Введение
На сегодняшний день в Институте художественного образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» успешно реализуется программа академической мобильности. На программах бакалавриата, магистратуры, ассистентуры-стажировки и аспирантуры числится более 500 иностранных обучающихся (более 95 % из общего числа являются гражданами КНР). Институт также успешно реализует совместную образовательную программу с Шаньдунским педагогическим университетом (КНР). В связи с этим работа с иностранными студентами является одним из приоритетных направлений деятельности вуза и учебного подразделения в частности, что находит отражение в пункте 2.6 программы развития ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» на 2024–2030 гг. [1, с. 32].
Одной из задач государственной национальной политики Российской Федерации является успешная социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в российское общество [2]. Создание эффективных инструментов для ускоренной интеграции иностранного студента в образовательную среду способствует развитию межнациональной коммуникации и повышению привлекательности образовательных программ для иностранных абитуриентов. Сегодня обобщить опыт работы с иностранными студентами, в том числе с позиции их интеграции в социокультурную среду, попытались такие исследователи, как Е.А. Беляева, Е.В. Грунт, Л.В. Русских. В своем исследовании авторы представили анализ основных мотивов студентов из Китая, влияющих на выбор образовательного учреждения, среди которых выделяются прагматические, социально-психологические и процессуальные мотивы [3, с. 18]. Материал статьи отличается актуальностью, учитывая современную тенденцию увеличения контингента иностранных студентов в российских вузах. Проблематика, затронутая авторами, позволяет наметить перспективные линии изучения вопроса, в частности исследования проблемы адаптации и интеграции иностранного студента. Обозначить основные проблемы, связанные с интеграцией иностранного студента, попыталась Е.О. Махмутова, которая дает краткую характеристику специфики российской образовательной модели и анализ основных подходов по привлечению иностранного студента [4]. Весьма убедительным представляется подход в исследовании особенностей адаптации иностранных студентов М.А. Кочерьян, П.П. Рыскина, Н.Н. Шуралевой, в котором на анализе большого массива данных опроса студентов из других стран и расчета интегральных показателей адаптации представили основные векторы деятельности, требующие внимания при работе с иностранным контингентом [5]. Проблематике международной деятельности в системе художественного образования посвящены труды А.Е. Савеловой, которая представляет анализ опыта международного сотрудничества конкретных образовательных учреждений в таких сферах художественного образования, как музыкальное и хореографическое воспитание [6]. В данном ключе можно осветить исследование К.М. Зубрилиной, Л.А. Раздобариной, в котором представлены итоги реализации совместной образовательной программы российского и китайского образовательных учреждений [7].
Анализ проблемных исследований позволил сформулировать актуальность исследуемой темы, которая определяется нарастающим вниманием академического сообщества к проблеме и запросом на поддержку межкультурного взаимодействия, совершенствование системы академической мобильности и установление позитивного имиджа российского образования в международном сообществе. Анализ педагогического опыта авторов позволил выделить основные трудности, препятствующие быстрому включению иностранного обучающегося в образовательный процесс, что проявляет проблему формирования ценностных ориентаций иностранных студентов Института художественного образования: трудности профессиональной коммуникации и языковой барьер; чуждая для студента социально-культурная среда; отсутствие базовых знаний и понимания процессов развития русского искусства. Запрос на решение обозначенных проблем позволяет сформулировать предмет обсуждения, заключающийся в необходимости разработки и внедрения эффективных инструментов, способствующих эффективному формированию ценностных ориентаций иностранных обучающихся.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования ценностных ориентаций иностранных студентов при изучении архитектурного наследия Санкт-Петербурга, а также в определении потенциала использования учебно-методического комплекса «Знакомство с Герценовским университетом». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые можно определить следующим образом: анализ научного контекста; анализ практической педагогической деятельности в направлении международной деятельности на базе Института художественного образования; теоретический анализ педагогических стратегий и модели формирования ценностных ориентаций иностранных студентов через изучение архитектурного наследия Санкт-Петербурга; обоснование разработки учебно-методического комплекса для работы с иностранным обучающимся. При этом в процессе проведения теоретического анализа авторы соотносят фокус исследования с традициями и методикой классической педагогики в совокупности с актуальными исследованиями.
