Введение
Разработка современного содержания процесса физического воспитания и коррекции нарушений двигательной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вызывает профессиональный интерес не только у профильных специалистов в области адаптивной и лечебной физической культуры, реабилитологов, но и у педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, тренеров [1, с. 9; 2, с. 7; 3, с. 156]. Результаты урочной деятельности по физкультуре и внеурочных коррекционно-развивающих занятий по ритмике не всегда успешны в физическом развитии младших школьников с ОВЗ [4, с. 17; 5, с. 4004; 6, с. 33]. Отрицательная тенденция к ослаблению здоровья обучающихся с ОВЗ, включая детей с нарушениями интеллекта, подтверждает необходимость пересмотра текущих подходов к содержанию физического воспитания [7, с. 144; 8, с. 142; 9, с. 133].
Достижению положительного эффекта в поддержании и укреплении общего физического состояния, важного для образовательного процесса, способствует учет особенностей детей с нарушениями интеллекта при работе над совершенствованием их двигательной сферы [10; 11]. Данный аспект повышает эффективность разрабатываемых и внедряемых коррекционно-развивающих технологий, используемых в области физического воспитания [12, с. 300; 13, с. 128]. Помимо общих психофизических характеристик, свойственных данной категории обучающихся с ОВЗ, существуют индивидуальные особенности, которым необходимо уделять внимание при прогнозировании потенциального развития детей, формировании однородных учебных групп, персонифицированной корректировке содержания образовательного контента.
Успешной коррекции нарушений физического развития способствует комплексный подход с учетом всех составляющих жизнедеятельности ребенка, особенностей состояния моторной и психических сфер [14, с. 172]. Только разностороннее развитие ребенка позволит максимально эффективно реализовывать образовательную деятельность, готовить обучающихся к овладению профессиональными компетенциями и последующей социализации. Оптимальная физическая подготовка, если она сбалансирована и учитывает специфические качества детей, оказывает приоритетное благотворное влияние не только на двигательную, но и на эмоциональную, духовно-нравственную сферы личности умственно отсталого ребенка. Для разработки эффективной стратегии физического воспитания и коррекции имеющихся нарушений двигательной сферы необходимо выявить характеристики обучающихся, что возможно лишь в процессе комплексной диагностики и детализированного анализа полученных данных.
Цель исследования – определение уровней физического развития младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе комплексного обследования.
Материалы и методы исследования
Базой исследования в 2023–2024 учебном году выступили: ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 52» и ГБОУ «Школа-интернат № 17» г. Москвы. Определению эффективности комплекса диагностических технологий способствовало применение методов: фиксации антропометрических показателей, беседы, физического функционального тестирования, оценки сформированности темпо-ритмических навыков, педагогического эксперимента. Обработка полученных результатов исследования осуществлялась с помощью методов философско-методологического, психолого-медико-педагогического анализа и математической статистики [15, с. 189].
Результаты исследования и их обсуждение
Разработанная диагностическая модель была апробирована в ходе практического изучения 110 младших школьников, обучающихся по адаптированным программам для детей с умственной отсталостью легкой степени (МКБ-10: F70). Диагностика включала пять блоков, способствующих выявлению следующих показателей: антропометрический; мотивационный; функциональный; вариативности двигательной деятельности; сформированности темпо-ритмических навыков [15, с. 190].
I. Оценка антропометрических данных заключалась в использовании стандартных процентильных таблиц для нормативно развивающихся детей по росту, весу, окружностям головы и груди, сумме жировых складок, с помощью которых рассчитывалась гармоничность развития детей. Таблицы были разработаны таким образом, чтобы дети практически из любой случайной выборки были примерно распределены в следующем соответствии: дисгармоничное развитие – 6 %; условно дисгармоничное развитие – 14 %; гармоничное развитие – 80 %.
Дисгармоничное развитие – это резкое отклонение от нормы по таким показателям, как рост, вес, окружности частей тела, ожирение. Детям с таким уровнем чаще всего рекомендована реабилитационная и терапевтическая поддержка. Среди участников исследования такие обучающиеся составили 33,64 % (37 чел.). Условно дисгармоничному развитию соответствовало значительное отклонение от нормативных показателей, но не очевидное или не снижающее качество жизни. К этому уровню были отнесены 26,36 % (29 детей), скорее с тенденцией к негативному развитию, чем с явными клиническими проявлениями. Такие обучающиеся вошли в группу внимания медицинских и иных специалистов с целью контроля их текущего состояния и прогнозирования последующего развития. Гармоничный уровень предусматривал включение детей с показателями широкой нормы, приближенных к нормативным возрастным критериям развития. Характеризовался отсутствием явных патологий физиологических данных. Подобный контингент стремится к поддержанию своего физического здоровья с помощью профилактических мероприятий, занятий физкультурой и сбалансированного питания. Численность детей этой группы преобладала и составила 40,0 % (44 ребенка).
