В настоящее время под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создание в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.
Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубления интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи.
Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, мы должны иметь в виду, что техническое образование в XXI веке обязательно должно учитывать новые отношения инженерной (проектной) деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т.е. деятельность специалиста должна быть гуманистична. Решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах должно осуществляться по следующим направлениям:
- расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного профиля;
- обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические), тогда как гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы;
- междисциплинарность в образовании;
- обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарных сфер;
- обеспечение возможности получения студентами в техническом университете второй гуманитарной или социально-экономической специальности;
- усиление подготовки специалистов в правовой, языковой, экологической, эргономической областях;
- создание в университете гуманитарной среды;
- формирования у студентов мировоззренческой позиции, основой которой является зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;
- личностно-ориентированное обучение.
Вышеизложенное имеет особенную значимость и актуальность при профессиональной подготовке специалиста в области дизайна, специфика которого - это «единение» художественной и инженерно-технической сфер творчества. Более того, дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая в себе естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемый как гармоничный, целостный. Другими словами, дизайн - это вид деятельности по проектированию и гармонизации предметного мира. Cовременный дизайнер - это не просто специалист в области формы изделий. При работе над конкретным проектом дизайнер, формируя цели и мысленно определяя идеал вещи, к которому стремится в процессе проектирования, реализует свои представления о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности объекта. В своих проектах дизайнер должен предвидеть развитие, как технологических возможностей производства, так и потребностей общества.
Реализация вышеперечисленных аспектов профессиональной деятельности возможно при гуманизации и гуманитаризации содержания дизайн-образования. Содержание учебного процесса, наполненное гуманитарными знаниями значительно способствует формированию новых отношений проектной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком. С другой стороны, дизайнер обращен к индивидуальным, антропологическим и психофизиологическим чертам человека. Он приспосабливает предмет к наилучшему использованию, вводит в него «человеческий фактор», как бы «настраивает» на общение с человеком, гуманизируя технику и предметно-пространственную среду.