Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

FEATURES OF TEACHING PROJECT MANAGEMENT IN MASTER’S PROGRAMS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Marabaeva L.V. 1 Guskova N.D. 1 Erastova A.V. 1
1 National Research Mordovia State University
1336 KB
Changes in the higher education system are aimed at developing knowledge, skills and professional competencies of future specialists in accordance with the long-term needs of the economy and other areas of activity. In this regard, special attention should be paid to educational programs that provide professional training for students in terms of systematic mastery of “industry” and organizational and managerial competencies necessary for the effective functioning and development of business systems and processes at various levels. Accordingly, the key competencies are: the ability to work in a team, project management skills, knowledge of information technology. The purpose of the study is to study and systematize the practices of teaching project management using the example of a number of Russian universities, identify opportunities for their further development and implementation in the educational process, including within the framework of the current redesign of the course “Project Management in Professional Activity”. The study used the tools and methods of systematization, comparisons and contrasts, critical analysis, survey, etc. A review of project management curricula at different universities in the Russian Federation showed significant differences in approaches to this discipline. The online review of the curricula was supplemented by a survey. All this made it possible to identify common approaches and differences in the teaching of project management in master’s programs and draw conclusions about future trends in this area.
project management
competencies
survey
course redesign
master’s degree

Введение

Трансформация системы высшего образования РФ нацелена на «повышение уровня знаний, навыков и профессиональных компетенций будущих специалистов в соответствии с долгосрочными потребностями экономики и других сфер деятельности. Как следствие, образовательные программы магистратуры, включающие курс «Проектный менеджмент в профессиональной деятельности»/«Управление проектами»/т.п.» [1] должны учитывать требования работодателей к будущим специалистам, развивающим соответствующие профессиональные компетенции, и способным работать в сложно структурированных командах в условиях многозадачности, что подтверждается современными научно-практическими исследованиями [2; 3]. В этой связи особое внимание должно уделяться образовательным программам, обеспечивающим профессиональную подготовку студентов в части системного овладения «отраслевыми» и «организационно-управленческими компетенциями, необходимыми для эффективного функционирования и развития бизнес-систем и процессов различного уровня» [1; 4; 5]. В данном контексте структурно-содержательные и практические аспекты курса «Проектный менеджмент» в различных вариантах его преподавания в рамках бакалавриата и магистратуры, а также возможности его редизайна в соответствии с профессиональными требованиями к специалистам различных направлений подготовки рассматриваются в работах Н.В. Пелихова, Г.Е. Каратаевой, А.Н. Джуринского, С.М. Косенка и др. [6; 7, с. 49; 8]. Необходимость и методика преподавания данной дисциплины рассматривалась Д.А. Семеновой и А.Р. Кокшаровым [9-11]. Роль использования командного метода в подготовке студентов в области проектного менеджмента нашла отражение в работах Д.В. Доманевской, О.Л. Чулаковой и др. [12; 13]. А.Р. Грошев, В.А. Безуевская отмечают значимость проектной деятельности в университет [14].

Цель исследования состоит в изучении и систематизации практик преподавания проектного менеджмента на примере ряда российских вузов, выявлении их особенностей и возможностей дальнейшего развития и внедрения в учебный процесс, в том числе в рамках актуального редизайна.

Материалы и методы исследования

Основу материалов исследования составили данные учебных планов и программ преподавания проектного менеджмента в российских вузах, результаты опроса ряда представителей вузов-членов УМО РФ по образованию в области экономики и менеджмента, а также преподавателей курса, работающих на различных магистерских программах МГУ им. Н.П. Огарева.

В процессе исследования использовались методы систематизации, сравнений и сопоставлений, критического анализа, опроса, анкетирования и др. В контексте темы исследования также были рассмотрены отдельные аспекты преподавания курсов аналогичной тематики в рамках ряда программ бакалавриата.

