Введение
Проблема институциональной заботы о детях, лишенных родительского попечения, носит международный характер и существует во многих странах Азии, в том числе в Китае. Порождающие ее причины разнообразны, структура и численность специфичны для каждой страны, но существует и общий радикал – педагогический, заключающийся в необходимости государственной поддержки мер по воспитанию, обучению и развитию детей, лишенных семьи. Острота и актуальность проблемы лишения детей родительского попечения привлекла внимание государства, и для сдерживания порождающих ее тенденций в 2021 г. был принят Закон Китайской Народной Республики о содействии семейному воспитанию. К сожалению, проблема не привлекла внимания широкой педагогической общественности, и работ по научному осмыслению ее современного состояния немного как в российских, так и в китайских источниках. Между тем изучение данной проблемы актуально для обеих стран, поскольку педагогическая наука Китайской Народной Республики успешно внедряет лучшие образцы теории и практики российского образования, а российская наука анализирует и сопоставляет тенденции острых социально-педагогических проблем в других странах для нахождения оптимальных решений их преодоления и трансляции международного опыта. Анализ показал, что в немногочисленных современных публикациях рассматриваются подходы в семейном воспитании детей в Китае, вопросы защиты детства, феномены «оставленных детей», правовые аспекты усыновления и опеки китайских сирот. Следует отметить незаполненные «лакуны» научного знания – численность детей-сирот Китая, структуру социального сиротства, причины и факторы лишения детей родительского попечения, содержание психолого-педагогической деятельности детских домов. Исходя из проблемной ситуации, связанной с недостаточностью научного знания, поставлена цель исследования – анализ статистики, структуры и причин социального сиротства в Китае, описание стратегии государственной политики по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помещенных в социальные учреждения для несовершеннолетних.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили диссертации, монографии, научные статьи китайских и российских ученых, посвященные проблеме социального сиротства в Китае. В работе использовался комплекс взаимосвязанных методов, адекватных изучаемым феноменам. Теоретические методы включали проблемный анализ состояния социального сиротства в Китае, причинно-следственный анализ его динамики, форм государственной заботы о детях, лишенных родительского попечения. Эмпирические методы включали анализ педагогической документации детских домов, педагогическое наблюдение, опрос воспитанников и воспитателей детского дома.
Результаты исследования и их обсуждение
Единицами исследования выступили понятие, структура и причины социального сиротства, традиции воспитания в китайских семьях, статистика, формы государственной заботы о детях, лишенных родительского попечения, направления и содержание деятельности с воспитанниками детских домов.
Традиции воспитания в китайских семьях имеют двухтысячелетнюю историю и направлены на совершенствование, нравственное воспитание и обучение детей, ориентированное на практику повседневной жизни. Семья является главной ценностью и фундаментальным элементом китайского общества. Воспитание детей является одной из основных функций семьи, а родители – первыми и самыми важными трансляторами таких семейных ценностей, как уважение к родителям и родственникам, верность долгу, честность в отношениях. В работах китайских ученых Ч. Чжан, Ж. Вэй изложены принципы китайского воспитания, сохраняющие черты народной педагогики и отражающие менталитет жителей Поднебесной [1, с. 12; 2, с. 9]. Одним из таких принципов является следование примеру родителей, выступающих образцами ролевого социального поведения, посредством воспроизведения их действий, поступков, ритуалов. Нарушение данного принципа исследовалось в работах Бражник Е.И., Чжу Фанлу, показавших, что примеры асоциального поведения родителей перенимаются их детьми. Например, из 10 млн наркозависимых в Китае более 7 млн – это подростки и молодежь. В таких крупных городах, как Пекин и Шанхай, почти каждый второй школьник с 10-летнего возраста пробует алкоголь и табакокурение [3, с. 3].
Следующий принцип семейного воспитания в Китае отражает диалектику двух подходов – гуманности и требовательности и воплощается в проявлениях родителями одновременно любви и строгости к своим детям. Воплощение данного принципа довольно затруднено, поскольку на одного ребенка в семье приходится до шести взрослых, участвующих в его воспитании (родители, дедушки и бабушки со стороны матери и отца). Поэтому воспитание часто центрируется на проявлениях любви, всевозможных поощрениях в ущерб требовательности, что приводит к избалованности детей. Третий рассматриваемый принцип ориентирован на образование, которое является безусловной ценностью, поскольку образованному человеку в Китае обеспечена трудовая занятость и материальная обеспеченность. В работе Ч. Шуан, Т.Н. Попковой показано, что, к сожалению, китайская система школьного образования построена на коллективном обучении в классах с количеством учеников от 50 чел., поэтому не всегда может обеспечить индивидуальный и персонализированный подход к каждому ученику. Поэтому принцип учета интересов, способностей и психофизических особенностей, о необходимости которого говорил еще Конфуций, не в полной мере реализуется в образовательной практике [4]. Приведенный анализ далеко не полного перечня принципов свидетельствует о постепенном «размывании» китайских традиций и ценностей семейного воспитания.
