При анализе процесса регулирования рыночной экономики в историческом аспекте нами установлена цикличность смены преобладающего уровня регулирования: от государственного регулирование - рыночное саморегулирование - корпоративное регулирование. Указанная схема подтверждается следующими историческими аспектами смены преобладающего уровня регулирования рыночной экономики:
- В период становления капиталистических отношений в Западной Европе в XVI-XVIIIвв. (стадия государственного регулирования) господствовала теория «меркантилизма», которая основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования экономики в период первоначального накопления капитала. Главным действующим лицом в достижении экономических целей этого периода считалось государство, широко использовавшее такие инструменты государственного регулирования экономики, как хартии, дающие исключительное право на производство конкретных товаров, а также освобождения от налогов, субсидии, привилегии [3].
- Классическая теория регулирования рыночной экономики (стадия рыночного саморегулирования) складывается в XVIII-XIX вв., и полностью формируется в странах Западной Европы и США к 50-60-м гг. XIXв. Эта стадия связана с распространением идей А.Смита об ограничении государственного вмешательства в рыночный механизм, основным регулятором которого должна быть цена товара, а также соотношение спроса на товар и его предложения.
- Стадия корпоративного регулирования экономики впервые появилась за 20-25 лет до Первой мировой войны (конец XIX в.). Набравшие к этому времени силу корпорации получили возможность целенаправленно воздействовать на цены и объем сбыта товаров. В то же время для мелких фирм цена продолжала выступать как внешний регулятор их товарного предложения.
- В 40-е гг. XXв. вновь наступает стадия государственного регулирования экономики, сформировавшаяся после кризиса 1929-1933 гг., самого глубокого в истории рыночной экономики, а также вызванная необходимостью восстановления экономики после Второй мировой войны. Существовавший в то время хозяйственный механизм показал свою несостоятельность в преодолении кризиса, обеспечении стабильного состояния и развития рыночной экономики и общества в целом.
- Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. XXв. (стадия рыночного саморегулирования) началась переоценка ценностей под лозунгом отказа от методов активного государственного вмешательства в экономику, получают признание идеи монетаризма.
- В 90-х гг. XXв. (стадия корпоративного регулирования) влияние государства на экономику было ослаблено. В таких условиях крупный бизнес, представленный в том числе в виде могущественных транснациональных корпораций, берет на себя часть функций правительства, фактически формируя стратегии развития целых секторов экономики.
- В начале XXI в. (стадия государственного регулирования) в экономике на первый план выдвинулись проблемы, порождаемые изменениями, происходящими в современном мире, возникла необходимость существенного усиления государственного регулирования экономики.
При анализе исторических аспектов смены преобладающих уровней регулирования экономики нами отмечена также определенная закономерность в их временной продолжительности, заключающаяся, по нашему мнению, в том, что каждая последующая стадия регулирования экономики была примерно в два раза короче предыдущей (таблица 1).
Развитие регулирования рыночной экономики в соответствии с представленной таблицей имеет спиралевидный характер, где каждый новый виток является вдвое короче предыдущего. Даты начала и окончания стадий, рассчитанные в соответствии с гипотетической продолжительностью стадий, соответствуют историческим аналогам:
- «хронологическими рамками меркантилизма принято считать третью четверть второго тысячелетия (1500-1750 гг.)» [3];
- стадия рыночного саморегулирования экономики под эгидой идей классической школы непосредственно сменила идеи меркантилизма;
- формирование корпоративного регулирования конца XIX в. связано прежде всего с научно-технической революцией начала 80-х гг. XIX в., повлекшей стремительное развитие крупных промышленных предприятий, концентрацию производства и создание монополий как в области производства, так и в области капиталов [2];
Таблица 1. Временная продолжительность исторических стадий регулирования экономики
Историческая стадия регулирования экономики |
Гипотетическая продолжительность (лет) |
Даты начала и окончания стадий в соответствии с гипотетической продолжительностью |
Государственное регулирование XVI-XVIII вв. (меркантилизм) |
256 |
1493-1749 гг. |
Рыночное саморегулирование XVIII-XIX вв. (классический период) |
128 |
1750-1878 гг. |
Корпоративное регулирование конца XIX - начала XX вв. |
64 |
1879-1943 гг. |
