Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SELF-DETERMINATION OF MODERN ADOLESCENTS IN THE FIELD OF FAMILY AND EDUCATIONAL VALUES DURING THE ADULTHOOD

Raschetina S.A. 1 Yakovleva N.F. 2
1 A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
2 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafev
The article is devoted to the topical socio-pedagogical problem of self-determination of the younger generation in the world of values, since they play the role of a normative regulator of behavior at every stage of society’s development. The purpose of this work is to identify and describe the features of self-determination of modern adolescents in the field of family and educational values during adulthood. The research materials were dissertations, monographs, scientific articles devoted to the study of the state of the institution of the family and the position of the child in it, the problems of growing up in a changing world, the essential characteristics of the phenomena “family values”, “educational values”, “value self-determination”. The research was carried out by a set of interrelated methods adequate to the studied phenomena. Theoretical methods included a problem analysis of the transformation of the modern family; a cause-and-effect analysis of the characteristics of adolescence; structural and functional analysis of family and educational values; generalization of research results. The paper presents empirical data obtained by methods of ranking values, interviews, and questionnaires. The results of the study are to present the phenomenon of “value self-determination” from a synergetic perspective as a self-structuring nonlinear process, as a result of which a value structure is formed that functions as long as the life situation of a teenager remains stable. The allocation of educational and family values as parameters of the order of the value structure is justified. The article analyzes the liberalization of family relations and the emergence of new forms of family, in which there is a shift in the value of marital relations from mandatory registration of marriage and cohabitation to the values of independence and self-realization, building intra-family relationships on “contractual” grounds. There has been a decrease in the value of motherhood and fatherhood, and a blurring of kinship values. It has been established that the insufficient value potential of modern families is the reason for their fragility with an increased probability of disintegration and the formation of new unions with an uncertain and unstable situation of children. It is shown that the value self-determination of modern adolescents is influenced by the peculiarities of their growing up, including “delayed” adulthood, lengthening of the period of study, a liberal attitude towards sexual relations, a tendency to financial dependence on parents.
teenagers
value self-determination
family values
educational values
growing up period

Введение

Самоопределение в мире ценностей относится к числу «вечных» социально-педагогических проблем, поскольку на каждом этапе развития общества складываются определенные совокупности ценностей, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. В настоящее время традиционные ценности россиян определены в Указе Президента РФ и включают «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России» [1]. Основными институтами ценностного воспитания, призванного осуществить «перевод» общественных ценностей во внутренний план личности, всегда были и остаются семья и образование как источники духовности, нравственности, социальной ответственности. На традиционных ценностях как основных индикаторах социальной зрелости россиян основываются личностные результаты Федеральных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Обращение к самоопределению подростков в области семейных и образовательных ценностей в данной работе обусловлено тем, что ценностные структуры особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте, когда человек задумывается о смысле жизни и о своем предназначении в этом мире. Взросление современных подростков происходит в иных условиях, нежели у их сверстников 10–15 лет назад, и эти изменения необходимо проанализировать с позиций ценностного самоопределения.

Целью данной работы является выявление и описание особенностей самоопределения современных подростков в области семейных и образовательных ценностей в период взросления.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось комплексом взаимосвязанных методов, адекватных изучаемым феноменам. Теоретические методы включали проблемный анализ трансформации современной семьи; причинно-следственный анализ особенностей взросления подростков; структурно-функциональный анализ семейных и образовательных ценностей; обобщение результатов исследования. В работе приведены эмпирические данные, полученные методами ранжирования ценностей, интервью, анкетирования. Материалами исследования послужили диссертации, монографии, научные статьи, посвященные изучению состояния института семьи и положения ребенка в ней, проблем взросления подростков в условиях изменяющегося мира, сущностным характеристикам феноменов «семейные ценности», «образовательные ценности», «ценностное самоопределение». Отмечая достаточную представленность выбранной темы в научных исследованиях, авторы обнаружили «лакуны» научного знания в понимании сущности ценностного самоопределения с позиций современной науки, в научном анализе современного состояния семьи и ее ценностного потенциала, в выявлении проблем взросления современных подростков, влияющих на их самоопределение в области образовательных и семейных ценностей.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования рассматриваются в последовательности: сущностные характеристики феномена «ценностное самоопределение», содержание понятий «семейные ценности», «образовательные ценности», состояние современной семьи и положение ребенка в ней, особенности взросления современных подростков и влияние этих особенностей на ценностное самоопределение.

