Введение
Концепция (от лат. conceptio) – «система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль» [1, с. 346]. Стройность структуры и гармоничность содержания любой научной концепции в значительной степени зависят от выбранного теоретико-методологического основания или ядра. Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева рассматривают ядро педагогической концепции как систему исходных положений, которое включает закономерности и принципы исследуемого педагогического процесса или системы, выделенных в рамках выбранных методологических подходов и определяющих специфику построения и точку зрения относительно структуры и содержательного наполнения научной теории [2].
Под конкурентоспособностью обучающихся ИТ-направлений подготовки вуза будем понимать интегративную характеристику, объединяющую потенциальные и реализованные качества и способности личности, которые не только отвечают требованиям социального заказа к профессиональной компетентности специалиста (бакалавра, магистра) по информационным технологиям, но и способствуют его успешной самореализации в будущем в динамично изменяющихся условиях и обеспечивают ему внутреннюю уверенность в себе, адекватную самооценку и гибкую адаптацию к частым переменам в профессиональной деятельности [3].
Проблема формирования конкурентоспособности обучающегося вуза в целом не нова, при изучении работ по ней за последние тридцать лет было отмечено, что методологической основой чаще всего выступали следующие подходы (и их комбинации): системный, синергетический, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный, антропологический, субъектный, акмеологический, аксиологический. Если системный и синергетический подходы используются практически во всех исследованиях по причине своих методологических возможностей и универсальности, то в отношении остальных можно увидеть некоторую вариативность, связанную с особенностями объекта исследования и временной повестки, а также интересными воплощениями авторских идей (например, с опорой на антропологический, субъектный, акмеологический, аксиологический подходы). Всё это, несомненно, обогащает педагогическую теорию и практику, однако в современном контексте цифровой трансформации экономики формирование конкурентоспособности обучающихся ИT-направлений подготовки вузов требует уточнения и переосмысления.
Отметив наличие общих педагогических закономерностей и принципов, применимых к процессу формирования конкурентоспособности обучающихся направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника» (далее – ИТ-направлений подготовки), автор определил следующие причины необходимости их уточнения, а также выделения частных закономерностей и принципов исходя из современного контекста:
1. Трансформационные процессы в экономике определяют важность установления специфических закономерностей рассматриваемого процесса, которые можно понять, если учитывать, с одной стороны, особенности современного общественно-экономического развития, а с другой – закономерности индивидуального развития, что наиболее полно можно рассмотреть с позиций системно-синергетического подхода.
2. Современная скорость трансформационных процессов, прироста объемов информации и сменяемости технологий влекут серьёзные изменения жизненного цикла актуального знания как в профессиональной среде, так и в рамках образовательного процесса в вузе. Поиск закономерностей неэкстенсивного характера, когда эффективность рассматриваемого процесса зависит не от больших объемов информации и деятельности, а, например, от особой организации процессов передачи и освоения актуальных знаний и технологий, что возможно рассмотреть на основе трансферно-компетентностного подхода (как подхода, обладающего необходимой методологической силой для выявления, изучения и формирования компетенций, необходимых для решения задач в трансфер-зонах, возникающих в предметных областях применения сквозных цифровых технологий [4]).
3. Выделенные ранее закономерности и принципы в педагогических исследованиях по близким тематикам требуют уточнения, так как не покрывают всех глубинных связей между педагогическим воздействием, взаимодействием, активной деятельностью субъектов и результатами процесса формирования конкурентоспособности обучающегося ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации экономики, что возможно сделать в русле акмеологического и проектного подхода.
Целью исследования является выделение закономерностей и принципов для построения ядра концепции формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки вуза в контексте цифровой трансформации экономики.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования являются закономерности и принципы процесса профессиональной подготовки в вузе.
Предметом исследования являются частные закономерности и принципы формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Методологическим основанием разработки ядра предлагаемой педагогической концепции формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации экономики была выбрана иерархическая совокупность методологических подходов, в которой: системно-синергетический подход выступает общенаучной основой; трансферно-компетентностный подход определяет стратегический уровень реализации концепции; акмеологический и проектный подход – уровень практической реализации.
