Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хвалынский Д.С. Мамченко О.П.
Исследуя один из важнейших аспектов функционирования национальной экономики - влияние государства на экономические процессы, ученые дискутируют не только по вопросам размера участия государства в регулировании экономики, но и в целом по вопросам организационного строения механизма регулирования экономики. Обобщая их взгляды по данному вопросу, обратим внимание на выделенное историческое формирование следующих трех уровней регулирования экономики: уровня рыночного саморегулирования; а также уровней корпоративного и государственного регулирования [8]. Теперь дополним данную классификацию замечанием Ю. Шишкова о том, что «реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарий такого вмешательства и его масштабы» [7]. Признав правдоподобность данной точки зрения, как одной из основных позиций ученых о степени участия государства в регулировании экономики, сделаем вывод о невозможности выделения экономики какого-либо одного уровня регулирования. По нашему мнению, она всегда включала все три перечисленных уровня регулирования, но в рамках отдельно взятого конкретного исторического периода развития экономики какой-либо из уровней обязательно преобладал над остальными.

При анализе процесса регулирования рыночной экономики в историческом аспекте нами установлена цикличность смены преобладающего уровня регулирования: от государственного регулирование - рыночное саморегулирование - корпоративное регулирование. Указанная схема подтверждается следующими историческими аспектами смены преобладающего уровня регулирования рыночной  экономики:

  1. В период становления капиталистических отношений в Западной Европе в XVI-XVIIIвв. (стадия государственного регулирования) господствовала теория «меркантилизма», которая основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования экономики в период первоначального накопления капитала. Главным действующим лицом в достижении экономических целей этого периода считалось государство, широко использовавшее такие инструменты государственного регулирования экономики, как хартии, дающие исключительное право на производство конкретных товаров, а также освобождения от налогов, субсидии, привилегии [3].
  2. Классическая теория регулирования рыночной экономики (стадия рыночного саморегулирования) складывается в XVIII-XIX вв., и полностью формируется в странах Западной Европы и США к 50-60-м гг. XIXв. Эта стадия связана с распространением идей А.Смита об ограничении государственного вмешательства в рыночный механизм, основным регулятором которого должна быть цена товара, а также соотношение спроса на товар и его предложения.
  3. Стадия корпоративного регулирования экономики впервые появилась за 20-25 лет до Первой мировой войны (конец XIX в.). Набравшие к этому времени силу корпорации получили возможность целенаправленно воздействовать на цены и объем сбыта товаров. В то же время для мелких фирм цена продолжала выступать как внешний регулятор их товарного предложения.
  4. В 40-е гг. XXв. вновь наступает стадия государственного регулирования экономики, сформировавшаяся после кризиса 1929-1933 гг., самого глубокого в истории рыночной экономики, а также вызванная необходимостью восстановления экономики после Второй мировой войны. Существовавший в то время хозяйственный механизм показал свою несостоятельность в преодолении кризиса, обеспечении стабильного состояния и развития рыночной экономики и общества в целом.
  5. Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. XXв. (стадия рыночного саморегулирования) началась переоценка ценностей под лозунгом отказа от методов активного государственного вмешательства в экономику, получают признание идеи монетаризма.
  6. В 90-х гг. XXв. (стадия корпоративного регулирования) влияние государства на экономику было ослаблено. В таких условиях крупный бизнес, представленный в том числе в виде могущественных транснациональных корпораций, берет на себя часть функций правительства, фактически формируя стратегии развития целых секторов экономики.
  7. В начале XXI в. (стадия государственного регулирования) в экономике на первый план выдвинулись проблемы, порождаемые изменениями, происходящими в современном мире, возникла необходимость существенного усиления государственного регулирования экономики.

При анализе исторических аспектов смены преобладающих уровней регулирования экономики нами отмечена также определенная закономерность в их временной продолжительности, заключающаяся, по нашему мнению, в том, что каждая последующая стадия регулирования экономики была примерно в два раза короче предыдущей (таблица 1).

Развитие регулирования рыночной экономики в соответствии с представленной таблицей имеет спиралевидный характер, где каждый новый виток является вдвое короче предыдущего. Даты начала и окончания стадий, рассчитанные в соответствии с гипотетической продолжительностью стадий, соответствуют историческим аналогам:

  • «хронологическими рамками меркантилизма принято считать третью четверть второго тысячелетия (1500-1750 гг.)» [3];
  • стадия рыночного саморегулирования экономики под эгидой идей классической школы непосредственно сменила идеи меркантилизма;
  • формирование корпоративного регулирования конца XIX в. связано прежде всего с научно-технической революцией начала 80-х гг. XIX в., повлекшей стремительное развитие крупных промышленных предприятий, концентрацию производства и создание монополий как в области производства, так и в области капиталов [2];

 

Таблица 1. Временная продолжительность исторических стадий регулирования экономики

Историческая стадия регулирования экономики

Гипотетическая продолжительность (лет)

Даты начала и окончания стадий в соответствии с гипотетической продолжительностью

Государственное регулирование

XVI-XVIII вв. (меркантилизм)

256

1493-1749 гг.

