Введение
В Казахстане придается большое значение программам форсированного индустриально-инновационного образования и развития, поскольку в обществе есть четкое понимание того, что только такой подход может обеспечить стране достойное место в международном разделении труда. Вместе с тем усилия на этом направлении порождают новые вызовы. В первую очередь они связаны с вопросами подготовки новых специалистов, уровень которых отвечал бы самым современным требованиям [1; 2].
В условиях динамичного развития образовательных систем и требований рынка труда аккредитация организаций образования и их образовательных программ становится важной составляющей обеспечения качества образования. В Республике Казахстан аккредитация организаций технического и профессионального образования представляет собой ключевой элемент обеспечения соответствия образовательных стандартов современным требованиям общества в контексте реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы [3; 4].
С момента появления системы аккредитации образовательных организаций в Республике Казахстан накоплен значительный ценный опыт, раскрывающий особенности функционирования образования разных уровней и типов. Вместе с тем накапливается подобный опыт и в зарубежных странах. Несмотря на наличие весьма существенных различий в национальных системах образования, имеются основания предположить, что, помимо различий, между ними могут быть и похожие моменты.
Организация и проведение аккредитации в учебных заведениях Казахстана позволяет выявить не только характерные особенности состояния образовательного процесса, но и сложившиеся противоречия и проблемы, требующие глубокого научного анализа и решения. Они остаются на уровне констатации проведенных экспертиз, заключений комиссий, ведомственных решений и мероприятий, но редко становятся объектами научно-педагогического изучения.
Кроме того, проблемы, установленные в содержании образования в Республике Казахстан, необходимо сопоставлять с теми проблемами, которые возникают в других национальных системах образования. Это позволит обеспечить более объективную картину определения негативных тенденций, возникающих в образовательном процессе, и обоснование эффективных подходов и методов их устранения. Однако в настоящее время еще мало изученными остаются вопросы, касающиеся выявления проблем в содержании и процессе современного образования, полученных после проведения аккредитации. Поэтому исследование типичных проблем, установленных во время аккредитации организаций технического и профессионального образования в Республике Казахстан, и сравнение их с проблемами в зарубежных странах представляется весьма актуальным.
Цель исследования – определить и проанализировать типичные проблемы, выявленные в результате аккредитации организаций технического и профессионального образования в Республике Казахстан.
Методы и организация исследования
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: анализ нормативных, правовых актов; изучение нормативных документов, связанных с аккредитацией организаций образования в Казахстане, включая законы, постановления и методические рекомендации, указания и инструкции; анализ данных специальной литературы (обзор научных статей, монографий и других работ, посвященных проблемам аккредитации в образовательной сфере – всего изучено более 225 источников); опрос в виде интервью с представителями аккредитующих организаций, руководителями организаций образования и экспертами в области аккредитации для получения первичных данных о существующих проблемах; сравнительный анализ и обобщение опыта проведения аккредитации в системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан и аналогичной практики в некоторых зарубежных странах.
Исследование проводилось на базе НУ «Независимый Казахстанский центр аккредитации» (Республика Казахстан, г. Астана), НАО «Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова» (Республика Казахстан, г. Уральск) и ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Российская Федерация, г. Белгород) в 2020-2024 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные в ходе исследования данные после соответствующего анализа были объединены в несколько групп, в которых выявленные проблемы технического и профессионального образования в Республике Казахстан обнаружили общее происхождение (таблица).
Данные исследования показали, что в ряде случаев организации технического и профессионального образования Республики Казахстан осуществляют образовательный процесс по утратившим силу основополагающим документам: Государственному общеобязательному стандарту, Правилам деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования. Это связано с несколькими факторами, включая необходимость продолжительного времени для пересмотра и обновления образовательных программ с участием работодателей, их анализа. Кроме того, для применения новых требований необходимы новые методические руководства и положения, а для их разработки и адаптации также необходимо определенное время.
