обучения на военных кафедрах гражданских вузов.
Исследования показали: число студентов, выразивших желание после окончания вуза получить дополнительную гражданскую специальность составило 40%, получить возможность служить в государственных силовых структурах (ФСБ, ФСНК, МЧС, МВД) - 64,7%. В целом в ответах студентов младших и старших курсов особой разницы нет. Это, прежде всего, связано с тем, что по окончанию университета у них расширяются возможности трудоустройства, так как на военной кафедре они получают дополнительную специальность. Определённый процент выпускников вузов отдают предпочтение службе в государственных силовых структурах (ФСБ, ФСНК, МЧС, МВД) не только в связи с денежным довольствием, но и по причине более высокой общественной значимости государственных силовых структур.
Мотив «не служить в Вооруженных Силах» связан, прежде всего, с социальной незащищённостью молодёжи в Вооружённых Силах.
Советами родителей и друзей поступить на военную кафедру воспользовались 22.2 % студентов.
Интересен тот факт, что больше 78.6 % студентов Московского государственного института международных отношений - выходцы из интеллигентной семьи также выбирает венную кафедру - это свидетельствует о том, что сегодня гражданские вузы характеризуются более высоким уровнем интеллектуальной подготовки будущих специалистов, что даёт возможности для их карьерного роста, повышения социального статуса, хорошего материального обеспечения.
На вопрос, «какие из полученных в Вузе знаний вам пригодились бы при обучении на военной кафедре», между вузами и младшими, и старшими курсами ответы различные, так как часть молодёжи предпочитает практические навыки и умения по специальности, часть теоретические знания по специальности. Такое положение во многом объясняется тем, что в современных условиях, когда приходится иметь дело с огромным и постоянно возрастающим потоком военно-технической информации, а также умением оперативно и безошибочно принимать решения в разных ситуациях, будущему офицеру необходимо высокий уровень профессиональной подготовки.
Информацию о службе в Вооружённых Силах молодёжь в основном получает из прессы и телевидения (61.2 %), 45 % - от родителей и знакомых, но вместе с тем 38.6 % опрошенных студентов Московского государственного института международных отношений приобретают информацию от преподавателей ВУЗа.
Как показали результаты социологических исследований в Уфимском государственном авиационном техническом университете и Московском государственном институте международных отношений между ответами студентов младших и старших кусов большой разницы нет, хотя студенты младших курсов УГАТУ более оптимистичнее относятся к службе в армии.
Мотивы «престиж профессии офицера», «высокая престижность службы в Вооруженных Силах» их привлекают больше, его выбирают 58 % опрошенных.
По обобщённому среднему баллу по пункту «удовлетворены ли Вы обучением на военной кафедре» большинство опрошенных (90%) отвечают положительно. Это ещё раз подчёркивает о качестве современной системы образования. Применение в учебном процессе новых методик и форм обучения, инновационных педагогических технологий с использованием современной компьютерной техники, учебной базы и о подготовки конкурентоспособных военных специалистов, на основе высокого научного, культурного и интеллектуального потенциала, а с другой стороны университетское образование, ориентированное на гражданские нужды, обеспечивает, прежде всего, интеллектуальное развитие личности, которое необходимо военным специалистам для качественного использования своих функциональных обязанностей, как на «гражданке» так и в Вооруженных Силах.
Результаты социологических исследований показали, что студенты, поступившие на военные кафедры, не полностью осознали свою ответственность за своё будущее.
Библиографическая ссылка
Кабакович Г.А., Пашина Л.Н., Терелецкая Е.В. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКОГО ЗАПАСА В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 59-60;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24457 (дата обращения: 21.11.2024).