Государственное регулирование с конца Второй мировой войны |
32 |
1944-1976 гг. |
Рыночное саморегулирование конца 70-х - начала 80-х гг. XX в. |
16 |
1977-1993 гг. |
Корпоративное регулирование в 90-х гг. XX в. |
8 |
1994-2002 гг. |
Усиление государственного регулирования в начале XXI в. |
4 |
2003-2007 гг. |
-
следующая стадия государственного регулирования экономики связана с именем Дж. М. Кейнса и его работой «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Хотя рекомендации Кейнса по государственному регулированию экономики стали общепризнанны и полностью претворялись в жизнь в 50-70-е гг. XX в., начало стадии ассоциируется с системой Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. по регулированию экономических отношений участвующих в них стран [6];
- несмотря на то, что Милтон Фридмен опубликовал свои работы еще в 50-е гг., его теория была признана только в последней четверти XX столетия. Концепция монетаризма, основанная на работах Фридмена, получила широкое практическое распространение со второй половины 70-х гг. [4];
- к началу 90-х гг. XX в. в мировой экономике значительно увеличивается количество и влияние транснациональных корпораций (ТНК), их число достигает 37 тысяч, тогда как в 70-х гг. ТНК насчитывалось только 7 тысяч. ТНК 90-х гг. являлись не только монопольными распространителями своей, как правило, уникальной продукции, но и монопольными владельцами огромных размеров инвестиционного капитала, а также современной технологии и при этом были свободны в своем выборе стран и регионов для размещения инвестиций. В связи с тем, что принимающие инвестиции страны вынуждены конкурировать друг с другом, ТНК начинают оказывать огромное влияние на регулирование экономики стран - получателей инвестиций [5];
- в середине 2003 г. в России публично обозначился политико - экономический конфликт по линии «государство - олигархия», в итоге которого государством был взят курс на пересмотр итогов приватизации и создание новой российской экономической и политической модели вместо той, которая возникла в 90-ые гг. При этом «давление на ЮКОС и других наиболее политизированных олигархов было одним из условий осуществления нового курса экономической политики» [1].
Отсутствие прогнозов в отношении ожидаемой стадии преобладающего уровня регулирования рыночной экономики и ее продолжительности связано, в первую очередь, с неопределенностью поведения системы в ее предельных точках. В связи с незначительной продолжительностью последней стадии, гипотетический период которой составляет всего 4 года (2003-2007 гг.), появляются основания считать данную стадию предельной точкой развития системы, после которой возможны различные варианты поведения последней (например, дальнейшее развитие - двухлетняя (2008-2009 гг.) стадия рыночного саморегулирования, «отдых» системы, обратное движение, движение сначала). В связи с тем, что исследуемая нами система совершает лишь первый свой цикл, прогнозы ее дальнейшего развития ограничиваются лишь предположениями о дальнейших направлениях движения.
В то же время, признание существования изложенной выше цикличности периодов корпоративного, государственного регулирования и саморегулирования рыночной экономики автоматически перемещает область поиска решений проблемы создания эффективных условий функционирования социально-экономических систем на основе сочетания рыночных механизмов и механизмов государственного регулирования от вопроса определения оптимального сочетания последних к вопросам повышения эффективности государственного воздействия на экономические процессы в рамках каждой из обозначенных стадий их развития.
Литература:
- Белковский, С. Новый курс и новая нестабильность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.compromat.ru/%20main/belkovskij/kurs.htm
- История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 727 с.
- Колесов, В.П. Международная экономика: учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.
- Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 735 с.
- Никитина М.Г. ТНК и их деятельность в экспортно-промышленных зонах // Ученые записи Таврического национального университета. - Вып. №8 (45) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ccssu.ua/internet/Education/notes/edition8/n08019.html
- Осадчая, И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса // Вопросы экономики, 2006. - №5. - С.5-19.
- Шишков, Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. - 1999. - №1. - С. 25-34.
- Экономика: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - 896 с.
Работа представлена на III научную международную конференцию «Актуальные проблемы науки и образования», ВАРАДЕРО (Куба), 19-29 марта 2008г. Поступила в редакцию 05.03.2008г.