Результаты исследования и их обсуждение

С точки зрения повышения эффективности учебного процесса «редизайн курса «Проектный менеджмент в профессиональной деятельности» позволяет обеспечить более тесное и успешное взаимодействие обучающихся, преподавателей и представителей реального бизнеса, в частности, в процессе прохождения научно-исследовательской и технологической практик, которые предполагают анализ реальных проблем, поиск объективных решений, независимую оценку уровня профессиональной подготовки и компетенций обучающихся со стороны представителей предпринимательского сообщества» [1; 15].

Как показало проведенное исследование, отраслевые особенности профессиональной деятельности будущих специалистов находят свое отражение в структуре и содержании курса, реализуемого в рамках различных образовательных программ магистратуры российских вузов.

Например, на естественно-научных и инженерных направлениях в объеме 2-3 зачетных единиц дисциплина «Проектный менеджмент» преподается в:

- ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» – на направлении подготовки 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника (программа «Энергетика теплотехнологий») (3 з.е.);

- В ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» – на направлении подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (программа «Экологический мониторинг для устойчивого развития») (3 з.е.);

- ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» – на направлении подготовки 06.04.01 Биология (программа «Биофизика») (2 з.е.);

- В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – на направлениях подготовки 11.04.01 Радиотехника, 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 11.04.03 Конструирование и технология электронных средств (2 з.е.).

С таким же количеством зачетных единиц курс реализуется на направлениях социально-гуманитарного профиля, например:

- В ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет – на направлении подготовки 38.04.02 Менеджмент (программа «Управление проектами в сфере социального предпринимательства») (3 з.е.);

- В ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» – на направлении подготовки 38.04.02 Менеджмент (программа «Управление организацией») (3 з.е.);

- В ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» – на направлении подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (программа «Поликультурное образование») (3 з.е.).

Наибольший объем зачетных единиц – 6 – отведено на курс «Проектный менеджмент» в ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (программа «Международный бизнес в цифровой экономике»).

Представленные подходы к объему рассматриваемого курса достаточно распространены и в других российских вузах, что позволяет сделать вывод об их типовом характере и, в целом, о соответствии базовым требованиям подготовки специалистов различного отраслевого профиля.

Однако, авторы считают, что для целей исследования представляют научно-методический интерес и практики преподавания проектного менеджмента/управления проектами не только на магистерских программах, но и на программах бакалавриата. В контексте данного исследования эти практики имеют особую важность, поскольку многие выпускники бакалавриата затем выбирают для продолжения обучения магистерские программы иного профиля. Как следствие, преподаватели должны владеть соответствующим инструментарием преподавания и организацией командной работы в учебных группах, объединяющих студентов с различным профилем бакалаврской подготовки и компетенциями в области проектного менеджмента. Следует отметить, что на направлениях подготовки бакалавриата наблюдается значительный разброс по количеству зачетных единиц (от 2 до 5), приходящихся на исследуемый курс.

В частности, объем курса составляет 2 зачетные единицы в:

- ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на направлении подготовки 38.03.02. Менеджмент (профиль «Управление бизнесом»);

- ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет» на направлении подготовки 22.03.02 Металлургия (профиль «Обработка металлов и сплавов давлением»).

Проектный менеджмент в объеме 3 зачетных единиц реализуется в:

- ГАОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма» на направлении подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Социальные коммуникации и масс-медиа современного мегаполиса»);

- ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (г. Находка) на направлении подготовки 38.03.02 Менеджмент;

- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» на направлении подготовки 01.03.05 Статистика (профиль «Анализ и управление данными»).

В таких вузах как: ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт» на направлении подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (профиль «Информационная бизнес-аналитика») и ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» на направлении подготовки 38.03.02 «Менеджмент» курс реализуется в объеме 5 зачетных единиц.

В рамках данного исследования авторами был проведен опрос ряда представителей вузов-членов УМО РФ по образованию в области экономики и менеджмента, среди которых: АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет», Московский Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия имени В.М. Лебедева», ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» и др. Опрос касался тематики преподавания курса «Проектный менеджмент в профессиональной деятельности»/»Управление проектами», результаты которого представлены ниже. На рисунке 1 и 2 представлены результаты опроса о наличии в образовательных программах курса «Проектный менеджмент в профессиональной деятельности» и уровне, на котором он преподается.