Теоретическое обоснование наполнения ядра концепции выполнено на основе анализа публикаций, определяющих сущность категорий «закономерность» и «принцип», а также посвященных раскрытию наиболее важных аспектов профессиональной подготовки ИТ-кадров в свете выбранной парадигмы подходов. В педагогике закономерность определяется как взаимосвязь между педагогическими явлениями и компонентами педагогического процесса, характеризующаяся постоянством в определенных условиях, а ее реализация необходима для поставленных целей. На основе закономерностей выделяются принципы, устанавливающие руководящую идею и основные требования и правила ее воплощения. Настоящее исследование посвящено выделению специфических принципов организации и реализации рассматриваемого процесса с опорой на общепринятые требования: объективности, системности, дополнительности, ориентированности, аспектности, теоретической и практической значимости [2, с. 119-120].
Результаты исследования и их обсуждение
Системно-синергетический подход позволяет выделить закономерности, раскрывающие значение организации и самоорганизации в рассматриваемом процессе с учетом внешних и внутренних факторов по отношению к образовательной экосистеме вуза и личности обучающегося. Закономерность самоорганизации: формирование конкурентоспособности обучающегося ИТ-направлений подготовки зависит от процессов самоорганизации личности для достижения образа желаемого профессионального будущего в контексте цифровой трансформации экономики. Самоорганизация в педагогических исследованиях последних лет (В.В. Сохранова-Преображенского [5], Д.В. Рахинского, В.В. Лунева [6] и др.) рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений о будущем «я-идеальном» и результатов самооценки. Самоорганизация в рамках настоящего исследования рассматривалась в двух взаимосвязанных аспектах: 1) внутриличностной структуры обучающегося, обеспечивающей возможность реализации процессов самоорганизации в ходе формирования его конкурентоспособности; 2) коэволюции или совместной эволюции личности обучающегося и экосистемы вуза. На основе сформулированной закономерности выделим принцип вариативности формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки, который означает, что формирование искомого качества личности для каждого обучающегося – это свой уникальный путь, хоть и заданный в общем образовательном процессе вуза.
Закономерность организации: формирование конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки зависит от организации процессов своевременного отклика экосистемы вуза на воздействие факторов цифровой трансформации экономики. Самоорганизация может приводить как к развитию системы, так и к остановке этого развития. Поэтому вторая закономерность раскрывает взаимосвязи, проявляющиеся в организации педагогического обеспечения формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки как важной составляющей отклика экосистемы вуза в ответ на трансформационные процессы в экономике, необходимость которого подмечена в работе И.И. Ереминой и Д.М. Лысановой [7]. На основе данной закономерности выделен принцип экосистемности, который определяет необходимость формирования образовательной экосистемы вуза для формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки, созданной с участием партнеров вуза и являющейся не проекцией, а частью среды будущей профессиональной деятельности – отрасли информационных технологий (далее – ИТ-отрасли). Учитывая вендерозависимость процесса профессиональной подготовки ИТ-кадров и сквозной характер самих цифровых технологий, принцип экосистемности является требованием к обеспечению как можно более полных условий для формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации экономики. Также выделен принцип внешнего дополнения, который означает необходимость педагогической поддержки процессов самоорганизации при формировании конкурентоспособности обучающихся в экосистеме вуза. В фокус педагогического обеспечения в первую очередь попадают способы организации эффективного взаимодействия участников образовательной экосистемы вуза, в том числе для реализации «третьей миссии» университета [8].
