- метод учебных проектов;
- метод телекоммуникационных проектов;
- обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
- разноуровневое обучение.
Эти направления в процессе занятий с учащимися могут реализовываться через следующие формы обучения: интегрированные занятия, профессиональные деловые игры, моделирование профессиональных задач, индивидуальное и дифференцированное обучение.
В последние годы моделирование находит все более широкое распространение в педагогике. Об этом свидетельствует множество публикаций, посвященных проблемам моделирования, изучению возможностей применения моделей. Моделирование является основным методом исследований во всех областях знаний и в настоящее время рассматривается как оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания. Метод моделирования получил достаточное распространение в педагогической теории и практике, но в то же время образовательная практика характеризуется отсутствием единого подхода к проблеме моделей и моделирования.
Разработанная нами теоретическая межпредметная модель обучения учащихся инновационных учебных заведений на основе использования инфокоммуникационных технологий позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы в условиях предъявления новых требований к качеству знаний профильной подготовки выпускников средней школы сформировать у них умения и навыки использования научного содержания изучаемых предметов в качестве средства решения профессиональных задач. В модели рассмотрены конкретные механизмы межпредметной организации обучения учащихся на основе целостного системного подхода, для чего отдельные предметы рассмотрены нами не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрированы в единые циклы естественных дисциплин, профильных и элективных курсов, связанные общей целевой ориентацией и межпредметными связями. В свою очередь, отдельные циклы сопрягаются между собой посредством трансдисциплинарных коммуникаций и пограничных областей знания и культуры, обеспечивая целостность образования как такового.
Основу этой модели составляют разработанные нами профильный курс «Инфокоммуникационные технологии в профессиональном выборе учащихся» и элективный курс «Социальная информатика».
Для практической реализации дидактической модели мы использовали систему межпредметнных связей естественных предметов и разработанных нами профильного и элективного курсов, чтобы выполнить основные функции их содержания: прикладную, профессионально-процессуальную и профессионально ориентированную.
Модельным объектом межпредметного обучения учащихся нами выбраны средняя школа №11 с углубленным изучением химии и частная школа-гимназия «Сахаб» г. Махачкалы.
Анализ и оценка полученных результатов позволяет сделать вывод, что коэффициент усвоения учебного материала в экспериментальной группе в среднем на 12% выше, чем в контрольной.
По результатам полученных данных можно утверждать, что предложенная межпредметная технология обучения учащихся является эффективной, так как положительно влияет на качество профессиональной подготовки, существенно повышая ее уровень.
Библиографическая ссылка
Везиров Т.Г., Магомедгаджиева А.М. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 18-18;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23616 (дата обращения: 21.11.2024).