Один респондент мог дать несколько вариантов ответов. Таким образом, во всех вузах-участниках опроса подобный курс преподается как в бакалавриате, так и в магистратуре. Он входит как в обязательную часть учебного плана, так и часть, формируемую участниками образовательных отношений (рис. 3).

Количество зачетных единиц в разных вузах варьируется от 3 (42,9%) до 5 и более (42,9%), 14,3%, указали, что не знают ответа на данный вопрос.

Кроме этого, в большинстве вузов данный курс формирует профессиональные компетенции.

На вопрос: «Проводится ли входной контроль оценки знаний в области проектного менеджмента для студентов магистратуры?» – 57,1% респондентов ответили отрицательно, 14,3% – положительно, остальные 28,6% – не владели информацией.

Отвечая на вопрос о соотношении индивидуальных и групповых заданий для студентов в процессе освоения курса «Проектный менеджмент», респонденты отметили одинаковое количество как тех, так и других заданий (рис. 4).

Ответы на вопрос об использовании информационные технологий и методических инструментов в преподавании курса распределились следующим образом (рис. 5).

missing image file

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос о преподавании проектного менеджмента в вузе Источник: составлен авторами

missing image file

Рис. 2. Ответы на вопрос об уровне обучения, на котором преподается дисциплина Источник: составлен авторами

missing image file

Рис. 3. Ответы на вопрос «В какую часть учебного плана входит указанная дисциплина?» Источник: составлен авторами

missing image file

Рис. 4. Ответы на вопрос об индивидуальных и групповых заданиях для студентов Источник: составлен авторами

missing image file

Рис. 5. Используемые информационные технологии в преподавании дисциплины Источник: составлен авторами

Респонденты также могли дать несколько вариантов ответов на вопрос о формах итоговой аттестации по курсу «Проектный менеджмент» Во всех вузах наравне с теоретической проверкой знаний (тестирование и устный опрос) проводится защита проекта.

Таким образом, проведенный опрос подтвердил отсутствие единого подхода к преподаванию проектного менеджмента в разных вузах России, что, на самом деле, не является негативным моментом, но предопределяет необходимость учета специфики образовательных программ для магистрантов, обучавшихся на разных направлениях подготовки бакалавриата, и, как следствие, актуальность и практическую потребность в редизайне курса.

Результаты проведенного исследования структурно-логических подходов к преподаванию курса «Проектный менеджмент (в профессиональной деятельности)» на инженерно-технических и гуманитарных программах магистратуры ряда российских вузов, а также результаты опроса, позволяют сделать вывод о том, что и в магистратуре, и в бакалавриате он наиболее системно реализуется на направлении подготовки «Менеджмент». Авторы считают, это вполне логично и объективно, поскольку в процессе изучения курса во взаимосвязи с профильными дисциплинами студенты получают необходимые организационно-управленческие навыки проектной деятельности с учетом ее отраслевой специфики и других факторов влияния и, тем самым, формируют необходимые профессиональные компетенции для будущей практической работы.

Выводы

Таким образом, именно для магистерских программ по направлению подготовки Менеджмент актуален редизайн курса «Проектный менеджмент в профессиональной деятельности», учитывающий особенности предшествующей бакалаврской подготовки студентов и будущую сферу их профессиональной деятельности, а именно:

- специфику формирования профессиональных компетенций студентов в области проектного менеджмента, обусловленную профилем их будущей профессиональной деятельности,

- наличие /отсутствие соответствующего базового курса в программе бакалавриата,

- различное количество зачетных единиц курса,

- содержательные и структурные отличия тем курса.

Безусловно, к числу ключевых факторов, влияющих на выбор конкретного подхода к преподаванию проектного менеджмента и его особенности на магистерских программах, следует отнести профиль самого вуза, базовую подготовку преподавателей (инженерную, гуманитарную и т.п.), их знания, навыки, профессиональные компетенции и практический опыт в области проектной деятельности, в том числе в реальном бизнесе. Данные аспекты и составят дальнейшее направление исследований потенциала редизайна курса «Проектный менедмжент в профессиональной деятельности» и смежных курсов.