Интернет дефакто остается реальной информационной средой исторического образования, которая находится вне закона в прямом и в переносном смысле слова. Однако педагоги уверенно утверждают, что он может стать средством развития творческого, самостоятельного мышления учащегося.
В настоящее время можно следующим образом определить основные направления использования Интернета в историческом образовании и науке.
- Интернет как средство научной коммуникации сообщества историков России. Это направление предполагает создание «представительских сайтов» учреждений и организаций, занимающихся исследованием проблем отечественной истории научных учреждений, истфаков вузов, творческих коллективов, ассоциаций и исторических клубов, домашних страниц ученых и других авторов.
- Интернет как справочник - информационная эвристика по проблемам отечественной истории. Это направление предполагает создание и использование поисковых систем, каталогов ссылок на интернетресурсы по различным вопросам. Несомненно, что будущему историку со студенческой скамьи важно дать представления о существенном расширении эвристических возможностей за счет использования ресурсов глобальных сетей, предоставляющих доступ к библиографическим и архивным справочникам и научным публикациям.
- Интернет как библиотека публикации научных трудов по истории. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы, где пользователь может бесплатно поработать с оцифрованными каталогами библиотек. Следует отметить, что некоторые библиотеки, помимо электронных каталогов, обладают и отсканированными текстовыми изданиями. Но ведь библиотека призвана не только концентрировать в своих хранилищах знания по различным наукам, она, в современном нам мире, должна заниматься и распространением знаний при помощи применения также и современных технологий. Так, за рубежом публикация научной статьи, тематического отчета, сборника документов в сети давно стала необходимым завершающим этапом научного исследования. В нашей стране, прежде всего изза нерешенных проблем с авторским правом, такая практика пока не получила распространения (хотя работа в этом плане ведётся).
- Интернет как архив и музей удаленный доступ к историческим источникам. Публикация источников в Интернете стала довольно распространенным явлением. Она позволяет не только расширить круг доступных исследователю источников, но и использовать документы в образовательном процессе, не ограничиваясь краткими и тенденциозными публикациями в учебниках и хрестоматиях.
Исходя из опыта архивов машиночитаемых данных за рубежом, состав хранящихся материалов можно определить следующим образом:
- базы данных (государственная и ведомственная статистика, материалы социологических обследований по экономике, демографии, здравоохранению, материалы избирательных кампаний и другие);
- тексты законодательных и нормативных актов, стенограмм заседаний высших органов власти и управления, наиболее популярные справочные, энциклопедические издания;
- публикации в печатных СМИ;
- оцифрованные копии (графические файлы) особо ценных источников (летописей, хроник и других раритетов).
Таким образом, электронные архивные библиотеки являются первым шагом к созданию в нашей стране электронных архивов с удаленным доступом.
Сами же виртуальные музеи, выставки, коллекции фотографий всё это можно встретить на сайтах музеев и выставочных залов.
5. Интернет и образование историка. Конечно, все вышеперечисленные виды информационных ресурсов могут быть использованы для конструирования образовательной среды. Собственно образовательные ресурсы и обучающие системы по истории России и всемирной истории в Интернете пока уступают по количеству и качеству массе мультимедийной продукции на CDRom.
Подводя итог рассмотрению всех вышеперечисленных проблем, подчеркнем, что выйти на качественно новый уровень представления и развития исторической науки в Интернете возможно при решении нескольких задач:
- увеличения роли научных организаций и вузов в создании тематических ресурсов;
- создания каталогов ссылок на образовательные ресурсы на сайтах вузов, основанных на строгом отборе ресурсов с применением экспертной оценки;
- выработки согласованной политики и унификации создаваемых ресурсов по всем направлениям от уровня публикаций до создания программного обеспечения и реализации.
Библиографическая ссылка
Гришанин П.И. Современное историческое знание и передовые наукоемкие технологии: реальность и перспективы // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 7. – С. 72-73;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23014 (дата обращения: 21.11.2024).