Трансферно-компетентностный подход позволяет установить частные закономерности целеобразования и обусловленности. Закономерность целеобразования: адекватность целеобразования в процессе формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки зависит от актуальности трансфера компетенций в процессе профессиональной подготовки с учетом общественных потребностей и особенностей данного этапа научно-технического прогресса и их влияния на профессиональную сферу. А.И. Агошков, Е.В. Кудряшова, Г.Н. Ларкин и их соавторы в своих исследованиях подчёркивают ключевое значение трансфера знаний в современных образовательных экосистемах [9-11], в том числе указывая его как фактор наличия инновационной составляющей образовательного процесса и его интеграции с научно-исследовательской деятельностью и разработками (R&D). В силу сквозного характера изучаемых современных цифровых технологий (искусственного интеллекта и машинного обучения, виртуальной и дополненной реальностей, интернета вещей и др.) и комплексности их использования (например, при разработке цифровых двойников промышленных объектов, иммерсивных средств обучения и др.) дидактическая система профессиональной подготовки обучающихся ИТ-направлений подготовки должна иметь трансдисциплинарную и транспрофессиональную направленность, а возникающие трансфер-интегративные области научного знания и слияния предметных областей подлежат глубокому анализу и осмыслению для определения актуального содержания рассматриваемого процесса, на что обращает внимание И.В. Роберт [12]. Задание цели по отношению к содержанию формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки вуза в этом случае осуществляется в следующей логике: определение источников и структуры явных и неявных знаний, важных для определения желаемых результатов рассматриваемого педагогического процесса в формате компетенций (в этом проявляется диалектическая связь конкретно трансферного подхода с компетентностным, в парадигме которого строится и реализуется процесс профессиональной подготовки на основе современных ФГОС ВО и профессиональных стандартов); обоснование актуальности трансфера знания в соответствии с рассматриваемым педагогическим процессом; своевременная актуализация структуры и способов трансфера знаний для достижения целей рассматриваемого педагогического процесса. На основе данной закономерности сформулируем принцип покрытия актуального поля знаний, устанавливающий требование к комплексности проработки содержания процесса формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки.
Закономерность обусловленности: течение и результаты формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки зависят от индивидуальной способности и готовности самого обучающегося к обеспечению непрерывности трансфера знаний профессиональной сферы для преобразования структуры и содержания искомого качества личности и среды ее активности. Скорость обновления технологий и роста объемов знаний в ИТ-отрасли превосходит рост знаний в других отраслях. В таких условиях сам обучающийся, как субъект трансфера знаний, должен обладать необходимыми способностями по уточнению целей формирования собственной конкурентоспособности и путей ее достижения, а образовательная экосистема должна быть выстроена в рамках современных дидактико-технологических парадигм, к которым И.В. Роберт относит парадигмы распределенного обучения, высокотехнологичного образования и конвергентного образования [13]. На основе данной закономерности сформулируем принцип проактивности, определяющий важность стимулирования проактивного поведения обучающегося (самостоятельной инициации участия в трансфере знаний в разных ролях) для расширения и усиления его конкурентных преимуществ.
Уровень практической реализации концепции рассматриваемого процесса определяют акмеологический и проектный подходы.
Акмеологическую закономерность результативности сформулируем следующим образом: результат формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки зависит от корректной идентификации им своих качественных доминант как конкурентных преимуществ, а также активизации и реализации потенциала личности для достижения успехов и продуктивной профессиональной деятельности. Взаимосвязь активизации профессионально-личностного потенциала и достижения профессионального акме проявляется в самой сути феномена конкурентоспособности обучающегося, определяя его настоящую и будущую профессиональную и личностную успешность. П.Д. Рабинович, К.Е. Заведенский, Е.А. Лопатина, Г.Д. Емелин, Д.Н. Долганов предлагают развитие потенциала личности по трем направлениям: «работа с идеальным» (поиски собственных смыслов), «саморазмещение в социуме» (род занятий, виды деятельности, карьерная позиция), а также «могущество» (превенция рисков, действие на опережение) [14]. Выделенная закономерность определяет следующие два принципа. Принцип субъектности заключается в создании такого акмеологического воздействия, в результате которого обучающийся, осознавая свою уникальность, постепенно становится самостоятельным и ответственным за формирование собственной конкурентоспособности. Принцип сочетания актуального и потенциального заключается в необходимости определения вектора формирования конкурентоспособности обучающегося для накопления личностно-профессионального потенциала, который обеспечит ей в будущем возможность самореализации.
