Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

SOCIAL ORPHANHOOD IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

Yakovleva N.F. 1 Di Binh 1
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafev
1025 KB
The article is devoted to the consideration of the state of social orphanhood in modern China, since the problem of upbringing, education and development of children left without parental care is of an international nature and is relevant for most countries. The purpose of the work is to analyze the causes of social orphanhood in China, its statistics and structure, and the strategy of state policy to support orphaned children and children left without parental care. The article presents a review of the basic principles of traditional upbringing in Chinese families based on centuries-old traditions, the violation of which generates an increase in the number of children deprived of parental care. The structure of social orphanhood formed by abandoned, abandoned and “shadow” children is described. The directions of state policy in the field of prevention and overcoming social orphanhood are investigated. Understanding various aspects of social orphanhood expands the understanding of this acute social problem and enriches the insufficiently studied aspects of pedagogical science not only in China, but also in Russia, since the research materials were dissertations, monographs, and scientific articles by Chinese and Russian scientists. dedicated to the problems of children left without parental care. The research was carried out at the theoretical and empirical levels by a set of interrelated methods adequate to the studied phenomena. Theoretical methods included a problem-based analysis of child rearing in Chinese families; a causal analysis of the growing number of children deprived of parental care, and strategies for raising children in orphanages. The empirical methods were the analysis of pedagogical documentation, pedagogical observation, and a survey of pupils and tutors of the Tsitsikar orphanage.
social orphanhood in China
children deprived of parental care
orphanages in China

Введение

Проблема институциональной заботы о детях, лишенных родительского попечения, носит международный характер и существует во многих странах Азии, в том числе в Китае. Порождающие ее причины разнообразны, структура и численность специфичны для каждой страны, но существует и общий радикал – педагогический, заключающийся в необходимости государственной поддержки мер по воспитанию, обучению и развитию детей, лишенных семьи. Острота и актуальность проблемы лишения детей родительского попечения привлекла внимание государства, и для сдерживания порождающих ее тенденций в 2021 г. был принят Закон Китайской Народной Республики о содействии семейному воспитанию. К сожалению, проблема не привлекла внимания широкой педагогической общественности, и работ по научному осмыслению ее современного состояния немного как в российских, так и в китайских источниках. Между тем изучение данной проблемы актуально для обеих стран, поскольку педагогическая наука Китайской Народной Республики успешно внедряет лучшие образцы теории и практики российского образования, а российская наука анализирует и сопоставляет тенденции острых социально-педагогических проблем в других странах для нахождения оптимальных решений их преодоления и трансляции международного опыта. Анализ показал, что в немногочисленных современных публикациях рассматриваются подходы в семейном воспитании детей в Китае, вопросы защиты детства, феномены «оставленных детей», правовые аспекты усыновления и опеки китайских сирот. Следует отметить незаполненные «лакуны» научного знания – численность детей-сирот Китая, структуру социального сиротства, причины и факторы лишения детей родительского попечения, содержание психолого-педагогической деятельности детских домов. Исходя из проблемной ситуации, связанной с недостаточностью научного знания, поставлена цель исследования – анализ статистики, структуры и причин социального сиротства в Китае, описание стратегии государственной политики по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помещенных в социальные учреждения для несовершеннолетних.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили диссертации, монографии, научные статьи китайских и российских ученых, посвященные проблеме социального сиротства в Китае. В работе использовался комплекс взаимосвязанных методов, адекватных изучаемым феноменам. Теоретические методы включали проблемный анализ состояния социального сиротства в Китае, причинно-следственный анализ его динамики, форм государственной заботы о детях, лишенных родительского попечения. Эмпирические методы включали анализ педагогической документации детских домов, педагогическое наблюдение, опрос воспитанников и воспитателей детского дома.

Результаты исследования и их обсуждение

Единицами исследования выступили понятие, структура и причины социального сиротства, традиции воспитания в китайских семьях, статистика, формы государственной заботы о детях, лишенных родительского попечения, направления и содержание деятельности с воспитанниками детских домов.