Феномен «ценностное самоопределение» по-разному понимался на различных стадиях развития педагогической науки. С точки зрения классической педагогики ценности связывались с категорией «должного», основным механизмом усвоения считалась их «передача» новому поколению. В период неклассического этапа науки ученые отходят от понимания ценностей как объективно существующих феноменов, осознают их субъектно-объектную природу, отражающую взаимоотношения между объектом ценности и тем, как эта ценность переживается человеком. Особенно важным представляется понимание нелинейного характера усвоения ценностей отдельным человеком, при котором ценности не «передаются», а усваиваются личностью. Неклассическая педагогика обращена к идеям экзистенциализма, ее интересует то, как ребенок осваивает и интернализует ценности, насколько он активен в данном процессе. Ученые неклассического периода развития науки поддерживают идею организации специальной деятельности, в которой ценности усваиваются и осваиваются, но при этом осознают влияние спонтанно возникающих ситуаций, в том числе пограничных или кризисных. Такие ситуации можно наблюдать в жизни подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием (например, переживанием негативных отношений в семье) или лишением родительского попечения (например, смерти родителей или лишения их родительских прав). Понимание важности пограничных ситуаций как источников распада ценностных структур и появления новых окончательно оформилось в постнеклассической науке, в частности в синергетике. Если рассматривать ценностное самоопределение как чередование процессов распада ценностных структур, утративших свою актуальность в пограничных ситуациях (состояниях хаоса), и самоструктурирования новых (выбор одного аттрактора из множества вероятных), то его можно представить в следующих положениях. С позиций синергетики, во-первых, ценностная структура личности не является заданной раз и навсегда, то есть «жесткой», она может распадаться в пограничных ситуациях, образуя новые. Во-вторых, связь между причинами «распада» и характером «сборки» ценностных структур имеет нелинейный характер, а ценностное самоопределение носит вероятностный характер. Третьим важным положением является то, что педагогическое воздействие на ценностное самоопределение наиболее эффективно именно в пограничных (кризисных) ситуациях, когда существующая в данный момент ценностная структура максимально неустойчива. И, возможно, самое важное положение с точки зрения педагогической практики заключается в том, что, как в любом синергетическом процессе, в ценностном самоопределении можно выделить небольшое количество параметров, воздействие на которые меняет всю ценностную структуру [2]. Придерживаясь такой логики, мы из всего многообразия ценностей выделили два параметра порядка – ценности семьи и ценности образования.

Анализ содержательного наполнения семейных и образовательных ценностей показывает, что семейными ценностями традиционно считаются ценности супружеских отношений, ценности материнства и отцовства, ценности родства. Супружеские отношения определяют весь спектр взаимодействия супругов – эмоциональную связь, интимно-личностные отношения, материальное обеспечение, распределение ролей и обязанностей по ведению хозяйства, соотношение доминирования и подчинения. Ценности материнства и отцовства включают стремление иметь детей (родить или принять на воспитание), любовь и заботу о них, теплые, доброжелательные детско-родительские отношения. Ценности родства касаются межпоколенных отношений и отношений с близкими и дальними родственниками. Именно ценности родства определяют то, что принято называть семейным «кланом» – особую общность людей, объединенных кровными узами, традициями, обычаями.

