Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Отношение историков к всемирной глобальной сети немногим отличается от отношения к «интервенции» Интернета остального человечества, то есть остается двойственным. С одной стороны, невозможно отрицать лавиннообразный рост как ресурсов Рунета, так и числа российских пользователей сети. С другой стороны, даже учитывая отставание в обеспечении компьютерной техникой, не только преподавателям вузов, но и учителям средней школы приходится вести «незримый бой» с создателями тысяч серверов с рефератами, постепенно вытесняющими учебники. Чтобы не получить работу по истории, написанную буквально на три счета (выделить копировать вставить), преподавателям приходится проявлять верх изобретательности в сочинении темы.

Интернет дефакто остается реальной информационной средой исторического образования, которая находится вне закона в прямом и в переносном смысле слова. Однако педагоги уверенно утверждают, что он может стать средством развития творческого, самостоятельного мышления учащегося.

В настоящее время можно следующим образом определить основные направления использования Интернета в историческом образовании и науке.

  1. Интернет как средство научной коммуникации сообщества историков России. Это направление предполагает создание «представительских сайтов» учреждений и организаций, занимающихся исследованием проблем отечественной истории научных учреждений, истфаков вузов, творческих коллективов, ассоциаций и исторических клубов, домашних страниц ученых и других авторов.
  2. Интернет как справочник - информационная эвристика по проблемам отечественной истории. Это направление предполагает создание и использование поисковых систем, каталогов ссылок на интернетресурсы по различным вопросам. Несомненно, что будущему историку со студенческой скамьи важно дать представления о существенном расширении эвристических возможностей за счет использования ресурсов глобальных сетей, предоставляющих доступ к библиографическим и архивным справочникам и научным публикациям.
  3. Интернет как библиотека публикации научных трудов по истории. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы, где пользователь может бесплатно поработать с оцифрованными каталогами библиотек. Следует отметить, что некоторые библиотеки, помимо электронных каталогов, обладают и отсканированными текстовыми изданиями. Но ведь библиотека призвана не только концентрировать в своих хранилищах знания по различным наукам, она, в современном нам мире, должна заниматься и распространением знаний при помощи применения также и современных технологий. Так, за рубежом публикация научной статьи, тематического отчета, сборника документов в сети давно стала необходимым завершающим этапом научного исследования. В нашей стране, прежде всего изза нерешенных проблем с авторским правом, такая практика пока не получила распространения (хотя работа в этом плане ведётся).
  4. Интернет как архив и музей удаленный доступ к историческим источникам. Публикация источников в Интернете стала довольно распространенным явлением. Она позволяет не только расширить круг доступных исследователю источников, но и использовать документы в образовательном процессе, не ограничиваясь краткими и тенденциозными публикациями в учебниках и хрестоматиях.

Исходя из опыта архивов машиночитаемых данных за рубежом, состав хранящихся материалов можно определить следующим образом:

  1. базы данных (государственная и ведомственная статистика, материалы социологических обследований по экономике, демографии, здравоохранению, материалы избирательных кампаний и другие);
  2. тексты законодательных и нормативных актов, стенограмм заседаний высших органов власти и управления, наиболее популярные справочные, энциклопедические издания;
  3. публикации в печатных СМИ;
  4. оцифрованные копии (графические файлы) особо ценных источников (летописей, хроник и других раритетов).

Таким образом, электронные архивные библиотеки являются первым шагом к созданию в нашей стране электронных архивов с удаленным доступом.

Сами же виртуальные музеи, выставки, коллекции фотографий всё это можно встретить на сайтах музеев и выставочных залов.

5. Интернет и образование историка. Конечно, все вышеперечисленные виды информационных ресурсов могут быть использованы для конструирования образовательной среды. Собственно образовательные ресурсы и обучающие системы по истории России и всемирной истории в Интернете пока уступают по количеству и качеству массе мультимедийной продукции на CDRom.

Подводя итог рассмотрению всех вышеперечисленных проблем, подчеркнем, что выйти на качественно новый уровень представления и развития исторической науки в Интернете возможно при решении нескольких задач:

  1. увеличения роли научных организаций и вузов в создании тематических ресурсов;
  2. создания каталогов ссылок на образовательные ресурсы на сайтах вузов, основанных на строгом отборе ресурсов с применением экспертной оценки;
  3. выработки согласованной политики и унификации создаваемых ресурсов по всем направлениям от уровня публикаций до создания программного обеспечения и реализации.