Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАГАНРОГСКОМ АВИАЦИОННОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМ. В.М. ПЕТЛЯКОВА

Кирсанова Т.П.
Экологическое образование в Таганрогском авиационном колледже им. В.М. Петлякова осуществляется по программам учебных дисциплин: «Экология» и «Экологические основы природопользования». Эти дисциплины изучаются на I и II курсах с учетом основных специальностей: Производство летательных аппаратов, Программное обеспечение ВТ и АС, Экономика и бухгалтерский учет, Государственное и муниципальное управление, Технология машиностроения, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Экспертиза качества потребительских товаров, Стандартизация и сертификация.

Учитывая профиль, специфику подготовки специалистов, заложенных в стандартах конкретных специальностей преподавателями Горяновой А.И. и Кирсановой Т.П., были разработаны рабочие программы, календарно-тематические планы и утверждены зам. директора по учебной работе Величевой Т.А.

При изучении проблем экологии осуществляются межпредметные связи с дисциплинами: географией, химией, биологией, физикой, математикой и др., а так же с дисциплинами по специальностям.

Кроме изучения теоретического курса, подачи лекционного материала, нами проводятся беседы, экскурсии, студенты готовят рефераты на темы:

  • Загрязнение окружающей среды и здоровья человека;
  • Экологически неблагоприятные регионы России;
  • Автотранспорт и его влияние на экологию города;
  • Состояние окружающей среды в Ростовской области;
  • Экологическая культура человека; и др.

Большое внимание при изучении этих дисциплин уделяется национально-региональному компоненту, т.к. выпускники колледжа, являясь жителями Юга России, по окончании колледжа молодые специалисты распределяются в те же города и районы. Следовательно, для подавляющего большинства студентов знания о региональных экологических особенностях Юга России являются актуальными и необходимыми для их будущей практической деятельности.

При изучении дисциплин рассматриваются: экологические проблемы современного южного города - Таганрог, влияние промышленных предприятий на экологию города, мониторинг водной среды рек - Миус, Дон, Таганрогский залив, динамика антропогенного изменения наземных экосистем Ростовской области и др.

Значение и применение Закона РФ «Об охране окружающей среды» на примерах загрязнений водного, воздушного бассейнов, почвы на территории г. Таганрога и прилегающих районов: Неклиновского, Матвеево-Курганского, Куйбышевского, Мясниковского.

Особый интерес во всех группах колледжа вызывает тема «Утилизация бытовых и промышленных отходов г. Таганрога». Сначала студенты с этой проблемой знакомятся теоретически, а затем для них проводится экскурсия на линию сортировки ТБО.

Студенты проникаются сложной экологической ситуацией по данной проблеме города: Изучают линию сортировки, оборудование линии, методы очистки воды и воздуха, знакомятся с разрешительной и проектной документацией, а также с затратами понесенными коммерческим предприятием и администрацией города, условиями труда работников предприятия.

Ежегодно в колледже проводится научно-практическая конференция, на которой доклады студентов по экологической тематике занимают призовые места.

В 2005 году преподаватель Горянова А.И. принимала участие в работе областной конференции «Экологическое образование» с докладом «Применение региональных компонентов в изучении дисциплин «Экология» и «Экологические основы природопользования» в Таганрогском авиационном колледже им. В.М. Петлякова и была награждена грамотой.

В октябре 2006 года были подведены итоги конкурса проектов, который проводился Отделом по делам молодежи Администрации г. Таганрога в рамках реализации целевой программы «Молодежь Таганрога 2006-2007г.». Победителем этого конкурса стала программа нашего колледжа «Экологический мониторинг окружающей среды береговой линии Таганрогского залива».

В колледже была организована первая научно-исследовательская экологическая экспедиция. Полевые работы, которой проводились в июне 2007г. Задачей данной экспедиции являлось исследование водной экосистемы и биоиндикация чистоты водного бассейна северо-восточной прибрежной зоны Таганрогского залива по маршруту: г. Таганрог (бухта Андреева) - п. Михайловка - ст. Бессергеновка - ст. Приморка - ст. Морская. Но выходу в полевые условия предшествовала теоретическая подготовка:

  • выбор маршрута для проведения экологической экспедиции;
  • составление карты, схемы маршрута;
  • изучение технологий и методов оценки качества воды, почвы, воздуха применяемых в полевых условиях;
  • знакомство студентов с правилами отбора и подготовки проб, процедурой выполнения анализов унифицированными химико-аналитическими методами, используя тест-системы;
  • изучение методов биоиндикации исследования наземной и водной экосистем;
  • знакомство с техникой безопасности в полевых условиях.

Экспедиция проводилась под руководством преподавателя высшей категории дисциплин «Экология», «География» Кирсановой Татьяны Петровны.

Во всех точках исследования северо-восточной части Таганрогского залива водоем характеризуется как грязный (полисапробный), а степень загрязнения воды уменьшается по мере удаления от г. Таганрога, что говорит об антропогенной загрузке на водоем.

Экологическая экспедиция решала не только исследовательские, но и воспитательные задачи. В состав экспедиции входили и так называемые «трудные» подростки. При исследованиях у них возникало много вопросов, которые вызвали интерес к изучению биологии, химии, экологии, географии.

В ходе экспедиции студенты с большим желанием погрузились в экологические исследования, приобрели экологические навыки наблюдения за природой родного края, сформировалось чувство ответственности студентов за свое поведение в природе, за судьбу малой родины, осознали, что человек имеет большие возможности в природоохранной деятельности.


Библиографическая ссылка

Кирсанова Т.П. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАГАНРОГСКОМ АВИАЦИОННОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМ. В.М. ПЕТЛЯКОВА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 50-51;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24349 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674