Социальное сиротство – уродливое общественное явление, когда родители отказываются либо не способны выполнять свои функциональные обязанности, и государство вынуждено выполнять обязательства по содержанию, воспитанию, развитию детей. В отличие от сиротства, причиной которого является смерть родителей, причины социального сиротства связаны с лишением родителей родительских прав, нахождением в розыске или в местах лишения свободы и др. Анализ статистики социального сиротства показывает противоречивые данные. По одним данным общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к миллиону, по другим – их 340055 чел. [5]. В Китае сложилась уникальная структура, основанная на двух феноменах – сиротстве и социальном сиротстве, образованном «оставленными» и «теневыми» детьми». Дети-сироты – это дети умерших родителей, у которых нет родственников, способных выступить опекунами. Это не самая многочисленная категория, в общей массе их не более 10 %. «Оставленные» дети» — это дети в возрасте до 16 лет, у которых родители вынуждены уезжать из дома в поисках работы. Особенности экономики Китая таковы, что большой объем сельской рабочей силы уезжает в крупные города в поисках работы. При этом уезжают лишь работоспособные ее члены, а дети нередко просто остаются дома одни, без средств к существованию. Официальной статистики о таких детях обнаружить не удалось, но в исследовании А.П. Багировой, Д. Янь приведены данные о том, что в 2016 г. их насчитывалось более 9 млн, в 2020 г. – около 6 млн чел [6].
«Теневые» дети – это родившиеся вторые, третьи и последующие дети, не получившие регистрации как граждане Китая в период действия стратегии «Одна семья – один ребенок». Родители иногда просто оставляли новорожденных на улице или подбрасывали к дверям приютов. Судьба ненужных или «теневых» детей была нелегкой: они скитались, использовались в качестве дешевой рабочей силы на нелегальных фабриках, вредных производствах, работая за мизерную зарплату по 10 ч в день, становились жертвами различных преступлений. Можно предположить, что такие дети, не получившие положительного опыта семейного воспитания, во взрослом возрасте сами становились источниками репликативного сиротства, бросая собственных детей.
В стратегии государственной политики Китая по преодолению социального сиротства с педагогических позиций условно можно выделить два аспекта – нормативно-правового регулирования семейного воспитания и поддержки институционального воспитания детей в детских домах. Первым документом, предусматривающим ответственность родителей за воспитание детей, стал Закон Китайской Народной Республики о содействии семейному воспитанию, вступивший в силу с 01.01.2022. Целью закона является «развитие лучших китайских традиций семейного воспитания, привлечение внимания всех слоев общества к институту семьи, укреплению семейных уз и социальной гармонии, всестороннего развития морально-нравственного, умственного, физического, эстетического и трудового воспитания строителей и последователей социализма» [7]. В главе 2 Закона в ст. 14–23 прописаны обязанности родителей, опекунов и других членов семьи по воспитанию детей. Эти обязанности можно условно разделить на несколько групп, в которых изложены установки на воспитание ценностей: патриотизма (любви к партии, Родине, народу, коллективу; дисциплинированности и законопослушности, уважения к морали и стремления к добру); семьи (горячей любви к семье, соблюдения семейной этики, уважения к старшим и любви к младшим, чувства сплоченности и взаимопомощи); жизни (наличия у детей необходимого баланса питательных веществ, двигательной активности; привычек здорового образа жизни); психического здоровья (безопасного поведения на транспорте, на воде, в интернете; противодействия мошенничеству, похищению людей, сексуальному насилию, травле; способности к самозащите); образования и труда (представления о жизненном успехе, стремления к образованию и выполнению посильных трудовых обязанностей, выносливости и стойкости в ситуациях трудностей и лишений). Законом о содействии семейному воспитанию также предусмотрено оказание государственной поддержки семьям в трудной жизненной ситуации, одной из форм которой является помещение ребенка в детский дом [8].
История детских домов Китая исследовалась Е.В. Михалкиной, С. Чжан, согласно которым первые детские дома в Китае как форма поддержки институционального воспитания предназначались для брошенных младенцев и детей родителей, погибших во время войн. Основным их предназначением было содержание сирот для их выживания. Современные детские дома – это учреждения комплексного социального обеспечения на принципах приоритета образовательных интересов, материальных потребностей и социокультурных запросов детей. Сегодня в Китае действуют около 4500 детских домов, в основном негосударственных, где предусмотрены места для 990 тыс. детей. Их функции расширились и включают уход за детьми, лечение и медицинское обслуживание, реабилитацию, психологическую помощь. Деятельность детских домов носит межведомственный характер, предусматривающий тесное сотрудничество со школами и медицинскими организациями. Школ в составе детских домов нет, воспитанники, как правило, обучаются в близлежащих школах вместе с «домашними» детьми [9, с. 56–68].
