Введение
Самоопределение в мире ценностей относится к числу «вечных» социально-педагогических проблем, поскольку на каждом этапе развития общества складываются определенные совокупности ценностей, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. В настоящее время традиционные ценности россиян определены в Указе Президента РФ и включают «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России» [1]. Основными институтами ценностного воспитания, призванного осуществить «перевод» общественных ценностей во внутренний план личности, всегда были и остаются семья и образование как источники духовности, нравственности, социальной ответственности. На традиционных ценностях как основных индикаторах социальной зрелости россиян основываются личностные результаты Федеральных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Обращение к самоопределению подростков в области семейных и образовательных ценностей в данной работе обусловлено тем, что ценностные структуры особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте, когда человек задумывается о смысле жизни и о своем предназначении в этом мире. Взросление современных подростков происходит в иных условиях, нежели у их сверстников 10–15 лет назад, и эти изменения необходимо проанализировать с позиций ценностного самоопределения.
Целью данной работы является выявление и описание особенностей самоопределения современных подростков в области семейных и образовательных ценностей в период взросления.
Материалы и методы исследования
Исследование осуществлялось комплексом взаимосвязанных методов, адекватных изучаемым феноменам. Теоретические методы включали проблемный анализ трансформации современной семьи; причинно-следственный анализ особенностей взросления подростков; структурно-функциональный анализ семейных и образовательных ценностей; обобщение результатов исследования. В работе приведены эмпирические данные, полученные методами ранжирования ценностей, интервью, анкетирования. Материалами исследования послужили диссертации, монографии, научные статьи, посвященные изучению состояния института семьи и положения ребенка в ней, проблем взросления подростков в условиях изменяющегося мира, сущностным характеристикам феноменов «семейные ценности», «образовательные ценности», «ценностное самоопределение». Отмечая достаточную представленность выбранной темы в научных исследованиях, авторы обнаружили «лакуны» научного знания в понимании сущности ценностного самоопределения с позиций современной науки, в научном анализе современного состояния семьи и ее ценностного потенциала, в выявлении проблем взросления современных подростков, влияющих на их самоопределение в области образовательных и семейных ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования рассматриваются в последовательности: сущностные характеристики феномена «ценностное самоопределение», содержание понятий «семейные ценности», «образовательные ценности», состояние современной семьи и положение ребенка в ней, особенности взросления современных подростков и влияние этих особенностей на ценностное самоопределение.
Феномен «ценностное самоопределение» по-разному понимался на различных стадиях развития педагогической науки. С точки зрения классической педагогики ценности связывались с категорией «должного», основным механизмом усвоения считалась их «передача» новому поколению. В период неклассического этапа науки ученые отходят от понимания ценностей как объективно существующих феноменов, осознают их субъектно-объектную природу, отражающую взаимоотношения между объектом ценности и тем, как эта ценность переживается человеком. Особенно важным представляется понимание нелинейного характера усвоения ценностей отдельным человеком, при котором ценности не «передаются», а усваиваются личностью. Неклассическая педагогика обращена к идеям экзистенциализма, ее интересует то, как ребенок осваивает и интернализует ценности, насколько он активен в данном процессе. Ученые неклассического периода развития науки поддерживают идею организации специальной деятельности, в которой ценности усваиваются и осваиваются, но при этом осознают влияние спонтанно возникающих ситуаций, в том числе пограничных или кризисных. Такие ситуации можно наблюдать в жизни подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием (например, переживанием негативных отношений в семье) или лишением родительского попечения (например, смерти родителей или лишения их родительских прав). Понимание важности пограничных ситуаций как источников распада ценностных структур и появления новых окончательно оформилось в постнеклассической науке, в частности в синергетике. Если рассматривать ценностное самоопределение как чередование процессов распада ценностных структур, утративших свою актуальность в пограничных ситуациях (состояниях хаоса), и самоструктурирования новых (выбор одного аттрактора из множества вероятных), то его можно представить в следующих положениях. С позиций синергетики, во-первых, ценностная структура личности не является заданной раз и навсегда, то есть «жесткой», она может распадаться в пограничных ситуациях, образуя новые. Во-вторых, связь между причинами «распада» и характером «сборки» ценностных структур имеет нелинейный характер, а ценностное самоопределение носит вероятностный характер. Третьим важным положением является то, что педагогическое воздействие на ценностное самоопределение наиболее эффективно именно в пограничных (кризисных) ситуациях, когда существующая в данный момент ценностная структура максимально неустойчива. И, возможно, самое важное положение с точки зрения педагогической практики заключается в том, что, как в любом синергетическом процессе, в ценностном самоопределении можно выделить небольшое количество параметров, воздействие на которые меняет всю ценностную структуру [2]. Придерживаясь такой логики, мы из всего многообразия ценностей выделили два параметра порядка – ценности семьи и ценности образования.