Формирование ценностных ориентаций происходит в аксиологическом ключе путем воспитания отношения к природе, обществу, культуре и человеку. Архитектурное наследие Санкт-Петербурга сегодня – важнейшая культурная ценность, посредством изучения которой, по мнению авторов, возможно эффективно формировать ценностные ориентации у иностранных студентов. Приобщаясь к культурному наследию, студенты-иностранцы постигают мир русской художественной культуры в ее артефактах – архитектурных объектах. Такой подход видится соответствующим классическим представлениям об обучении и воспитании как формировании ценностных ориентиров и ценностного отношения к природной, общественной, культурной реальностям.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили: практическая деятельность Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена; результаты актуальных научных исследований; ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих международную деятельность в образовании, проектирование и реализацию программ высшего образования, в частности документ программы развития ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена на 2024–2025 гг. и Приказ Федерального агентства по делам национальностей России от 17.11.2020 № 142 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации “О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”».
Методология исследования опирается на анализ нормативно-правовых документов и научного контекста, а также на анализ данных, полученных в ходе наблюдения и обобщения проблемной ситуации в практической деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Стоит отметить, что пространство культурной жизни детерминировано ценностными смыслами, что определяет его структуру и специфику. При этом педагогическое знание и педагогическая практика обладают ценностно-ориентированной характеристикой. Иными словами, педагогика – это наука и вид практической деятельности, наполненный ценностными смыслами. Говоря об определении характеристик используемых в статье понятий, необходимо отметить, что корректным представляется определение понятия ценностных ориентаций, в котором оное рассматривается как система ценностных предпочтений, основанное на субъективном отношении личности к объективным условиям жизни [8, с. 107]. Под формированием ценностных ориентаций иностранных студентов понимается процесс, определяющий их личностный рост и саморазвитие. В данном случае процесс включает в себя сознательное отношение человека к действительности, что определяет личностную мотивацию с учетом нахождения их в российском образовательном пространстве. Сегодня принято выделять два вида ценностных ориентаций: личностно значимые, которые определяют важные качества личности, и профессионально значимые ориентации, которые регулируют действия индивидуума в профессиональной сфере [9, с. 287].
Исследование темы формирования ценностных ориентаций подразумевает междисциплинарный подход, который включает анализ философских и педагогических трудов в разрезе эволюции развития научной мысли. Так, классики педагогической мысли высказывали мнения, согласно которым образование, воспитание и педагогическая практика наполнены ценностными ориентирами, которые, в частности, могут быть привиты ученикам. Знаменитый педагог, практик и теоретик образования Д.И. Тихомиров полагал, что личность должна проявлять ценностное отношение как к природе и культуре, так и к человеку. Человек осознает себя в ценностной реальности, поэтому задача учителя – развивать и воспитывать ученика в контексте базовых ценностей культуры и духовно-нравственной жизни [10]. Эта гуманитарная позиция, основанная на принципах человеколюбия, гуманизма и человекоцентризма, описывает педагогическую реальность как наполненную ценностными смыслами. В трудах основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского поднимается вопрос необходимости ценностного формирования личности, где ценности – это то, что должно воспитываться в процессе обучения и воспитания. Кроме того, К.Д. Ушинский придавал большое значение нравственному воспитанию [11, с. 593]. Педагог полагал, что в рамках обучения и воспитания следует стремиться формировать духовные, культурные и нравственные ценности.
А.Я. Кузнецова, представившая панораму философии образования ХХ в., отмечает, что ведущей идеей в трудах классиков теории обучения и воспитания столетия стало описание образования как ценностного явления. Автор отмечает, что большинство теоретиков педагогики указывают на необходимость развития ценностного отношения у учеников к реальности, включая природную и социальную. Подчеркивается, что подавляющее большинство представителей теоретической мысли склонялось к необходимости формировать у учеников культурные и духовно-нравственные ценностные ориентиры, а педагогика должна представлять собой стратегию личностного, культурного и духовно-нравственного развития, что коренным образом ставит вопрос о необходимости воспитания ценностного отношения к природе, обществу, культуре и человеку [12].