Обращение к рассмотрению образовательных ценностей фиксирует возрастание ценности знаний как таковых. Это связано с высокой скоростью их устаревания, отмиранием старых профессий и появлением новых, требующих обучения в течение всей жизни. Другой образовательной ценностью является свобода выбора своего образования в соответствии с интересами и способностями. Еще одна ценность образования заключается в обретении способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизни, в формировании личностных черт, позволяющих преодолевать жизненные трудности. Отметим еще одну образовательную ценность, заключающуюся в наполнении жизни смыслом, творческими переживаниями, в самореализации и раскрытии своей индивидуальности [3]. Изучение отношения современных подростков к ценностям образования предпринято в исследовании Е.В. Грунт, А.И. Мухутдиновой на выборке из 500 подростков общеобразовательной школы и 15 учителей. В работе использовались методы ранжирования ценностей, анкетирование и глубинное интервью, с помощью которых изучались представления респондентов о личностной значимости образования, отношение к нему как к цели и средству получения знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для реальной жизни. Данные показали, что ценность образования в общей иерархии ценностей заняла пятое место после ценностей самореализации, семьи, дружбы и любви. Зафиксировано противоречие между осознанием важности полученных в школе знаний, умений и навыков, которые пригодятся в жизни, у 76 % учеников школ, почти столько же признались в том, что не испытывают интереса к обучению в школе (60 %). Причинами отсутствия интереса к обучению 68 % опрошенных указали отсутствие необходимого оборудования, плохой ремонт, занятия в две и даже в три смены и пр. Второй причиной подростки называли низкое качество школьного образования, 83 % опрошенных ответили, что вынуждены посещать репетитора или дополнительные занятия. Третья причина низкого интереса к обучению связана с отношением к учителям. Каждый второй из учеников отметил, что учителя на уроке недостаточно уделяют им внимания [4, с. 140].

Исследования последних двух десятилетий, посвященные состоянию современной семьи с позиций ее потенциала для формирования у детей семейных и образовательных ценностей, показывают, что спектр проблем современной семьи пополнился новыми тенденциями. Долгие годы исследовались проблемы, связанные с низкой материально-бытовой обеспеченностью, дисфункциональностью семьи по причине асоциального поведения родителей – бродяжничеством и беспризорностью детей, ростом числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, «возвратами» усыновленных и опекаемых детей. Эти проблемы и сегодня не утратили своей актуальности, но к ним добавились новые, в числе которых «детофобия», «девиантное» материнство и отцовство, отношения вражды и противостояния между родителями и детьми в семьях, которые нельзя отнести к неблагополучным. Радикальные изменения наблюдаются и в развитии института семьи, трансформирующейся с переходом к новым формам, построенным не на основе брачного союза, а на основании добровольного партнерства и сожительства. Складываются такие формы как однородительские семьи, семьи с раздельным проживанием супругов, семьи со «сводными» детьми от предыдущих браков, «визитные» браки, семьи выходного дня и др. В новых формах семьи ценностное отношение к супружеству как долженствованию и ответственности смещается к ценности личной независимости и свободе от обязанностей. Преобладание ценности личной свободы в супружеских отношениях означает легкость как образования, так и распада семьи, что осложняет положение воспитывающихся в них детей. Снижается и ценность деторождения, которое не выдерживает «конкуренции» со стремлением родителей к достижению материальной независимости, профессиональной самореализации, карьерного роста.

Изменение ценностного отношения к ребенку проявляется в расширении спектра детско-родительских отношений, который можно представить в виде континуума «безусловное принятие – дистанцирование – отчуждение – отвержение». Исследователи отмечают нарастание отношений дистанцирования, отчуждения и отвержения в детско-родительских отношениях. Дистанцирование детей от родителей и родителей от детей можно описать в терминах сепарации и автономии, отчуждение – в эмоциональной холодности и равнодушии, отвержение – в неприятии и отторжении, при котором разрываются эмоциональные связи. Экспериментально установлено, что ценность материнства и отцовства значительно снижена в однородительских семьях. Это проявляется в асимметрии ценностной структуры семьи в сторону единственного родителя, при этом важность другого занижается и даже игнорируется [5].

Трансформации института семьи привели к ослаблению ценностей родства. В нестабильных, подверженных риску распада новых формах семьи складываются своеобразные отношения между родителями и прародителями, между родственниками. Своеобразие отражено в том, что родство не является абсолютной ценностью, поэтому члены семейного «клана» могут сотрудничать или конкурировать в вопросах воспитания детей, поддерживать доброжелательные или конфликтные отношения друг с другом, испытывать взаимную привязанность или неприязнь [6]. Таким образом, можно видеть, что реальное состояние института семьи таково, что она не вполне справляется с функцией транслятора традиционных семейных ценностей, и, возможно, в этом кроются причины роста числа разводов, нежелание молодых людей вступать в брак и иметь детей.