Традиции воспитания в китайских семьях имеют двухтысячелетнюю историю и направлены на совершенствование, нравственное воспитание и обучение детей, ориентированное на практику повседневной жизни. Семья является главной ценностью и фундаментальным элементом китайского общества. Воспитание детей является одной из основных функций семьи, а родители – первыми и самыми важными трансляторами таких семейных ценностей, как уважение к родителям и родственникам, верность долгу, честность в отношениях. В работах китайских ученых Ч. Чжан, Ж. Вэй изложены принципы китайского воспитания, сохраняющие черты народной педагогики и отражающие менталитет жителей Поднебесной [1, с. 12; 2, с. 9]. Одним из таких принципов является следование примеру родителей, выступающих образцами ролевого социального поведения, посредством воспроизведения их действий, поступков, ритуалов. Нарушение данного принципа исследовалось в работах Бражник Е.И., Чжу Фанлу, показавших, что примеры асоциального поведения родителей перенимаются их детьми. Например, из 10 млн наркозависимых в Китае более 7 млн – это подростки и молодежь. В таких крупных городах, как Пекин и Шанхай, почти каждый второй школьник с 10-летнего возраста пробует алкоголь и табакокурение [3, с. 3].

Следующий принцип семейного воспитания в Китае отражает диалектику двух подходов – гуманности и требовательности и воплощается в проявлениях родителями одновременно любви и строгости к своим детям. Воплощение данного принципа довольно затруднено, поскольку на одного ребенка в семье приходится до шести взрослых, участвующих в его воспитании (родители, дедушки и бабушки со стороны матери и отца). Поэтому воспитание часто центрируется на проявлениях любви, всевозможных поощрениях в ущерб требовательности, что приводит к избалованности детей. Третий рассматриваемый принцип ориентирован на образование, которое является безусловной ценностью, поскольку образованному человеку в Китае обеспечена трудовая занятость и материальная обеспеченность. В работе Ч. Шуан, Т.Н. Попковой показано, что, к сожалению, китайская система школьного образования построена на коллективном обучении в классах с количеством учеников от 50 чел., поэтому не всегда может обеспечить индивидуальный и персонализированный подход к каждому ученику. Поэтому принцип учета интересов, способностей и психофизических особенностей, о необходимости которого говорил еще Конфуций, не в полной мере реализуется в образовательной практике [4]. Приведенный анализ далеко не полного перечня принципов свидетельствует о постепенном «размывании» китайских традиций и ценностей семейного воспитания.

Социальное сиротство – уродливое общественное явление, когда родители отказываются либо не способны выполнять свои функциональные обязанности, и государство вынуждено выполнять обязательства по содержанию, воспитанию, развитию детей. В отличие от сиротства, причиной которого является смерть родителей, причины социального сиротства связаны с лишением родителей родительских прав, нахождением в розыске или в местах лишения свободы и др. Анализ статистики социального сиротства показывает противоречивые данные. По одним данным общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к миллиону, по другим – их 340055 чел. [5]. В Китае сложилась уникальная структура, основанная на двух феноменах – сиротстве и социальном сиротстве, образованном «оставленными» и «теневыми» детьми». Дети-сироты – это дети умерших родителей, у которых нет родственников, способных выступить опекунами. Это не самая многочисленная категория, в общей массе их не более 10 %. «Оставленные» дети» — это дети в возрасте до 16 лет, у которых родители вынуждены уезжать из дома в поисках работы. Особенности экономики Китая таковы, что большой объем сельской рабочей силы уезжает в крупные города в поисках работы. При этом уезжают лишь работоспособные ее члены, а дети нередко просто остаются дома одни, без средств к существованию. Официальной статистики о таких детях обнаружить не удалось, но в исследовании А.П. Багировой, Д. Янь приведены данные о том, что в 2016 г. их насчитывалось более 9 млн, в 2020 г. – около 6 млн чел [6].