Начиная с 1990-х гг. все больше исследователей обращает свое внимание на ценностный подход в обучении, подразумевающий прежде всего учет культурных и духовных аспектов в обучении и воспитании. Например, Н.Д. Никандров в своих трудах указывал на то, что ценности – важнейшая часть образовательного и воспитательного процессов, посредством приобщения к которым формируется сама идея об образовании как формировании личности. Ученый отстаивал позицию, что ценности, которые наполняют гуманитарный универсум, человеческую жизнь и жизнь личности, должны взращиваться в процессе педагогической работы учителя с учениками. В одной из последних статей ученый поднимает вопрос об усилении гуманитарного образования, которое способствует укреплению системы национальных ценностей [13, с. 20]. Ценностная система детерминирует жизнь человека, следовательно, как можно заключить, педагог и педагогическое сообщество не могут исключать данный аспект своей практической деятельности. Данная точка зрения транслируется в многочисленных философских и научных работах по сегодняшний день.
Для определения фокуса настоящего исследования и выявления недостаточно изученных аспектов необходимо соотнести предмет исследования с результатами актуальных научных трудов по обозначенной теме. Среди актуальных исследований можно выделить публикации М.В. Финько, освещающие особенности формирования ценностных ориентиров в российском образовательном пространстве с учетом системных изменений. Автор статьи подробно разбирает проблему неустранимости противоречий ценностных и целевых позиций, которая приводит к столкновению глобальных и национальных интересов в системе отечественного образования [14, с. 12]. В исследовании Н.А. Артеменко и С.В. Белогурова предпринята попытка уточнить существующие понятия «ценности», «ценностные установки». Авторами предложена система формирования ценностных установок при изучении гуманитарных дисциплин на примере студентов ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Выделяется важность воспитательной деятельности в вузах, которая становится эффективным педагогическим ресурсом в процессе формирования ценностных установок [15].
Определение принципов педагогической аксиологии находит свое отражение в статьях Е.И. Белоусовой. Автор обращается к изучению формирования ценностных ориентаций в условиях высшего профессионального образования под влиянием различных социальных факторов, а также поднимает проблему «конфликта культур» для иностранного студента. Автор утверждает, что успешная межкультурная коммуникация возможна только с учетом познания компонентов иной культуры (русской культуры для иностранного студента) [16, с. 2].
Обзор теоретической базы показал, что в большей части исследований формирование ценностных ориентаций рассматривается как ключевой элемент формирования личности. Анализ исследований по обозначенному вопросу позволяет определить теоретическую основу для дальнейшего развития методологии и актуализирует проблему процесса формирования ценностных ориентаций у иностранных обучающихся. Также в ходе поисков современных подходов в работе с иностранными студентами можно сделать вывод о необходимости проведения исследования с учетом специфики художественного образования.
Фокус внимания авторского коллектива настоящей статьи направлен на изучение процесса формирования ценностных ориентаций иностранных студентов посредством изучения архитектурного наследия Санкт-Петербурга. Отметим, что Санкт-Петербург понимается исторически как город пересечения культур и «самый европейский город» Российской империи. Основанный при Петре Великом, столичный город стал перекрестком цивилизационного развития России, формирующейся как империя, имеющей свои собственные культурные императивы и культурные особенности. Санкт-Петербург становился городом, в котором соединялся блеск имперского российского двора, русская старина и православные обычаи, новаторство петровской эпохи, в том числе выраженное в архитектурных решениях, и многочисленные перипетии социально-экономического развития России эпохи империи. В советское время Санкт-Петербург – Ленинград получил наименование «культурной столицы», что было связано прежде всего с тем наследием, которое отразилось в специфике города, в том числе и архитектурной. Видный культуролог и семиотик Ю.М. Лотман высказывался о Санкт-Петербурге как о городе великой культурной памяти и многообразия культурных кодов. По мнению ученого, столичный город, несмотря на короткую историю, – это выдающееся место пересечения культур, локус производства культурной памяти и место развития культуры [17, с. 85]. В эпоху современной России Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по туристической привлекательности среди всех субъектов РФ, а также является объектом обширного интереса среди иностранных туристов. Помимо интереса в туристической сфере можно отметить повышенное внимание к системе высшего художественного образования Северной столицы среди российских и иностранных абитуриентов. Популярность российских вузов среди иностранных студентов определяется доступностью и комфортными условиями для обучения [18, с. 181], а также сохранением и трансляцией традиций классической академической школы в системе художественного образования.
