- метод учебных проектов;
- метод телекоммуникационных проектов;
- обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
- разноуровневое обучение.
Эти направления в процессе занятий с учащимися могут реализовываться через следующие формы обучения: интегрированные занятия, профессиональные деловые игры, моделирование профессиональных задач, индивидуальное и дифференцированное обучение.
В последние годы моделирование находит все более широкое распространение в педагогике. Об этом свидетельствует множество публикаций, посвященных проблемам моделирования, изучению возможностей применения моделей. Моделирование является основным методом исследований во всех областях знаний и в настоящее время рассматривается как оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания. Метод моделирования получил достаточное распространение в педагогической теории и практике, но в то же время образовательная практика характеризуется отсутствием единого подхода к проблеме моделей и моделирования.
Разработанная нами теоретическая межпредметная модель обучения учащихся инновационных учебных заведений на основе использования инфокоммуникационных технологий позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы в условиях предъявления новых требований к качеству знаний профильной подготовки выпускников средней школы сформировать у них умения и навыки использования научного содержания изучаемых предметов в качестве средства решения профессиональных задач. В модели рассмотрены конкретные механизмы межпредметной организации обучения учащихся на основе целостного системного подхода, для чего отдельные предметы рассмотрены нами не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрированы в единые циклы естественных дисциплин, профильных и элективных курсов, связанные общей целевой ориентацией и межпредметными связями. В свою очередь, отдельные циклы сопрягаются между собой посредством трансдисциплинарных коммуникаций и пограничных областей знания и культуры, обеспечивая целостность образования как такового.
Основу этой модели составляют разработанные нами профильный курс «Инфокоммуникационные технологии в профессиональном выборе учащихся» и элективный курс «Социальная информатика».
Для практической реализации дидактической модели мы использовали систему межпредметнных связей естественных предметов и разработанных нами профильного и элективного курсов, чтобы выполнить основные функции их содержания: прикладную, профессионально-процессуальную и профессионально ориентированную.
Модельным объектом межпредметного обучения учащихся нами выбраны средняя школа №11 с углубленным изучением химии и частная школа-гимназия «Сахаб» г. Махачкалы.
Анализ и оценка полученных результатов позволяет сделать вывод, что коэффициент усвоения учебного материала в экспериментальной группе в среднем на 12% выше, чем в контрольной.
По результатам полученных данных можно утверждать, что предложенная межпредметная технология обучения учащихся является эффективной, так как положительно влияет на качество профессиональной подготовки, существенно повышая ее уровень.