Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT OF «READINESS OF A PROFESSIONAL EDUCATION TEACHER FOR INNOVATION»

Fedorov V.A. 1 Chedov K.V. 2 no name 3
1 Ural State Pedagogical University
2 Perm State University
3 The center of advanced professional training of the Perm region
1159 KB
The research problem is caused by the contradiction between the needs of educational organizations of vocational education in teachers with a high level of skills and abilities to innovative activity and insufficient development of the structure and content of the concept of “readiness of a vocational teacher to innovative activity”. The purpose of the study is to specify the content of the concept of readiness of a vocational teacher to innovative activity and to identify its structure. The research methods were: study of regulating state documents; analysis and generalization of data of scientific and pedagogical literature and the results of experimental and research activities. The authors proposed a concretized definition of the concept of “readiness of a teacher of vocational education to innovative activity”, in which the attention is focused on the potential of innovative activity of a teacher as a way not only to successfully solve actual pedagogical problems, but also the professional development of a teacher of secondary vocational education institution in accordance with his preferences and features of modern requirements to professional activity. The structural components of a vocational teacher’s readiness for innovative activity include cognitive, motivational, activity, and reflexive components. The obtained result creates prerequisites for the continuation of the research in the direction of development and substantiation of organizational and pedagogical conditions of improvement of the considered type of readiness of teachers of vocational training.
readiness of a vocational teacher
innovative activities of a vocational teacher
professionalitet

Введение

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется модернизация системы среднего профессионального образования (далее – СПО) в условиях реализации федерального проекта «Профессионалитет» – одной из инициатив в области социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Данный проект ориентирован на комплексную реструктуризацию региональных систем СПО с целью качественной подготовки кадров в соответствии с запросами реального производства в условиях импортозамещения [1; 2]. В этой связи во всех регионах страны функционируют и продолжают создаваться образовательно-производственные кластеры, ориентированные на интеграцию деятельности учреждений СПО и производственных предприятий, в интересах подготовки квалифицированных кадров, соответствующих актуальным требованиям экономики [3]. Благодаря этому работодатели получают возможность участвовать в создании образовательных программ, учебно-производственных комплексов и их реализации, в том числе за счет увеличения доли практического обучения в реальных производственных условиях. Вследствие этого в образовательных организациях профессионального образования создаются педагогические коллективы, которые должны быть способны реализовывать образовательный процесс в новых условиях, связанных с быстрым реагированием на изменения требований к профессиональной деятельности [4].

Новые условия профессиональной деятельности педагогов, отличающиеся от традиционных, требуют от них высокого уровня развития умений планировать, прогнозировать, проектировать, организовывать, управлять; а также исследовательских и творческих способностей. Ключевым фактором, определяющим успешность развития перечисленных профессиональных умений и способностей педагогов профессионального обучения, становится их инновационная деятельность, так как именно благодаря ей у педагога появляется возможность управлять своим профессиональным развитием и успешно адаптироваться к новым условиям осуществления учебно-воспитательного процесса. Глубокое понимание ценностей и целей современного среднего профессионального образования как интегративного процесса возможно при условии активной роли педагога в совершенствовании собственной не только профессиональной, но и универсальной компетентности. К некоторым её наиболее важным составляющим можно отнести: умение принимать решения гибко и нестандартно, эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности [5].

Инновационную деятельность следует рассматривать как один из эффективных способов реализации принципа развертывания опережающего образования в системе непрерывного совершенствования профессиональной компетентности педагога профессионального обучения и в соответствии с выбранной траекторией профессионального становления в течение профессионально активной жизни [6].

Актуальность предпринятого исследования подтверждается характеристиками соответствующих трудовых функций, представленных в Профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования», который вступит в силу с 1 сентября 2025 г. [7].

Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностями образовательных организаций профессионального образования в педагогах с высоким уровнем умений и способностей к инновационной деятельности и недостаточной разработанностью структуры и содержания понятия «готовность педагога профессионального обучения к инновационной деятельности».

Поэтому целью исследования является конкретизация содержания понятия «готовность педагога профессионального обучения к инновационной деятельности» и выявление его структуры.

Материалы и методы исследования

Основой для понимания сущности и выявления структуры готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности явились идеи В.А. Сластёнина и Л.С. Подымовой, использующих в своих исследованиях личностный подход к интерпретации готовности педагогов к инновационной деятельности [8].