В работе с иностранным контингентом большое внимание следует уделять инкультурации и ресоциализации в российском обществе. Иностранный студент, который является носителем иной культуры, формируется педагогически под воздействием импульса, который несет российская культура. Архитектурное наследие Санкт-Петербурга, – города, имеющего выдающуюся историю и культуру, можно представить как актуальную площадку для педагогической деятельности и прежде всего – формирования культурных ценностей у обучающихся. Можно отметить универсальность и эффективность модели, в которой изучение архитектуры может быть положено в основу духовно-нравственного и культурного развития обучающихся, что подтверждается многочисленными исследованиями.
Формирование ценностных ориентаций иностранных студентов посредством изучения архитектурного наследия Санкт-Петербурга стоит на принципе культуросообразности в процессе воспитания и обучения. Культуросообразный принцип, впервые описанный А. Дистервегом, означает фактически обучение и воспитание культурой. Принцип культуросообразности в подготовке специалиста подразумевает максимальное включение студента в культурную среду региона, где проходит обучение [19, с. 37].
Попадая в инокультурную среду, иностранный студент так или иначе к ней приобщается, и это может быть проведено при помощи педагогического воздействия, в частности, при формировании ценностных ориентаций и на основании изучения и анализа архитектурного наследия Санкт-Петербурга как «культурной столицы» России.
В целом следует отметить, что изучение архитектурного наследия Санкт-Петербурга может способствовать формированию ценностных ориентаций иностранных студентов, так как через архитектурный облик города можно познать его характер и специфику. Затем можно расширить границы культурного образования студентов и сформировать у них ценностные ориентации, которые будут обоснованы культурой в ее многообразии и специфике. Необходимо уточнить, что термин «культурное образование», пришедший из Германии [20, с. 19], в контексте настоящей статьи понимается как профессиональная подготовка специалистов в направлениях культуры и искусств. Тогда как художественное образование является частью культурного образования, связано с процессом овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.
Пример эффективной реализации принципа культуросообразности в практической деятельности с иностранными студентами представлен в исследовании Т.Н. Доминовой, где центральной является идея того, что архитектура может стать фундаментом для развития культурных компетенций иностранных студентов. По мнению ученого, данное развитие происходит в процессе историко-культурного образования, которое включает анализ и изучение архитектурного облика Санкт-Петербурга. Оценивая практическую значимость, можно отметить предложенную автором методику формирования лингвокраеведческой компетенции иностранного студента посредством знакомства с историко-культурным пространством Петербурга с помощью мультимедийного пособия [21]. Интересным представляется подход, предложенный Т.Н. Доминовой и Д.Т. Рашидовой в статье, где изучение историко-культурного пространства Санкт-Петербурга посредством квест-экскурсии предлагается как инструмент обучения русскому языку как иностранному [22]. Описание предложенных методик работы с иностранными студентами позволяет предположить перспективность развития обозначенных подходов в образовательной деятельности и в других тематических направлениях.