Причины, по которым дети лишаются родительского попечения, исследованы недостаточно. В немногочисленных работах можно найти сведения о том, что в детских домах дети умерших родителей не являются основным контингентом детских домов, поскольку их не более 15–17 %, в основном это дети, не имеющие других родственников для передачи под опеку. Однако существуют детские дома, в которых сироты составляют до 40–50 %. В других – самая распространенная категория социальных сирот – больные дети и дети-инвалиды, они составляют до 25 % численного состава. Родители у них есть, но они не в состоянии содержать и обеспечивать ребенка с отклонениями в развитии. Отдают детей в детские дома несовершеннолетние матери, а также женщины, родившие вне брака (21 %). Примерно каждый пятый воспитанник изымается из семей родителей с алкогольной и наркотической зависимостью, а также родителей, приговоренных к лишению свободы. Z. Jinbao приводит данные о том, что помещают в детские дома также в случаях, если семья не в состоянии воспитывать своих детей по причине крайней бедности, таких детей примерно 16 % [10, с. 78–89]. Помещение в детский дом обеспечивает этим детям государственные гарантии для жизнеобеспечения, обучения, воспитания и развития, а в ряде случаев спасает от гибели. В работе J. Fei показано, что детские дома ведут широкомасштабную деятельность по усыновлению и устройству детей в приемные семьи [11].
Исследован вопрос о содержании педагогической деятельности с детьми в детском доме. В работе российского ученого Л.С. Калашника показано, что она строится с опорой на так называемую «Великую четверку» направлений воспитательного процесса детского дома. Это базис, образованный нравственным, трудовым, физическим и патриотическим воспитанием, считается классикой педагогической науки социалистического Китая [12]. Анализ воспитательной практики, проведенный Ц. Би [13, с. 26], С. Ван [14, с. 6] показал, что в последние годы в Китае наблюдается смена воспитательной парадигмы, смещающейся от авторитарной к гуманистической. Это проявляется в переходе от массового воспитания к воспитанию индивидуальному, от единообразия к вариативности, от мозаичного построения воспитательного процесса к системности.
При этом подчеркнем, что работ по описанию методического обеспечения институционального воспитания, его процессуальной организации в детских домах, мониторинга результатов практически нет.
В качестве примера можно привести эмпирические данные, полученные авторами на выборке из 130 воспитанников Цицкарского детского дома, принадлежащего Харбинскому муниципалитету. Распределение по полу – 53, 3 % мальчиков, 47,7 % девочек, по возрасту – 53,9 % подростков, 34,6 % детей младшего школьного возраста, 11, 5 % дошкольников. Установлено, что причинами помещения в детский дом являются: смерть родителей (34,6 %), финансовые трудности семьи (26,9 %), семейное насилие (23,1 %), другие причины (15,4 %). Исследование проводилось с целью выявления психологического состояния детей и их удовлетворенности бытовыми и гигиеническими условиями, питанием, дошкольным и школьным образованием. Анализ психологической документации показал, что почти половина детей часто испытывает чувство одиночества (46,2 %), каждый десятый тревожится за свое будущее. Подавляющее большинство детей считают бытовые и гигиенические условия хорошими (73,1 %), однако 8 % детей недовольны теснотой спален и хотели бы жить в более просторных помещениях. Разнообразием и количеством пищевого рациона довольны почти 70 % детей, остальные 30 % считают, что нужно улучшить меню. Более четверти детей заявили, что они испытывают трудности в обучении и им нужны дополнительные занятия по школьным предметам (26,9 %). Свыше половины воспитанников высказали пожелание улучшить условия для спорта и творчества (57,7 %). Опрос воспитателей о том, с какими проблемами они сталкиваются в воспитании детей, лишенных родительского попечения, показал, что основные трудности связаны с агрессивным поведением и вредными привычками (курением, употреблением психоактивных веществ), которые зафиксированы у 26,9 % подростков [15].
Заключение
Социальное сиротство в Китае является острой социальной проблемой и вызывает серьезную озабоченность государства и педагогической общественности. Исследование статистики детей, лишенных родительского попечения, показало противоречивые данные о их численности в различных источниках, расхождение между которыми достигает сотен тысяч, что требует дополнительных исследований. В структуре социального сиротства выявлены «оставленные» уехавшими в поисках работы родителями дети и «теневые» дети, незарегистрированные как граждане Китая. Такие причины, как правонарушительное и зависимое поведение родителей, насилие в отношение детей, не получили достаточного освещения и теоретического осмысления в научных работах. Эмпирический анализ контингента воспитанников Цицкарского детского дома показал, что причинами лишения родительского попечения являются смерть родителей, бедность семьи и домашнее насилие. Не удалось обнаружить исследований, посвященных формам, методам, средствам институционального воспитания детей в детских домах, нет работ по методическому сопровождению их педагогической поддержки и психологической коррекции. Это ставит задачу проведения дальнейших совместных российско-китайских исследований структуры, источников и факторов социального сиротства в Китае, стратегий его профилактики и преодоления, разработки технологий и методик педагогической поддержки и психологической коррекции детей в детских домах.