Анализ содержательного наполнения семейных и образовательных ценностей показывает, что семейными ценностями традиционно считаются ценности супружеских отношений, ценности материнства и отцовства, ценности родства. Супружеские отношения определяют весь спектр взаимодействия супругов – эмоциональную связь, интимно-личностные отношения, материальное обеспечение, распределение ролей и обязанностей по ведению хозяйства, соотношение доминирования и подчинения. Ценности материнства и отцовства включают стремление иметь детей (родить или принять на воспитание), любовь и заботу о них, теплые, доброжелательные детско-родительские отношения. Ценности родства касаются межпоколенных отношений и отношений с близкими и дальними родственниками. Именно ценности родства определяют то, что принято называть семейным «кланом» – особую общность людей, объединенных кровными узами, традициями, обычаями.
Обращение к рассмотрению образовательных ценностей фиксирует возрастание ценности знаний как таковых. Это связано с высокой скоростью их устаревания, отмиранием старых профессий и появлением новых, требующих обучения в течение всей жизни. Другой образовательной ценностью является свобода выбора своего образования в соответствии с интересами и способностями. Еще одна ценность образования заключается в обретении способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизни, в формировании личностных черт, позволяющих преодолевать жизненные трудности. Отметим еще одну образовательную ценность, заключающуюся в наполнении жизни смыслом, творческими переживаниями, в самореализации и раскрытии своей индивидуальности [3]. Изучение отношения современных подростков к ценностям образования предпринято в исследовании Е.В. Грунт, А.И. Мухутдиновой на выборке из 500 подростков общеобразовательной школы и 15 учителей. В работе использовались методы ранжирования ценностей, анкетирование и глубинное интервью, с помощью которых изучались представления респондентов о личностной значимости образования, отношение к нему как к цели и средству получения знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для реальной жизни. Данные показали, что ценность образования в общей иерархии ценностей заняла пятое место после ценностей самореализации, семьи, дружбы и любви. Зафиксировано противоречие между осознанием важности полученных в школе знаний, умений и навыков, которые пригодятся в жизни, у 76 % учеников школ, почти столько же признались в том, что не испытывают интереса к обучению в школе (60 %). Причинами отсутствия интереса к обучению 68 % опрошенных указали отсутствие необходимого оборудования, плохой ремонт, занятия в две и даже в три смены и пр. Второй причиной подростки называли низкое качество школьного образования, 83 % опрошенных ответили, что вынуждены посещать репетитора или дополнительные занятия. Третья причина низкого интереса к обучению связана с отношением к учителям. Каждый второй из учеников отметил, что учителя на уроке недостаточно уделяют им внимания [4, с. 140].