Можно отметить, что обучение иностранных студентов истории и теории петербургской архитектуры может стать значимым инструментом в процессе их воспитания, социализации и инкультурации, что позволит повлиять на формирование ценностных ориентаций, определив направленность личностных интересов. Это, в частности, продиктовано и атмосферой Санкт-Петербурга, которая располагает к изучению культурного наследия и архитектуры, составляющей важнейшую его часть. Рассматривая вопрос с позиции формирования личностно значимых ценностных ориентаций, можно утверждать, что изучение архитектурного наследия способствует усвоению духовно-нравственных ценностей и формированию ценностного отношения к национальной культуре другой страны. Последующее понимание и усвоение материала влияет на установление положительной мотивации к профессиональной и творческой активности, что отражает процесс формирования профессионально значимых ценностных ориентаций.
К практическим образовательным и воспитательным инструментам в данном контексте можно отнести, например, учебную экскурсию. Согласно определению, представленному в исследовании А.М. Соловьевой, М.Н. Мишиной, М.М. Мишина, учебная экскурсия – это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности [23]. В соответствии с документом Минпросвещения России от 16.06.2022 № 06-836 «Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике» наполнение экскурсий должно формироваться с учетом возможностей данной формы в решении образовательных и воспитательных задач [24]. Мнение авторов настоящей статьи созвучно взгляду Н.А. Киндря на учебную экскурсию как на эффективную форму образовательного процесса, способствующую формированию ключевых компетенций и всестороннее развитие личности современного студента [25, с. 133]. Именно развитие личности – аспект, который напрямую связан с формированием ценностных ориентаций. Также в основе экскурсионной деятельности лежит коммуникативный подход, что на сегодня может считаться одним из наиболее эффективных [26, с. 291]. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что экскурсия может стать значительным педагогическим инструментом, в частности, в рамках культурологического и духовно-нравственного обучения и воспитания иностранных студентов.
Ранее было обозначено, что благодаря большому контингенту иностранных обучающихся международная деятельность становится значительной частью работы Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена. Учитывая особенности практической деятельности с иностранными обучающимися Института, экскурсия представляется эффективной формой работы. Данная форма организации учебного процесса позволяет непосредственно погружаться в архитектурную и музейную среду. При работе с иностранными обучающимися Института художественного образования можно выделить два типа экскурсий:
− Регулярно проводятся учебные экскурсии для иностранных студентов различных курсов. Данная форма работы отвечает содержанию следующих дисциплин: «Музейное пространство Санкт-Петербурга», «Учебная практика (ознакомительная)» (направление подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки», направленность (профиль): «Теория и практика визуальных искусств») и «История искусств», «Анализ и интерпретация произведения искусства» (направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): «Изобразительное искусство, Дополнительное образование») и др. Поскольку учебная экскурсия реализуется в рамках учебных дисциплин, то подразумевается выполнение контрольных заданий по итогу проведения занятий. Например, в рамках реализации учебной (ознакомительной) практики студенты готовят итоговую презентацию, в которой демонстрируют свое понимание особенностей архитектурного облика Северной столицы.
− В отдельную категорию можно выделить обзорные и просветительские экскурсии в рамках кураторской и воспитательной деятельности. В обозначенных форматах мероприятия имеют досуговый характер, они направлены на адаптацию иностранного студента и включению его в культурное пространство города.
Поскольку изучение архитектурного наследия Санкт-Петербурга и формирование ценностных ориентаций происходит в том числе с привлечением историко-культурной и учебной литературы, дидактических материалов и пособий, важно отметить необходимость в разработке адаптированного учебно-методического комплекса для работы с иностранными студентами в качестве инструмента формирования ценностных ориентаций иностранных обучающихся и инструмента, повышающего эффективность освоения дисциплин теоретического цикла образовательных программ Института художественного образования. В качестве примера можно привести разрабатываемое авторским коллективом статьи учебно-методическое пособие «Знакомство с Герценовским университетом» (на двух языках) в рамках проекта «Культурный мост», направленное на работу с иностранными студентами. Текст пособия на русском языке сопровождается комментариями на китайском языке. Выбор языка определяется показателем контингента, согласно которому 98 % иностранных студентов института художественного образования являются гражданами КНР. Данное пособие может помочь студентам осуществлять поиск информации, составить общие представления об архитектурном комплексе РГПУ им. А.И. Герцена в частности, а также Санкт-Петербурга в целом, учитывая этапы формирования архитектурного облика города. Поскольку архитектурный комплекс Герценовского университета является памятником историко-архитектурного наследия, включенным в исторический центр Санкт-Петербурга, подготовка пособия, обращенного на знакомство иностранного студента с ним, позволит решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач: знакомство с университетской средой; изучение истории образования и педагогической мысли; изучение истории развития русской архитектуры.
