Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ (В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ)

Шитикова И.Б.
Сегодня повышается роль личности, активизируются процессы гуманизации общества как гаранта его существования в условиях кризиса индустриальной цивилизации, что в свою очередь влияет на формирование приоритетных направлениях и ценностных ориентаций высшего профессионального образования. Однако в России до сих пор имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Система образования России разделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитарную и техническую.

В настоящее время под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создание в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.

Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубления интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи.

Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, мы должны иметь в виду, что техническое образование в XXI веке обязательно должно учитывать новые отношения инженерной (проектной) деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т.е. деятельность специалиста должна быть гуманистична. Решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах должно осуществляться по следующим направлениям:

- расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного профиля;

- обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические), тогда как гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы;

- междисциплинарность в образовании;

- обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарных сфер;

- обеспечение возможности получения студентами в техническом университете второй гуманитарной или социально-экономической специальности;

- усиление подготовки специалистов в правовой, языковой, экологической, эргономической областях;

- создание в университете гуманитарной среды;

- формирования у студентов мировоззренческой позиции, основой которой является зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;

- личностно-ориентированное обучение.

Вышеизложенное имеет особенную значимость и актуальность при профессиональной подготовке специалиста в области дизайна, специфика которого - это «единение» художественной и инженерно-технической сфер творчества. Более того, дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая в себе естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемый как гармоничный, целостный. Другими словами, дизайн - это вид деятельности по проектированию и гармонизации предметного мира. Cовременный дизайнер - это не просто специалист в области формы изделий. При работе над конкретным проектом дизайнер, формируя цели и мысленно определяя идеал вещи, к которому стремится в процессе проектирования, реализует свои представления о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности объекта. В своих проектах дизайнер должен предвидеть развитие, как технологических возможностей производства, так и потребностей общества.

Реализация вышеперечисленных аспектов профессиональной деятельности возможно при гуманизации и гуманитаризации содержания дизайн-образования. Содержание учебного процесса, наполненное гуманитарными знаниями значительно способствует формированию новых отношений проектной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком. С другой стороны, дизайнер обращен к индивидуальным, антропологическим и психофизиологическим чертам человека. Он приспосабливает предмет к наилучшему использованию, вводит в него «человеческий фактор», как бы «настраивает» на общение с человеком, гуманизируя технику и предметно-пространственную среду.


Библиографическая ссылка

Шитикова И.Б. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ (В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ) // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 46-47;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24000 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674