Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КРЕАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА

Саксонова Л.П.
Креативная культура специалиста - это ценностно-личностная созидательная категория, неотъемлемый критерий духовности и условие творческого саморазвития личности, резерв её самоактуализации. Креативность выражается в чувствительности и открытости к новым идеям, в преобразовании окружающего мира и человеческих взаимоотношений, в получении необычных решений жизненных и профессиональных проблем. В представленной работе «креативная культура» понимается в контексте творчества и созидания будущего специалиста, как особое свойство индивидуума, который способен проявлять социально значимую творческую активность. В процессе проведённого исследования были выделены личностные черты креативных специалистов: самостоятельность, профессионализм и компетентность, артистичность, оптимизм, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, оригинальность и харизматические качества. Важно выделить среди ключевых понятий креативности в современной науке - интеллектуальную активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности. Д.Б. Богоявленская под проявлением интеллектуальной активности понимает интеллектуальную инициативу мыслительной деятельности за пределами заданности. Анализ интеллектуального творчества будущих специалистов помогает понять процесс преобразования «креативности-потенции» в «креативность-реальность»: культура-копирование→ культура творческого копирования→ культура репродуктивного творчества→ культура-созидание. В процессе становления креативная культура специалиста представляет последовательно усложняющиеся уровни реализации профессионально-инновационной деятельности. Переход на более высокий уровень составляет перспективу совершенствования деятельности будущего специалиста.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда. Микросреда с демократическими отношениями формирует систему мотивов и личностных свойств у студентов. Важную роль в становлении профессионала играет личность педагога. Часто талантливые студенты становятся объектом критики со стороны преподавателей из-за отказа выполнения репродуктивной деятельности. Для развития креативной культуры будущему специалисту необходим определённый уровень сопротивляемости среды и поощрения таланта.

Серьёзным ограничением в формировании и развитии креативной личности будущего профессионала служит мотивация деятельности. Высокая мотивация уменьшает меры управления и приводит к повышению творческой активности студента. Низкая мотивация снижает интерес и может выключить обучаемого из целенаправленной деятельности. Второе ограничение связано с уровнем развития личности студента. Каждому творческому студенту необходимо понять, что для мотивации и активизации учения важно:

- создание чёткой целевой установки;

- принятие данного учебного материала для изучения других тем курса или учебных дисциплин;

- тщательный отбор информации и творческий подход к его восприятию и пониманию;

- детальный анализ и обеспечение профессиональной направленности содержания информации;

- максимальное использование устной речи как средства управления вниманием и восприятием;

- учёт наглядного и эмоционального фактора в производительности труда;

- соблюдение и гармонизация режима дня, питания и движения.

В заключении отметим, что развитие креативной культуры подвергает «Я - концепцию» будущего специалиста значительным преобразованиям во всех её проявлениях, гранях и аспектах. «Я - телесное» вносит вклад в целостное ощущение собственного «Я». Социально-ролевое «Я» подключает социально-ролевые компоненты. Психологическое «Я» создает образы мотивов, потребностей и способностей. Активное «Я» формирует отношение к миру. Смысл «Я» вырабатывает определённое самоотношение. Наиболее его поверхностным проявлением является самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. В этом контексте необходимо различать самоуважение и целостность, интегрированность, автономность и независимость от внешних оценок.


Библиографическая ссылка

Саксонова Л.П. КРЕАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 2. – С. 63-64;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22286 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674