«Теневые» дети – это родившиеся вторые, третьи и последующие дети, не получившие регистрации как граждане Китая в период действия стратегии «Одна семья – один ребенок». Родители иногда просто оставляли новорожденных на улице или подбрасывали к дверям приютов. Судьба ненужных или «теневых» детей была нелегкой: они скитались, использовались в качестве дешевой рабочей силы на нелегальных фабриках, вредных производствах, работая за мизерную зарплату по 10 ч в день, становились жертвами различных преступлений. Можно предположить, что такие дети, не получившие положительного опыта семейного воспитания, во взрослом возрасте сами становились источниками репликативного сиротства, бросая собственных детей.

В стратегии государственной политики Китая по преодолению социального сиротства с педагогических позиций условно можно выделить два аспекта – нормативно-правового регулирования семейного воспитания и поддержки институционального воспитания детей в детских домах. Первым документом, предусматривающим ответственность родителей за воспитание детей, стал Закон Китайской Народной Республики о содействии семейному воспитанию, вступивший в силу с 01.01.2022. Целью закона является «развитие лучших китайских традиций семейного воспитания, привлечение внимания всех слоев общества к институту семьи, укреплению семейных уз и социальной гармонии, всестороннего развития морально-нравственного, умственного, физического, эстетического и трудового воспитания строителей и последователей социализма» [7]. В главе 2 Закона в ст. 14–23 прописаны обязанности родителей, опекунов и других членов семьи по воспитанию детей. Эти обязанности можно условно разделить на несколько групп, в которых изложены установки на воспитание ценностей: патриотизма (любви к партии, Родине, народу, коллективу; дисциплинированности и законопослушности, уважения к морали и стремления к добру); семьи (горячей любви к семье, соблюдения семейной этики, уважения к старшим и любви к младшим, чувства сплоченности и взаимопомощи); жизни (наличия у детей необходимого баланса питательных веществ, двигательной активности; привычек здорового образа жизни); психического здоровья (безопасного поведения на транспорте, на воде, в интернете; противодействия мошенничеству, похищению людей, сексуальному насилию, травле; способности к самозащите); образования и труда (представления о жизненном успехе, стремления к образованию и выполнению посильных трудовых обязанностей, выносливости и стойкости в ситуациях трудностей и лишений). Законом о содействии семейному воспитанию также предусмотрено оказание государственной поддержки семьям в трудной жизненной ситуации, одной из форм которой является помещение ребенка в детский дом [8].

История детских домов Китая исследовалась Е.В. Михалкиной, С. Чжан, согласно которым первые детские дома в Китае как форма поддержки институционального воспитания предназначались для брошенных младенцев и детей родителей, погибших во время войн. Основным их предназначением было содержание сирот для их выживания. Современные детские дома – это учреждения комплексного социального обеспечения на принципах приоритета образовательных интересов, материальных потребностей и социокультурных запросов детей. Сегодня в Китае действуют около 4500 детских домов, в основном негосударственных, где предусмотрены места для 990 тыс. детей. Их функции расширились и включают уход за детьми, лечение и медицинское обслуживание, реабилитацию, психологическую помощь. Деятельность детских домов носит межведомственный характер, предусматривающий тесное сотрудничество со школами и медицинскими организациями. Школ в составе детских домов нет, воспитанники, как правило, обучаются в близлежащих школах вместе с «домашними» детьми [9, с. 56–68].

Причины, по которым дети лишаются родительского попечения, исследованы недостаточно. В немногочисленных работах можно найти сведения о том, что в детских домах дети умерших родителей не являются основным контингентом детских домов, поскольку их не более 15–17 %, в основном это дети, не имеющие других родственников для передачи под опеку. Однако существуют детские дома, в которых сироты составляют до 40–50 %. В других – самая распространенная категория социальных сирот – больные дети и дети-инвалиды, они составляют до 25 % численного состава. Родители у них есть, но они не в состоянии содержать и обеспечивать ребенка с отклонениями в развитии. Отдают детей в детские дома несовершеннолетние матери, а также женщины, родившие вне брака (21 %). Примерно каждый пятый воспитанник изымается из семей родителей с алкогольной и наркотической зависимостью, а также родителей, приговоренных к лишению свободы. Z. Jinbao приводит данные о том, что помещают в детские дома также в случаях, если семья не в состоянии воспитывать своих детей по причине крайней бедности, таких детей примерно 16 % [10, с. 78–89]. Помещение в детский дом обеспечивает этим детям государственные гарантии для жизнеобеспечения, обучения, воспитания и развития, а в ряде случаев спасает от гибели. В работе J. Fei показано, что детские дома ведут широкомасштабную деятельность по усыновлению и устройству детей в приемные семьи [11].

