В октябре-декабре 2009 года были проведены социологические исследования в Московском и Уфимском вузах. Было организовано анкетирование студентов Московского государственного института международных отношений и Уфимского государственного авиационного технического университета.
Цель анкетирования - анализ подготовки студентов на военных кафедрах, информированность молодёжи о службе в Вооружённых Силах, о престиже военной службы, выявление истинных причин поступления студентов на военные кафедры ВУЗов, их отношение к военной службе.
Анкетирование был проведен между студентами разных курсов и разных ВУЗов. В результате удалось выявить мотивы, побудившие студентов проходить курс обучения на военных кафедрах гражданских вузов.
Исследования показали: число студентов, выразивших желание после окончания вуза получить дополнительную гражданскую специальность составило 40%, получить возможность служить в государственных силовых структурах (ФСБ, ФСНК, МЧС, МВД) - 64,7%. В целом в ответах студентов младших и старших курсов особой разницы нет. Это, прежде всего, связано с тем, что по окончанию университета у них расширяются возможности трудоустройства, так как на военной кафедре они получают дополнительную специальность. Определённый процент выпускников вузов отдают предпочтение службе в государственных силовых структурах (ФСБ, ФСНК, МЧС, МВД) не только в связи с денежным довольствием, но и по причине более высокой общественной значимости государственных силовых структур.
Мотив «не служить в Вооруженных Силах» связан, прежде всего, с социальной незащищённостью молодёжи в Вооружённых Силах.
Советами родителей и друзей поступить на военную кафедру воспользовались 22.2 % студентов.
Интересен тот факт, что больше 78.6 % студентов Московского государственного института международных отношений - выходцы из интеллигентной семьи также выбирает венную кафедру - это свидетельствует о том, что сегодня гражданские вузы характеризуются более высоким уровнем интеллектуальной подготовки будущих специалистов, что даёт возможности для их карьерного роста, повышения социального статуса, хорошего материального обеспечения.
На вопрос, «какие из полученных в Вузе знаний вам пригодились бы при обучении на военной кафедре», между вузами и младшими, и старшими курсами ответы различные, так как часть молодёжи предпочитает практические навыки и умения по специальности, часть теоретические знания по специальности. Такое положение во многом объясняется тем, что в современных условиях, когда приходится иметь дело с огромным и постоянно возрастающим потоком военно-технической информации, а также умением оперативно и безошибочно принимать решения в разных ситуациях, будущему офицеру необходимо высокий уровень профессиональной подготовки.
Информацию о службе в Вооружённых Силах молодёжь в основном получает из прессы и телевидения (61.2 %), 45 % - от родителей и знакомых, но вместе с тем 38.6 % опрошенных студентов Московского государственного института международных отношений приобретают информацию от преподавателей ВУЗа.
Как показали результаты социологических исследований в Уфимском государственном авиационном техническом университете и Московском государственном институте международных отношений между ответами студентов младших и старших кусов большой разницы нет, хотя студенты младших курсов УГАТУ более оптимистичнее относятся к службе в армии.
Мотивы «престиж профессии офицера», «высокая престижность службы в Вооруженных Силах» их привлекают больше, его выбирают 58 % опрошенных.
По обобщённому среднему баллу по пункту «удовлетворены ли Вы обучением на военной кафедре» большинство опрошенных (90%) отвечают положительно. Это ещё раз подчёркивает о качестве современной системы образования. Применение в учебном процессе новых методик и форм обучения, инновационных педагогических технологий с использованием современной компьютерной техники, учебной базы и о подготовки конкурентоспособных военных специалистов, на основе высокого научного, культурного и интеллектуального потенциала, а с другой стороны университетское образование, ориентированное на гражданские нужды, обеспечивает, прежде всего, интеллектуальное развитие личности, которое необходимо военным специалистам для качественного использования своих функциональных обязанностей, как на «гражданке» так и в Вооруженных Силах.
Результаты социологических исследований показали, что студенты, поступившие на военные кафедры, не полностью осознали свою ответственность за своё будущее.