Результаты данного блока обследования обеспокоили тем фактом, что численность умственно отсталых детей с дисгармоничным развитием превысила количество сверстников с сохранным интеллектом и схожими антропометрическими данными примерно в 5,5 раз. Численность младших школьников с нарушениями интеллекта и условно дисгармоничным развитием превзошла количество нормативно развивающихся детей с подобными показателями почти в 2 раза. Среди участников исследования встречались дети с предположительным ожирением, недостаточным весом, ускоренным физическим развитием, сниженным объемом легких, гидро- или микроцефалией, другими проблемами, требующими пристального внимания врачей. У подавляющего большинства детей с дисгармоничным и условно дисгармоничным уровнями развития был зафиксирован недостаток мышечной массы, что указывало на сниженную двигательную активность и нарушения оптимального хода развития.
II. Оценка функционального состояния заключалась в проведении физического тестирования, в ходе которого участникам исследования предлагалось выполнить ряд простых упражнений на скоростную, силовую, статическую выносливость, ловкость и гибкость. Были выделены следующие уровни для данного блока: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и относительно высокий. Для детей с низким уровнем были характерны: непонимание способа выполнения упражнения, невозможность его реализовать; отказ от действий; осуществление задания с очень низкими показателями. К данной группе была отнесена значительная часть детей – 31,82 % (35 чел.). Обучающиеся с уровнем ниже среднего отличались выполнением упражнений с грубыми ошибками даже с помощью педагога, нарушением техники движений, нежеланием выполнить действие лучше, они превысили треть контингента – 34,54 % (38 чел.). Дети со средним уровнем демонстрировали следующие особенности: частые мелкие ошибки в выполнении упражнений, преодолеваемые с непосредственной помощью педагога; результаты соответствовали показателям детей с нормативным развитием более младшего возраста; недостаточная сформированность моторных характеристик и функциональных возможностей скелетно-мышечного аппарата. Данную группу составили 20,91 % (23 ребенка). Обучающиеся с уровнем выше среднего выполняли бо́льшую часть упражнений самостоятельно, редкие незначительные ошибки исправлялись с помощью устных рекомендаций педагога, демонстрировали показатели, приближенные к нормативным. Такого уровня достигли 10,91 % (12 участников). Дети, находящиеся на относительно высоком уровне функционального развития физической сферы, превосходили нормативы сверстников с сохранным интеллектом. Среди всех участников исследования младшего школьного возраста их численность крайне мала, только 1,82 % (2 ребенка).
Собранные статистические сведения показали крайне низкую степень физического развития детей – 66,36 % (73 обучающихся), отнесенных к низкому и ниже среднего уровням. Это не соответствовало не только нормативным показателям, но и данным, полученным более 20 лет назад в исследовании В.М. Мозгового (2005): 54,6 % умственно отсталых обучающихся испытывали выраженные трудности, обусловленные кинестетической апраксией, в выполнении моторных тестов в процессе физического воспитания [4, с. 18]. Эта статистика подтверждает потребность в совершенствовании содержания работы по совершенствованию процесса физического развития умственно отсталых младших школьников.
III. Оценка мотивационной составляющей проводилась с помощью диагностической беседы, выявлявшей наличие заинтересованности детей в физическом совершенствовании. Предполагалось распределение детей по четырем уровням мотивации: первый уровень – мотивация отсутствовала или была резко негативной; второй уровень – позитивная мотивация слабая или часто неустойчивая негативная; третий уровень – мотивация положительная, но нестабильная; четвертый уровень – мотивация положительная, устойчивая.
Дети с мотивацией первого уровня чаще всего не могли ответить на задаваемые вопросы, со слов педагогов – игнорировали любые социально значимые занятия, включая физическую активность, проявляли инертность при попытках предложить интересную совместную деятельность. Среди участников исследования данному уровню соответствовали – 23,64 % (26 школьников).
Дети с мотивацией второго уровня с трудом отвечали на вопросы, так как не полностью понимали их смысл, но утверждали, что занятия физкультурой и спортом им нравятся. Обучающиеся не осознавали смысла двигательного развития и занятий физической деятельностью, согласно их высказываниям, это «просто бегать, прыгать, играть, ходить на беговой дорожке». В эту группу вошло достаточно большое количество учеников – 36,36 % (40 чел.).