Основные проблемы технического и профессионального образования в Республике Казахстан, выявленные по итогам аккредитации образовательных организаций
№ п/п |
Суть проблемы |
Причины ее возникновения |
Возможные пути решения |
1 |
Образовательная организация руководствуется устаревшими Стандартами, Правилами и другими документами |
Недостаток времени либо неорганизованность образовательной организации при переходе на новые нормативные требования, недостаточно налаженный контакт с работодателями |
Своевременные действия образовательной организации по переходу на новые нормативные требования к образовательному содержанию и систематический контакт с работодателями |
2 |
«Программная» аккредитация показывает несоответствие образовательных программ современным требованиям |
Медленные темпы обновления образовательных программ, недостаточная интеграция инновационных технологий в учебный процесс |
Ориентация содержания образования на меняющиеся запросы производства, учет новых требований к компетентности выпускников |
3 |
Недостаточное качество результатов образовательного процесса |
Помимо указанных выше причин, недостаточно развитая система внутреннего контроля качества образовательного процесса |
Системный анализ всех недостатков современного профессионального и технического образования и принятие соответствующих мер на разных уровнях управления |
4 |
Возникновение препятствий для интеграции в зарубежные образовательные системы |
Узконаправленность, излишняя специализация образовательных стандартов и учебных программ |
Создание наряду с узкоспециализированными стандартами и программами более широких и универсальных |
5 |
Не хватает преподавателей специальных дисциплин, имеющих опыт практической работы на производстве и ученую степень |
Поступающим в докторантуру не предъявляется требование иметь обязательный опыт работы на производстве по профилю |
В число условий поступления в докторантуру включить обязательное наличие производственного опыта работы по профилю не менее трех лет |
6 |
Невысокий процент трудоустройства выпускников организаций образования |
Отсутствует плановое трудоустройство выпускников, исключая случаи обучения по целевому направлению |
Заключение договоров организации образования с работодателем, поиск организацией образования новых мест трудоустройства выпускников |
7 |
В системе технического и профессионального образования слабо развита внутренняя и внешняя академическая мобильность студентов и преподавателей |
Органы управления техническим и профессиональным образованием недостаточно стимулируют академическую мобильность, организации образования мало сотрудничают с отечественными и зарубежными партнерами |
Органам управления техническим и профессиональным образованием детально проработать положения академической мобильности, включая меры ее стимулирования, организациям активизировать академическую мобильность |
8 |
Недостаточная активность организации образования в развитии своего имиджа |
Плохо представлен сайт организации образования, устаревшая информация о ней, слабо обеспечена медийность, открытость новостей, агитация и пропаганда организации и т.п. |
Разработка и внедрение эффективной технологии развития имиджа организации, обновление и улучшение сайта, развитие медийности, открытости, приглашение известных ученых, специалистов, популярных личностей и т.д. |
Анализ данных программной аккредитации показал, что содержание образовательных программ в ряде случаев не соответствует современным требованиям экономики и производства. Особо выраженное отставание наблюдается в быстро развивающихся отраслях, таких как информационные технологии, автоматизация и робототехника. Причинами этого являются медленные темпы обновления образовательных программ, недостаточная интеграция инновационных технологий в учебный процесс. Работодатели, в свою очередь, отмечают недостаточный уровень подготовленности выпускников для решения реальных производственных задач, что свидетельствует о необходимости пересмотра существующих образовательных подходов [5].
Одной из главных причин недостаточно эффективного образовательного процесса является плохо поставленная система внутреннего контроля качества образования. Выявление данного негативного фактора должно происходить путем системного анализа всех без исключения недостатков в содержании технического и профессионального образования с последующим планомерным их устранением. Очевидно, что в каждом образовательном учреждении процесс налаживания контроля качества будет выстраиваться по-своему, с учетом специфики, установок и имеющихся традиций.
Качество образовательных услуг, предоставляемых организациями технического и профессионального образования, не всегда соответствует растущим потребностям общества, работодателей и обучающихся. Одна из причин этой тенденции заключается в том, что некоторые организации образования недостаточно развили систему внутреннего контроля качества образовательного процесса, что вызывает отклонение от требований по организации обучения, ухудшение образовательных услуг. В этом случае необходимо учитывать, что оценка качества образования – процедура интегративная, и потому здесь необходимо уточнять, что имеет наибольшее значение и реальное влияние на этот показатель, представляющий собой, по сути, конечный результат образовательного процесса. В этом анализе важно учитывать и некоторые важнейшие факторы, которые часто выпадают из зоны внимания экспертов. Например, сочетание высокого уровня профессиональной квалификации действующих преподавателей с преемственностью новых педагогических кадров, сохранение лучших образовательных традиций на кафедрах и факультетах, гармоничное сочетание образовательных традиций с новациями, образование и развитие научных школ, создание условий для проявления творческих способностей преподавателей и студентов и ряд других.
В процессе развития национальной системы образования возникает естественная потребность ее сравнения с зарубежными системами. Это способствует более объективному представлению о состоянии отечественного образования, получению ценного зарубежного опыта, уточнению перспектив дальнейшего развития образования в мировом сообществе.
Исследование показало, что специфика и узконаправленность некоторых стандартов и образовательных программ в Казахстане создают препятствия для интеграции с зарубежными образовательными системами, что снижает эффективность академического и научного сотрудничества, ограничивает возможности участия в международных образовательных и научных проектах. Отсутствие адаптированных к международным стандартам программ приводит к трудностям в признании казахстанских специалистов за рубежом, снижает их универсальность, широту академического и научного мировоззрения, в итоге – негативно влияет на конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда.