Методами исследования явились: изучение регламентирующих государственных документов; анализ и обобщение данных научно-педагогической литературы и результатов опытно-поисковой деятельности. Метод опроса в форме беседы применен с целью выявления содержания компонентов рассматриваемой готовности на основе анализа практической деятельности инновационно активных образовательных организаций среднего профессионального образования. В опросе приняли участие педагоги 11 колледжей и техникумов Пермского края.

Результаты исследования и их обсуждение

Термины, составляющие исследуемое понятие, схематично представлены на рисунке 1.

missing image file

Рис. 1. Термины, составляющие ключевое понятие исследования Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Сущность понятия «инновация» авторы раскрывают с разных точек зрения, обобщение которых позволило прийти к заключению, что это не только создание принципиально чего-то нового, но и переосмысление собственной деятельности. С педагогической точки зрения в аспекте предпринятого исследования это понятие означает создание новшеств в содержании, методах, средствах, формах, технологиях, системе управления образовательной деятельностью.

Инновационную деятельность Г.Б. Паршукова характеризует как целенаправленный педагогический процесс, основанный на осмыслении особенного опыта профессиональной деятельности в интересах получения новых знаний, благодаря которым происходят изменения в образовательной системе в целом [9]. В.И. Слободчиков отмечает, что инновационная деятельность педагога является не только способом сознательной и упорядоченной активности по трансформации педагогической практики, но и средством достижения положительных изменений в самом субъекте данной деятельности [10].

Под инновационной деятельностью педагога профессионального обучения в рамках данного исследования понимается творческая деятельность по разработке и внедрению в практику подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена педагогических новшеств в содержании профессиональной подготовки, его структуре, обоснованном выборе форм, методов, средств и технологий, обеспечивающих практикоориентированность и интенсификацию профессионального образовательного процесса в условиях федерального проекта «Профессионалитет».

Понятие «готовность» современные ученые трактуют по-разному. Ключевые характеристики этого понятия, которые показаны в работе Т.И. Сергеевой [10], приведены на рисунке 2.

В понимании понятия «готовность» в аспекте профессиональной педагогики авторы солидарны с Ю.В. Боленко и Г.Н. Фомицкой [11, с. 37], которые определяют его как систему мотивов, знаний, установок, волевых и эмоциональных компонентов, обеспечивающих способность педагога успешно выполнять профессиональные обязанности.

Само понятие «готовность педагога к инновационной деятельности» интерпретируется современными учеными с разных позиций.

По мнению Е.Э. Воропаевой, готовность педагогического работника к инновационной деятельности предполагает его активность для улучшения собственной работы в соответствии с должностными обязанностями посредством осуществления учебно-воспитательного процесса, имеющего инновационную направленность [12; 13].

missing image file

Рис. 2. Ключевые характеристики понятия «готовность» Источник: составлено авторами на основе [10]

Готовность педагога к инновационной деятельности, по мнению Т.И. Сергеевой, предполагает определенный уровень сформированности личностных и профессионально значимых качеств, а также мотивов, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности по разработке и внедрению в педагогический процесс новых, эффективных способов решения актуальных проблем [14].

В.А. Сластенин, Л.С. Подымова характеризуют рассматриваемое понятие как комплексное качество личности, благодаря которому обеспечивается эффективность профессиональной деятельности педагога [8].

Принимая представленные выше определения в качестве аналогов и учитывая особенности работы образовательных организаций СПО в образовательно-производственной среде кластера «колледж – предприятие», готовность педагога профессионального обучения к инновационной деятельности авторы понимают как интегративное качество личности, характеризующееся внутренним побуждением к деятельности по созданию, внедрению и распространению педагогических инноваций в содержании профессиональной подготовки, его структуре, в обоснованном выборе форм, методов, средств и технологий, обеспечивающих практикоориентированность профессионального образовательного процесса, обусловленную специфическими запросами к деятельности будущего специалиста среднего звена на обладающем особенностями технологии и оборудования реальном производстве конкретного предприятия, и интенсификацию данного процесса в условиях федерального проекта «Профессионалитет».

Систематизация работ вышеуказанных исследователей, анализ реальной практики деятельности инновационно активных образовательных организаций среднего профессионального образования Пермского края [15] позволили определить структурные компоненты готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный.