Дети с мотивацией третьего уровня были частично ознакомлены со структурой и содержанием занятий физической культурой, но не проявляли заинтересованности в общем двигательном развитии, в то время как отдельные виды деятельности на уроках физкультуры им нравились больше остальных, чаще всего это подвижные игры или несложные упражнения на тренажерах. Данному уровню соответствовали – 31,82 % (35 обучающихся).
Дети с мотивацией четвертого уровня могли более детально охарактеризовать подробности собственных положительных мотивов урочной и внеурочной двигательной активности, самостоятельных занятий физкультурой. Они владели устойчивыми, но элементарными и поверхностными представлениями (с учетом ограниченного словарного запаса, особенностей познавательной деятельности и незначительного жизненного опыта, свойственных умственно отсталым детям) о значении физкультуры и соблюдения здорового образа жизни. Устойчивая положительная мотивация имелась только у 8,18 % (9 участников исследования).
Полученные данные свидетельствовали о необходимости осуществления мероприятий по повышению мотивации к формированию навыков ведения здорового образа жизни и разработке образовательных программ физического развития таким образом, чтобы их содержание соответствовало ожиданиям, желаниям и потребностям детей, повышало их интерес к занятиям двигательной деятельностью.
IV. Оценка вариативности действий проводилась с помощью педагогического эксперимента, в ходе которого детям предлагалось совершить как можно больше разнообразных движений импровизационного характера. Данный критерий способствовал выявлению адекватности усвоения и воспроизведения ребенком различных двигательных программ, сформированности базовых, жизненно необходимых моторных моделей поведения. Были сформулированы критерии пяти уровней: низкого, ниже среднего, среднего, выше среднего и относительно высокого.
Низкий уровень – ребенок вялый, не понимал сути задания. В процессе импровизации движения неуклюжие, неловкие. Действия ребенка отрывисты, импульсивны, ограничены узкой сферой интересов или естественными элементарными физиологическими потребностями (подойти, сесть, встать, принимать пищу, взять предмет, бросить предмет). Количество таких детей составило 21,82 % (24 чел.).
Ниже среднего уровень характерен для детей, демонстрировавших в соответствии с условиями задания скудный арсенал движений, среди которых отсутствовали синхронные или парно скоординированные действия. В основном участники исследования осуществляли необходимый минимум простых движений (подъем рук, прыжки, подъем ног, шаги на месте, наклоны корпуса, повороты головы). Данному уровню соответствовали более половины детей – 52,73 % (58 чел.).
Средний уровень свойственен обучающимся, реализовавшим достаточный запас базовых, имитационных и сочетанных движений. Ребенок был готов принимать помощь в выполнении предложенного педагогом действия. Среди участников исследования такие дети составили 20,91 % (23 чел.).
Выше среднего уровень соответствовал детям, выполнившим все базовые и некоторые сложно скоординированные и комплексные движения. Численность этой группы минимальна – 4,54 % (5 чел.).
Относительно высокий уровень предполагал владение ребенком обширным запасом движений, в котором помимо базовых присутствовали элементы, специфические для различной спортивной и трудовой деятельности (танцевальные движения, стойки, упражнения). Этому уровню не соответствовал ни один из участников исследования.
Характерной особенностью младших школьников с нарушениями интеллекта являлась тугоподвижность мыслительных процессов, обуславливающая плохое усвоение и применение в нестандартной ситуации новых знаний, умений и навыков, в частности техники действий, что нашло отражение в полученных эмпирических результатах.
V. Оценка сформированности чувства ритма предполагала осуществление специального тестирования, в ходе которого детям было необходимо выполнить два комплекса заданий: на синхронное и повторное воспроизведение ритмического рисунка. Успешность обучающегося при выполнении тестов данного блока оценивалась по шкале, включающей пять уровней:
− низкий – ребенок не понимал сути действия или не мог воспроизводить простейший ритм – аритмия как стойкое грубое нарушение способности воспроизведения определенного ритма вследствие органического повреждения головного мозга – в любых формах доступными способами, продолжительностью более 15 с, общая численность – 37,27 % (41 ребенок);
− ниже среднего – ребенок понимал содержание задания, но в большинстве случаев не мог поддерживать концентрацию внимания и воспроизводить ритм без ошибок – дизритмия – более легкая степень нарушения по сравнению с аритмией, как трудности в восприятии и воспроизведении определенных ритмических конструкций, приводящих к нарушениям исполняемой ритмической структуры; уровню соответствовали 42,73 % (47 детей);
− средний – ребенок проявлял старание, но бо́льшую часть заданий смог выполнить только с помощью педагога, собственное несоответствие ритма при воспроизведении не различал; в группу вошли 14,55 % (16 детей);
− выше среднего – ребенок выполнял задания самостоятельно, но сбивался при выявлении собственной дизритмии, ошибок в процессе деятельности и не мог возобновить воспроизведение верного ритма; соответствовали уровню 5,45 % (6 детей);
− относительно высокий – правильное стабильное выполнение бо́льшей части заданий, самостоятельное выявление и исправление собственной дизритмии, продолжение воспроизведения точного ритма; обучающиеся, соответствующие представленным критериям уровня, не выявлены.