Рыночное саморегулирование XVIII-XIX вв. (классический период)

128

1750-1878 гг.

Корпоративное регулирование конца XIX - начала XX вв.

64

1879-1943 гг.

Государственное регулирование с конца Второй мировой войны

32

1944-1976 гг.

Рыночное саморегулирование конца 70-х - начала 80-х гг. XX в.

16

1977-1993 гг.

Корпоративное регулирование в 90-х гг. XX в.

8

1994-2002 гг.

Усиление государственного регулирования в начале XXI в.

4

2003-2007 гг.


  • следующая стадия государственного регулирования экономики связана с именем Дж. М. Кейнса и его работой «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Хотя рекомендации Кейнса по государственному регулированию экономики стали общепризнанны и полностью претворялись в жизнь в 50-70-е гг. XX в., начало стадии ассоциируется с системой Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. по регулированию экономических отношений участвующих в них стран [6];
  • несмотря на то, что Милтон Фридмен опубликовал свои работы еще в 50-е гг., его теория была признана только в последней четверти XX столетия. Концепция монетаризма, основанная на работах Фридмена, получила широкое практическое распространение со второй половины 70-х гг. [4];
  • к началу 90-х гг. XX в. в мировой экономике значительно увеличивается количество и влияние транснациональных корпораций (ТНК), их число достигает 37 тысяч, тогда как в 70-х гг. ТНК насчитывалось только 7 тысяч. ТНК 90-х гг. являлись не только монопольными распространителями своей, как правило, уникальной продукции, но и монопольными владельцами огромных размеров инвестиционного капитала, а также современной технологии и при этом были свободны в своем выборе стран и регионов для размещения инвестиций. В связи с тем, что принимающие инвестиции страны вынуждены конкурировать друг с другом, ТНК начинают оказывать огромное влияние на регулирование экономики стран - получателей    инвестиций [5];
  • в середине 2003 г. в России публично обозначился политико - экономический конфликт по линии «государство - олигархия», в итоге которого государством был взят курс на пересмотр итогов приватизации и создание новой российской экономической и политической модели вместо той, которая возникла в 90-ые гг. При этом «давление на ЮКОС и других наиболее политизированных олигархов было одним из условий осуществления нового курса экономической политики» [1].

Отсутствие прогнозов в отношении ожидаемой стадии преобладающего уровня регулирования рыночной экономики и ее продолжительности связано, в первую очередь, с неопределенностью поведения системы в ее предельных точках. В связи с незначительной продолжительностью последней стадии, гипотетический период которой составляет всего 4 года (2003-2007 гг.), появляются основания считать данную стадию предельной точкой развития системы, после которой возможны различные варианты поведения последней (например, дальнейшее развитие - двухлетняя (2008-2009 гг.) стадия рыночного саморегулирования, «отдых» системы, обратное движение, движение сначала). В связи с тем, что исследуемая нами система совершает лишь первый свой цикл, прогнозы ее дальнейшего развития ограничиваются лишь предположениями о дальнейших направлениях движения.

В то же время, признание существования изложенной выше цикличности периодов корпоративного, государственного регулирования и саморегулирования рыночной экономики автоматически перемещает область поиска решений проблемы создания эффективных условий функционирования социально-экономических систем на основе сочетания рыночных механизмов и механизмов государственного регулирования от вопроса определения оптимального сочетания последних к вопросам повышения эффективности государственного воздействия на экономические процессы в рамках каждой из обозначенных стадий их развития.

Литература:

  1. Белковский, С. Новый курс и новая нестабильность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.compromat.ru/%20main/belkovskij/kurs.htm
  2. История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 727 с.
  3. Колесов, В.П. Международная экономика: учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.
  4. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 735 с.
  5. Никитина М.Г. ТНК и их деятельность в экспортно-промышленных зонах // Ученые записи Таврического национального университета. - Вып. №8 (45) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ccssu.ua/internet/Education/notes/edition8/n08019.html
  6. Осадчая, И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса // Вопросы экономики, 2006. - №5. - С.5-19.
  7. Шишков, Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. - 1999. - №1. - С. 25-34.
  8. Экономика: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - 896 с.

Работа представлена на III научную международную конференцию «Актуальные проблемы науки и образования», ВАРАДЕРО (Куба), 19-29 марта 2008г. Поступила в редакцию 05.03.2008г.

Библиографическая ссылка

Хвалынский Д.С., Мамченко О.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 108-110;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23905 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674