Структурно разрабатываемое пособие включает два раздела, один из которых предназначен для иностранного обучающегося, а второй – для педагога. Первый раздел включает тематический блок, посвященный особенностям архитектурно-ландшафтного комплекса Герценовского университета и истории бытования учебного заведения. Завершает первый раздел блок с вопросами и заданиями для проверки уровня освоения материала. Второй раздел содержит методические рекомендации для педагога, включающий тематический план в рамках предложенных дисциплин, рекомендации по проведению лекционных и семинарских занятий с использованием пособия, предложены варианты учебных заданий, требования к ним и критерии оценивания, а также часть с рекомендациями по использованию разработки в рамках воспитательной и внеучебной деятельности. Второй раздел позволит сориентироваться в вариантах применения разработки в работе с иностранными обучающимися с учетом специфики каждой указанной дисциплины.
Разработку характеризует универсальность в использовании, поскольку содержание позволяет использовать его материалы как в процессе самостоятельной работы, так и в аудиторной работе в рамках освоения учебных дисциплин теоретического цикла:
− история искусств, анализ и интерпретация произведения искусства (направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): «Изобразительное искусство, Дополнительное образование»);
− описание и анализ произведений визуальных искусств, история искусства Нового времени, разработка автобусных и пешеходных экскурсий (направление подготовки: 50.03.03 «История искусств», направленность (профиль): «История искусств и дизайна»);
− музейное пространство Санкт-Петер-бурга, учебная практика (ознакомительная) (направление подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки», направленность (профиль) «Теория и практика визуальных искусств»).
В качестве перспектив настоящего исследования можно отметить необходимость проведения контрольной оценки по результатам внедрения разработки, с анализом обратной связи и результатов усвоения представленного материала. Анализ экспериментальной деятельности, проведение опроса, систематизация и обобщение полученных данных позволят предоставить обоснование эффективности внедрения пособия в практическую деятельность и наметить пути совершенствования в работе по адаптации и интеграции иностранного студента.
Заключение
В результате оценки уровня разработанности темы в научном поле можно сделать вывод о существенном объеме исследований общетеоретического характера, а также в области отдельных направлений, таких как гуманитарные науки, однако выделяется недостаточность теоретических разработок и предложений в системе художественного образования. Таким образом, вопрос о формировании ценностных ориентаций у иностранных студентов путем приобщения к архитектурному наследию Санкт-Петербурга видится актуальной задачей для педагогических исследований и педагогической практики. Во-первых, потому, что данная проблема раскрывает разнохарактерные аспекты инкультурации иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, являясь представителями иных культур. Во-вторых, по той причине, что данный вопрос фиксирует традиционную для педагогической науки тематику личностного, гуманитарного и культурного развития обучающихся.
Выдвинуто предположение, что разрабатываемое авторским коллективом учебное пособие «Знакомство с Герценовским университетом» может стать эффективным инструментом, работа с которым способствует ускоренной адаптации и интеграции в российской образовательной среде.
В процессе исследования установлено, что педагогические инструменты формирования ценностных ориентаций иностранных студентов через изучение архитектурного наследия Санкт-Петербурга слагаются из базовых технологий обучения и воспитания, что входит в согласие с представлениями классиков педагогической науки о роли, целях и смысле образования и воспитательной деятельности. При этом общей целью формирования ценностных ориентаций иностранных студентов через изучение архитектурного наследия Санкт-Петербурга становится культурное развитие, инкультурация, адаптация и социализация обучающихся.