Для успешной интеграции Казахстана в международное образовательное пространство необходимо привлечение зарубежных организаций для участия в совместной разработке учебных программ, направленных на гармонизацию национальных образовательных стандартов с международными [4; 6]. Это позволит расширить мировоззрение студентов и преподавателей, а также получить признание казахстанских специалистов за рубежом.
Вместе с тем не следует слепо копировать образцы зарубежных систем образования. Необходимо подходить к зарубежному опыту критически, не забывая имеющиеся достижения и лучшие традиции собственной отечественной педагогики и образования.
Результаты исследования также свидетельствуют о том, что уровень обучения специальным дисциплинам не обеспечивается соответствующими квалифицированными кадрами. Традиционно наиболее ценными педагогическими кадрами являются те, кто имеет, с одной стороны, значительный опыт практической работы на производстве по профилю своей специальности, с другой – опыт научно-исследовательской деятельности и ученую степень. Именно такой сплав практики и теории позволяет добиваться высокого качества образования. В настоящее время при поступлении в докторантуру требуется предъявлять справку, подтверждающую сам факт работы по профилю. Однако этого мало. Необходимо иметь реальный опыт практической работы по специальности не менее трех лет, который бы подтверждался не только наличием справки, но характеристикой и рекомендацией с места работы для поступления на обучение в докторантуру.
Другой проблемой технического и профессионального образования является низкий процент трудоустройства выпускников. Это серьезная проблема, наличие которой может сказываться на непривлекательности избранной специальности для будущих абитуриентов. Как известно, в существующей реальности плановое и надежное распределение выпускников на производство ушло в прошлое. Но это вовсе не значит, что организации образования должны пустить трудоустройство выпускников на самотек. Они должны организовать систематическую работу по поиску контактов с работодателями и регулярное взаимодействие с ними. Кроме того, необходимо заключать договоры о проведении практики на предприятиях, о целевом обучении, о привлечении работодателей к планированию содержания подготовки будущих специалистов. Договоры о приеме на работу на предприятия лучших выпускников будут стимулировать обучающихся к более старательному профессионально ориентированному обучению. Помимо этого, организации должны постоянно вести поиск новых надежных мест трудоустройства за пределами своего региона.
Безусловно, негативным фактом в системе технического и профессионального образования является нынешнее состояние академической мобильности. Причины сложившегося положения кроются, прежде всего, в деятельности органов управления образованием. Поэтому с ними необходимо проведение разъяснительной работы, консультаций, демонстрации примеров, доказывающих значение академической мобильности в деле повышения качества образования. В результате такой деятельности руководство организациями образования должно приложить усилия, чтобы на основе общих положений разработать собственные условия, правила, инструкции для организации внутренней и внешней академической мобильности. При этом очень важно определить и утвердить меры стимулирования преподавателей и обучающихся, включающихся в академическую мобильность.
Некоторые организации образования мало заботятся о собственном имидже. В современном мире без этого обходиться нельзя. Образовательные учреждения, понимающие значение имиджа, занимают всегда более выгодное положение в системе регионального и общенационального образования. Помимо открытости, обеспечения информационной полноты, определенной эстетичности данных об организации образования, необходимо обязательное создание собственной структуры активной медийности, популяризации образовательных, практических, научных, творческих, общественных и иных успехов и достижений. Для этого необходимо готовить или приглашать профессионалов, работающих регулярно и последовательно. В результате такой работы организация образования должна стать таким местом, где студентам не только престижно учиться, но и интересно проводить время, заниматься научной деятельностью, художественной самодеятельностью, спортом, искусством, общественной работой и в полной мере реализовывать свои интересы, потребности, всесторонне развивать имеющиеся способности. И об этом должны узнавать средства массовой информации, работодатели, управленческие структуры, все окружающие.
Изучение опыта наиболее развитых зарубежных стран показывает, что там в развитие образования вкладывают большие средства. Поэтому, например, в Японии поступление на обучение в престижный вуз гарантирует высокий социальный статус, хорошую заработную плату и дальнейшее социальное благополучие. Все большее значение в странах Европы и США приобретает практическая подготовленность выпускников и их умение адаптироваться к новым условиям рынка. В то же время система образования за рубежом отличается большей динамичностью, возможностями академической мобильности, получения нового опыта, развития творческих способностей студентов, меньшей консервативностью и ограниченностью стандартов образования.
Вместе с тем в некоторых странах систематически проводится мониторинг за уровнем подготовленности обучающихся, а также контроль за профессиональным мастерством уже работающих педагогических кадров. Это позволяет поддерживать высокий уровень преподавания в организациях технического и профессионального образования.
Мировая практика показывает, что успешное взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями способствует более эффективной подготовке специалистов. В частности, в США и Великобритании активно применяются программы дуального образования, в рамках которых студенты совмещают обучение с работой на предприятиях, что позволяет им быстрее приобретать практические навыки и опыт [7-9].