На ценностное самоопределение подростков кроме семьи влияют и другие условия их взросления. Проанализируем понятия «образ взрослости», «чувство взрослости», «взрослость», в которых раскрывается феномен взросления подростков.

Образ взрослости образован представлениями о внешнем облике «взрослого», о степени свободы и поведении, которое подросток себе позволить не может. Формирование образа взрослого происходит в ходе освоения поведенческого репертуара Значимых взрослых, с последующей проекцией на себя и переходом во внутренний план. Чувство взрослости появляется у подростка, когда он эмоционально ощущает свою принадлежность к миру взрослых. Оно трудно поддается фиксации, поскольку можно наблюдать только внешние его проявления, например имитации поведения «идеального» взрослого, у которого «считываются» привлекательные черты, в том числе и негативные. «Эталонный» взрослый нередко выступает источником ценностного отношения к разным сторонам действительности, в том числе к семье и к образованию. Чувство взрослости еще не означает возможности быть взрослым в реальной жизни, что отражено в так называемом феномене «отложенного взросления», удлиняющего период перехода от отрочества к взрослости.

Взрослость, как устойчивая характеристика подростка, проявляется в чертах ответственности, самостоятельности, стабильной трудовой занятости, выбора целей и смысла жизни. По мнению М.В. Клементьевой, предикторами взрослости является «Подлинное Я», образованное характеристиками, конгруэнтными собственным ценностям и убеждениям, которыми личность себя наделяет. Автор приводит экспериментальные данные о том, что особенностями взросления современных подростков и молодежи являются длительный период получения образования, свободное отношение к добрачным сексуальным отношениям без обязательств и рождения детей, склонность к финансовой зависимости от родителей и проживанию в родительском доме [7, с. 65–66].

К результатам данного исследования, представляющим научную новизну, можно отнести рассмотрение феномена «ценностное самоопределение» с синергетических позиций как самоструктурирующегося процесса; выделение семейных и образовательных ценностей как параметров порядка, определяющих всю ценностную структуру человека; выявление особенностей взросления современных подростков, влияющих на образование ценностных структур.

Результаты исследования имеют и практическую значимость для педагогов образовательных организаций при планировании воспитательной деятельности, построенной на ценностных основаниях, в том числе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, лишенными родительского попечения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что ценностное самоопределение в современном понимании представляет собой нелинейный процесс образования ценностных структур, функционирующих до тех пор, пока жизненная ситуация подростка остается стабильной. В пограничных (кризисных) ситуациях ценностные структуры распадаются и образуются новые в зависимости от имеющихся в данный момент ресурсов у подростка и от «ввода» педагогического воздействия. Из многообразия ценностей авторами выделены два параметра порядка – образовательные и семейные ценности, воздействие на которые может изменить всю ценностную структуру.

Постепенный отход от традиционного семейного образа жизни и либерализация семейных отношений породили новые формы семьи на иных ценностных основаниях, транслируемых подрастающему поколению. Недостаточный ценностный потенциал современных семей является причиной их хрупкости с повышенной вероятностью распада и образования новых союзов с неопределенным и нестабильным положением детей. При этом семейные ценности не утратили своей актуальности для современного поколения, но произошло смещение ценности супружеских отношений от обязательной регистрации брака, совместного проживания к ценностям независимости и самореализации, снижение ценности материнства и отцовства, «размывание» ценности родства. Изучение образовательных ценностей у современных подростков показало, что педагоги центрируются на позиции ценности знания как такового, а подростки – на связанных с познанием переживаниях.

На ценностные самоопределения современных подростков влияют особенности их взросления, в числе которых «отложенная» взрослость, удлинение периода обучения, либеральное отношение к сексуальным отношениям, склонность к финансовой зависимости от родителей.