Когнитивный компонент готовности педагога профессионального обучения к инновационной деятельности предполагает наличие знаний, необходимых для успешного решения конкретных практических проблем посредством собственных педагогических инноваций: знания о методологии педагогического исследования, сущности ключевых понятий и закономерностей инновационной деятельности, прогрессивных образовательных технологиях.

Мотивационный компонент – включает ценностные установки педагога профессионального обучения к нововведениям, желание осуществлять опытно-поисковую деятельность, понимание целевых ориентиров своей инновационной работы, интерес к педагогическим инновациям и их внедрению в собственную педагогическую практику.

Деятельностный компонент – предполагает наличие способностей у педагога к поисковой активности, владение навыками проектирования и реализации новых технологий и иных педагогических новшеств; умение самостоятельно подбирать и применять методы исследования, планировать и осуществлять опытно-поисковую работу в интересах выявления результативности авторских наработок.

Рефлексивный компонент – проявляется в умении анализировать и обобщать результаты, полученные в ходе грамотного, уместного применения инструментально-измерительных материалов, с целью оценки эффективности авторских педагогических воздействий, выявления преимуществ опытной педагогической деятельности и создания условий для совершенствования достигнутых авторских наработок.

Эти компоненты можно рассматривать в качестве основы для определения актуальных направлений развития профессиональной компетентности конкретного педагога в аспекте становления его исследовательской позиции в рамках индивидуальной траектории повышения профессионального мастерства, а также критериев для оценки уровня развития готовности педагогов к инновационной деятельности.

Одним из направлений деятельности по формированию такой готовности педагогов техникумов и колледжей Пермского края является их научно-методическое сопровождение, реализуемое в рамках сетевого взаимодействия Центра опережающей профессиональной подготовки Пермского края, Уральского государственного педагогического университета и Пермского государственного национального исследовательского университета.

Основными формами этой работы являются семинары (вебинары); онлайн-совещания; консультации; рассылка участникам сети инновационных, информационных и методических материалов; экспертиза научно-исследовательских, методических, учебных материалов; научно-практические конференции; научное сопровождение инновационной деятельности педагогов; подготовка и издание научной и методической продукции.

Благодаря сетевому взаимодействию вышеназванных учреждений в Пермском крае реализуется научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов 11 колледжей и техникумов. В качестве наиболее перспективных с точки зрения актуальности и практической значимости следует отметить следующие инновационные проекты: «Организационно-педагогические условия оценки качества образования в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования» (Пермский институт железнодорожного транспорта – филиал Уральского государственного университета путей сообщения»); «Условия успешной профессионализации студентов образовательной организации СПО» (Верещагинский многопрофильный техникум); «Сетевое взаимодействие как механизм интеграции школьного образования, профессиональной подготовки и производства в условиях инновационного развития СПО» (Уральский химико-технологический колледж).

Инновационная деятельность педагога образовательной организации современной системы СПО имеет значительный потенциал для его профессионального становления по мере развития универсальных и профессиональных компетенций. Вызывает уверенность то, что особые условия реализации образовательного процесса, в том числе кадровое партнёрство и социальное сотрудничество профессиональных образовательных организаций и предприятий отраслевой экономики региона, осуществляемые на основе инновационных проектов педагогов, создают предпосылки для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена по востребованным специальностям.

Заключение

В результате проведенного исследования конкретизировано понятие «готовность педагога профессионального обучения к инновационной деятельности». При этом внимание акцентировано на потенциальных возможностях инновационной деятельности педагога как способа не только успешного решения задач учебно-воспитательного процесса, совершенствования взаимодействия в системе «колледж – предприятие», но и развития профессионально важных качеств педагога образовательной организации СПО в соответствии с его предпочтениями и особенностями современных требований к профессиональной деятельности. Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью применения полученных результатов для совершенствования готовности педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в совокупности её когнитивного, мотивационного, деятельностного, рефлексивного компонентов, что обуславливает развитие инновационного потенциала учреждения среднего профессионального образования и не может не оказывать положительного влияния на повышение качества подготовки специалистов среднего звена.

Полученный гуманитарный продукт создает предпосылки для продолжения исследования в направлении разработки и обоснования организационно-педагогических условий совершенствования рассматриваемого вида готовности педагогов профессионального обучения с использованием ресурсов региональной системы повышения квалификации педагогических работников.