Результаты данного исследования неоднократно подчеркивают необходимость более гибкого и оперативного подхода к разработке новых образовательных программ в техническом и профессиональном образовании Республики Казахстан, активного привлечения работодателей к участию в этой работе.
Опыт зарубежных стран (например, Германии и США) показывает, что успешная подготовка профессиональных кадров невозможна без наличия не только современных учебных программ, но и развитой материально-технической базы, высококвалифицированных преподавателей. В этих странах также активно применяется практика регулярных курсов повышения квалификации для преподавателей и других форм профессиональной переподготовки [8-10].
Для того, чтобы интегрироваться в образовательное пространство США и Англии, например, приглашать на обучение иностранных студентов в другую страну для получения медицинского образования, необходимо внедрять иностранную составляющую в образовательные программы, готовить студентов к сдаче международных экзаменов, образовательным учреждениям – проходить обязательную международную аккредитацию по соответствующему профилю образования [11].
Проблемы аккредитации в системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан в значительной степени совпадают с теми, которые встречаются в странах СНГ. В частности, они обусловлены появлением разных видов аккредитации. К примеру в Российской Федерации при проведении анализа состояния профессионально-общественной аккредитации были выявлены такие проблемы: несовершенство терминологии в данном виде аккредитации, недостаточно проработанное нормативно-правовое регулирование, отсутствие единого реестра для аккредитованных программ, низкий уровень некоторых экспертов, участвующих в процедуре аккредитации, и другие [12].
В настоящее время качество образовательной деятельности должно стать приоритетом для всех участников образовательного процесса. Это возможно при наличии соответствующих благоприятных условий работы, применении комплекса стимулов для профессионального роста и при постоянном внедрении инновационных образовательных технологий [4; 10].
В то же время необходимо помнить о человеке будущего в центре образовательного процесса, его мировоззрении, не только узкопрактической, но и фундаментальной подготовленности выпускников.
Следует также перенести акцент с постоянной жесткой оценки качества образования – на создание благоприятных и демократичных условий для его реального обеспечения. Излишнее усердие в систематическом контроле качества образования, включая растущую массу проверочных мероприятий, требующих дополнительного времени и сил преподавателей, администрации образовательных организаций, а также обучающихся, может привести к обратному эффекту – фактическому снижению качества образования. Поэтому еще одна важная проблема в данном исследовании – это определение оптимального режима функционирования образовательных организаций и структур, проводящих аккредитацию, их работа над выявленными недостатками и режим контроля в форме аккредитации, существенно не нарушающий, не останавливающий образовательный процесс.
При этом следует отметить, что в настоящее время во многих странах ведется поиск новых идей образования, которых пока явно не хватает. Это обусловлено радикальными изменениями в жизни мирового сообщества в современных условиях. Нужны новые ориентиры существования развивающегося современного общества в сложившейся системе координат. Очевидной тенденцией нынешней ситуации является усиливающийся гуманитарный кризис на фоне все более развивающихся новых передовых технологий, включая искусственный интеллект.
Новая идеология образования должна дать существенный толчок развитию научно-технического прогресса на принципиально ином уровне, но при этом учитывать нарушение баланса между гуманитарными и техническими дисциплинами, возникновение множества новых наук, их дифференциацию и в то же время интеграцию. Эти тенденции закономерно приведут к системности, универсальности подготовки обучающихся.
Выводы
1. Исследование показало, что в ходе проведения аккредитации в организациях технического и профессионального образования в Республике Казахстан на фоне роста экономики и производства в процессе подготовки профессиональных кадров возникают уже сложившиеся традиционные, а также принципиально новые проблемы.
2. Проблемы в содержании технического и профессионального образования в Республике Казахстан возникают на основе естественных противоречий между гетерохронным развитием содержания образования и быстро развивающимися требованиями общества, научно-технического прогресса, производства, работодателей.
3. Среди наиболее актуальных проблем образования выделяются: применение образовательными организациями устаревших стандартов, учебных программ и других документов, недостаточное материально-техническое обеспечение процесса образования, недостаточно высокое качество образования, наличие препятствий для интеграции в международное образовательное пространство.
4. Проводимые реформы в системе технического и профессионального образования Республики Казахстан протекают в соответствии с появляющимися изменениями на рынке труда, однако организациям образования необходимы «переходные» периоды для обновления образовательных программ и их адаптации.
5. Часто вносимые изменения в нормативные правовые акты в сфере образования не дают стабильности в осуществлении образовательного процесса. С одной стороны, процесс технического и профессионального образования в Казахстане должен быть в постоянной развивающейся динамике с регулярным оперативным обновлением образовательных стандартов, учебных программ, требований к преподавателям и студентам, с другой – контролирующие образование организации должны, достоверно оценивая качество обучения, обеспечивать минимальные временные, психоэмоциональные и другие затраты, чтобы не нарушать полноценный педагогический процесс.