Исследован вопрос о содержании педагогической деятельности с детьми в детском доме. В работе российского ученого Л.С. Калашника показано, что она строится с опорой на так называемую «Великую четверку» направлений воспитательного процесса детского дома. Это базис, образованный нравственным, трудовым, физическим и патриотическим воспитанием, считается классикой педагогической науки социалистического Китая [12]. Анализ воспитательной практики, проведенный Ц. Би [13, с. 26], С. Ван [14, с. 6] показал, что в последние годы в Китае наблюдается смена воспитательной парадигмы, смещающейся от авторитарной к гуманистической. Это проявляется в переходе от массового воспитания к воспитанию индивидуальному, от единообразия к вариативности, от мозаичного построения воспитательного процесса к системности.

При этом подчеркнем, что работ по описанию методического обеспечения институционального воспитания, его процессуальной организации в детских домах, мониторинга результатов практически нет.

В качестве примера можно привести эмпирические данные, полученные авторами на выборке из 130 воспитанников Цицкарского детского дома, принадлежащего Харбинскому муниципалитету. Распределение по полу – 53, 3 % мальчиков, 47,7 % девочек, по возрасту – 53,9 % подростков, 34,6 % детей младшего школьного возраста, 11, 5 % дошкольников. Установлено, что причинами помещения в детский дом являются: смерть родителей (34,6 %), финансовые трудности семьи (26,9 %), семейное насилие (23,1 %), другие причины (15,4 %). Исследование проводилось с целью выявления психологического состояния детей и их удовлетворенности бытовыми и гигиеническими условиями, питанием, дошкольным и школьным образованием. Анализ психологической документации показал, что почти половина детей часто испытывает чувство одиночества (46,2 %), каждый десятый тревожится за свое будущее. Подавляющее большинство детей считают бытовые и гигиенические условия хорошими (73,1 %), однако 8 % детей недовольны теснотой спален и хотели бы жить в более просторных помещениях. Разнообразием и количеством пищевого рациона довольны почти 70 % детей, остальные 30 % считают, что нужно улучшить меню. Более четверти детей заявили, что они испытывают трудности в обучении и им нужны дополнительные занятия по школьным предметам (26,9 %). Свыше половины воспитанников высказали пожелание улучшить условия для спорта и творчества (57,7 %). Опрос воспитателей о том, с какими проблемами они сталкиваются в воспитании детей, лишенных родительского попечения, показал, что основные трудности связаны с агрессивным поведением и вредными привычками (курением, употреблением психоактивных веществ), которые зафиксированы у 26,9 % подростков [15].

Заключение

Социальное сиротство в Китае является острой социальной проблемой и вызывает серьезную озабоченность государства и педагогической общественности. Исследование статистики детей, лишенных родительского попечения, показало противоречивые данные о их численности в различных источниках, расхождение между которыми достигает сотен тысяч, что требует дополнительных исследований. В структуре социального сиротства выявлены «оставленные» уехавшими в поисках работы родителями дети и «теневые» дети, незарегистрированные как граждане Китая. Такие причины, как правонарушительное и зависимое поведение родителей, насилие в отношение детей, не получили достаточного освещения и теоретического осмысления в научных работах. Эмпирический анализ контингента воспитанников Цицкарского детского дома показал, что причинами лишения родительского попечения являются смерть родителей, бедность семьи и домашнее насилие. Не удалось обнаружить исследований, посвященных формам, методам, средствам институционального воспитания детей в детских домах, нет работ по методическому сопровождению их педагогической поддержки и психологической коррекции. Это ставит задачу проведения дальнейших совместных российско-китайских исследований структуры, источников и факторов социального сиротства в Китае, стратегий его профилактики и преодоления, разработки технологий и методик педагогической поддержки и психологической коррекции детей в детских домах.