В ходе исследования была подтверждена закономерность того, что без целенаправленного обучения темпо-ритмические способности у детей с нарушениями интеллекта спонтанно не формируются. Преимущественно участники исследования с низким, ниже среднего и средним уровнями были не способны правильно выполнять задание не столько из-за собственной психофизической ограниченности, сколь из-за отсутствия в их практической деятельности условий для отработки данного навыка, что, несомненно, отражалось на их общем развитии.
На заключительном этапе в рамках комплексного обследования был осуществлен анализ результатов диагностики, вследствие чего были сформулированы критерии пяти уровней общего физического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Низкому уровню соответствовали обучающиеся, имевшие очевидные проблемы в физиологическом развитии, трудности с коммуникацией и мотивацией в условиях примитивной двигательной активности, серьезную недостаточность выносливости и ловкости, скудный арсенал базовых движений, несформированность чувства ритма. Общая численность таких детей составила 34,55 % (38 чел.).
К уровню ниже среднего были отнесены дети с невыраженными трудностями или задержанным физическим развитием, слабой и неустойчивой мотивацией, отсутствием понимания смысла занятий двигательной активностью и соблюдения здорового образа жизни, общей физической ослабленностью и недостатками координации, с суженным запасом простых движений, с элементами формирующегося чувства ритма. Подобными характеристиками обладали 38,18 % (42 чел.).
К группе среднего уровня причислялись младшие школьники, которые по всем своим достижениям могли бы быть сопоставимы с нормативно развивающимися детьми старшего дошкольного возраста. Их физиологические показатели если и были нарушены, то не препятствовали физическому становлению. Такие дети мотивированы на интересные и доступные им конкретные виды двигательной деятельности, физически немного ослаблены, неловки; чувство ритма активно формировалось в ходе учебных занятий и зависело от эффективности становления психических функций; резерв движений достаточен для занятий физической культурой и повседневной жизнедеятельности. К данной группе были отнесены 21,82 % (24 чел.).
Уровню выше среднего соответствовали обучающиеся, результаты которых сопоставимы с показателями низких нормативов для сверстников без ограничений возможностей здоровья, их антропометрические данные чаще всего соответствовали гармоничному развитию. Дети проявляли эмоциональную устойчивость и готовность к продуктивной произвольной двигательной активности различного характера; выражали позитивную мотивацию на удовлетворительном уровне. Чувство ритма находилось в процессе активного формирования; спектр движений достаточно многообразен, но ряду действий требовалась последующая техническая отработка для внедрения в привычные поведенческие модели. Численность данной группы минимальна – 5,45 % (6 чел.).
К относительно высокому уровню предполагалось отнесение детей с гармоничными антропометрическими показателями, устойчивой положительной мотивацией к занятиям физической культурой и к поддержанию здорового образа жизни, выполнением физкультурных нормативов на среднем уровне для сверстников с сохранными интеллектуальными возможностями, широким арсеналом движений, относительно сформированным чувством ритма. В ходе проведенного этапа комплексного обследования физического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ни один из участников исследования не соответствовал критериям данного уровня.
Заключение
Выявленные в ходе исследования потенциальные возможности обучающихся при правильной организации двигательного развития и коррекции нарушений психофизического развития позволяют освоить и применять на практике необходимый для нормальной социализации и трудового обучения минимум движений. Наиболее эффективными для реализации этой задачи являются вариативные виды деятельности в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: оздоровительная и художественная гимнастика, танцевальная деятельность, игровые виды спорта, спортивное ориентирование, легкая атлетика, спортивные единоборства, плавание.
Разработанные в ходе исследования критерии и показатели общего физического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта тесно связаны между собой. В своей совокупности они образуют общую характеристику уровня физического развития умственно отсталого младшего школьника, его физической культуры. Анализ полученных данных будет способствовать разработке модели процесса формирования и коррекции нарушений моторной сферы умственно отсталых младших школьников с разным уровнем двигательного развития.