Если выделенная закономерность в рамках акмеологического подхода определяет результативность формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки, то закономерность, выделенная в рамках проектного подхода, определяет эффективность данного процесса. Закономерность эффективности: эффективность формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации зависит от способности быстрого приращения актуальных на данный момент компетенций обучающимися в проектной деятельности. «Эффективность» в рамках проектного подхода является, по сути, парадигмальным понятием, так как управление проектами и заключается в организации эффективного использования доступных ресурсов для достижения целей проектов. Реализация данной закономерности связана со следованием принципам оптимальности и взаимодействия. Принцип оптимальности заключается в достижении наилучшего результата по формированию конкурентоспособности обучающегося в ограничениях проектной деятельности [15]. Учитывая специфику ИТ-отрасли, раскрытую в работах Ю.В. Ляндау, А.С. Буткевич [16], скажем, что сами знания могут быть неформализованными и даже носить неявный характер. Способности быстро их осваивать, обучаться и самообучаться лежат в основе эффективности деятельности участников проекта. Принцип продуктивного взаимодействия определяет важность коммуникационных процессов в рамках проектной деятельности, в том числе для трансфера явных и неявных знаний между ее участниками. Готовность к включению в командную работу и работа в команде – требования рынка труда ИТ-отрасли, следовательно, это важные конкурентные преимущества обучающихся ИТ-направлений подготовки. Соглашаясь с О.В. Крежевских, отметим, что результатом продуктивного взаимодействия выступает не только формирование компетенций, но и получение продуктовых результатов, в том числе объектов интеллектуальной собственности [17]. Продуктивное взаимодействие – это требование к обеспечению инновационности современного образовательного процесса и его признак. Визуализация разработанного ядра концепции представлена схемой на рисунке.
«Пересечение» выявленных закономерностей может доказывать корректность построения ядра концепции, гармоничности и взаимосвязи его функциональных уровней: общенаучного представления, стратегии и практической реализации. Выделенные принципы формализованы на основе закономерностей, последовательно дополняют друг друга, устраняя определенные противоречия, и имеют существенное значение для развития педагогической теории и совершенствования практики формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации экономики. Выделенные закономерности и принципы на уровне практической реализации имеют место на разных уровнях высшего образования, однако их проявление будет отличаться в силу различия личностных, образовательных, профессиональных, карьерных потребностей и устремлений обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Схема ядра концепции формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки в контексте цифровой трансформации экономики
Так, например, реализация принципа субъективизации при формировании конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки бакалавриата и специалитета предполагает внимание вопросам отраслевой специализации обучающегося в рамках решаемых дидактических задач и предполагает более выраженную акмеолого-педагогическую поддержку, чем в магистратуре, где данный принцип предполагает решение вопросов карьерного позиционирования и роста с большей долей самостоятельности обучающегося.
Заключение
Разрабатываемая концепция отличается от ранее предложенных и освещенных в научной литературе подходов, выбранных в качестве методологического основания и примененных впервые для исследования проблемы формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки вуза в контексте цифровой трансформации экономики. Выбранный в качестве уровня стратегической реализации трансферно-компетентностный подход обеспечивает будущую интеграцию разрабатываемой концепции в существующие системы организации и реализации процесса профессиональной подготовки в вузах, разработанные на платформе компетентностного подхода, дополняя последний возможностями учета трансформации предметных областей вследствие проникновения в них сквозных цифровых технологий. Поуровнево выделенные и сформулированные автором закономерности обеспечивают комплексный взгляд на рассматриваемую проблему, позволяя глубже понять взаимосвязи и влияние внутриличностных и внешних факторов, особенностей и движущих сил формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки вузов в современных условиях. Предложенные впервые и уточненные принципы могут служить основополагающими требованиями к реализации рассматриваемого процесса при разработке образовательных программ и их методического обеспечения.