Исследования последних двух десятилетий, посвященные состоянию современной семьи с позиций ее потенциала для формирования у детей семейных и образовательных ценностей, показывают, что спектр проблем современной семьи пополнился новыми тенденциями. Долгие годы исследовались проблемы, связанные с низкой материально-бытовой обеспеченностью, дисфункциональностью семьи по причине асоциального поведения родителей – бродяжничеством и беспризорностью детей, ростом числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, «возвратами» усыновленных и опекаемых детей. Эти проблемы и сегодня не утратили своей актуальности, но к ним добавились новые, в числе которых «детофобия», «девиантное» материнство и отцовство, отношения вражды и противостояния между родителями и детьми в семьях, которые нельзя отнести к неблагополучным. Радикальные изменения наблюдаются и в развитии института семьи, трансформирующейся с переходом к новым формам, построенным не на основе брачного союза, а на основании добровольного партнерства и сожительства. Складываются такие формы как однородительские семьи, семьи с раздельным проживанием супругов, семьи со «сводными» детьми от предыдущих браков, «визитные» браки, семьи выходного дня и др. В новых формах семьи ценностное отношение к супружеству как долженствованию и ответственности смещается к ценности личной независимости и свободе от обязанностей. Преобладание ценности личной свободы в супружеских отношениях означает легкость как образования, так и распада семьи, что осложняет положение воспитывающихся в них детей. Снижается и ценность деторождения, которое не выдерживает «конкуренции» со стремлением родителей к достижению материальной независимости, профессиональной самореализации, карьерного роста.
Изменение ценностного отношения к ребенку проявляется в расширении спектра детско-родительских отношений, который можно представить в виде континуума «безусловное принятие – дистанцирование – отчуждение – отвержение». Исследователи отмечают нарастание отношений дистанцирования, отчуждения и отвержения в детско-родительских отношениях. Дистанцирование детей от родителей и родителей от детей можно описать в терминах сепарации и автономии, отчуждение – в эмоциональной холодности и равнодушии, отвержение – в неприятии и отторжении, при котором разрываются эмоциональные связи. Экспериментально установлено, что ценность материнства и отцовства значительно снижена в однородительских семьях. Это проявляется в асимметрии ценностной структуры семьи в сторону единственного родителя, при этом важность другого занижается и даже игнорируется [5].
Трансформации института семьи привели к ослаблению ценностей родства. В нестабильных, подверженных риску распада новых формах семьи складываются своеобразные отношения между родителями и прародителями, между родственниками. Своеобразие отражено в том, что родство не является абсолютной ценностью, поэтому члены семейного «клана» могут сотрудничать или конкурировать в вопросах воспитания детей, поддерживать доброжелательные или конфликтные отношения друг с другом, испытывать взаимную привязанность или неприязнь [6]. Таким образом, можно видеть, что реальное состояние института семьи таково, что она не вполне справляется с функцией транслятора традиционных семейных ценностей, и, возможно, в этом кроются причины роста числа разводов, нежелание молодых людей вступать в брак и иметь детей.
На ценностное самоопределение подростков кроме семьи влияют и другие условия их взросления. Проанализируем понятия «образ взрослости», «чувство взрослости», «взрослость», в которых раскрывается феномен взросления подростков.
Образ взрослости образован представлениями о внешнем облике «взрослого», о степени свободы и поведении, которое подросток себе позволить не может. Формирование образа взрослого происходит в ходе освоения поведенческого репертуара Значимых взрослых, с последующей проекцией на себя и переходом во внутренний план. Чувство взрослости появляется у подростка, когда он эмоционально ощущает свою принадлежность к миру взрослых. Оно трудно поддается фиксации, поскольку можно наблюдать только внешние его проявления, например имитации поведения «идеального» взрослого, у которого «считываются» привлекательные черты, в том числе и негативные. «Эталонный» взрослый нередко выступает источником ценностного отношения к разным сторонам действительности, в том числе к семье и к образованию. Чувство взрослости еще не означает возможности быть взрослым в реальной жизни, что отражено в так называемом феномене «отложенного взросления», удлиняющего период перехода от отрочества к взрослости.
Взрослость, как устойчивая характеристика подростка, проявляется в чертах ответственности, самостоятельности, стабильной трудовой занятости, выбора целей и смысла жизни. По мнению М.В. Клементьевой, предикторами взрослости является «Подлинное Я», образованное характеристиками, конгруэнтными собственным ценностям и убеждениям, которыми личность себя наделяет. Автор приводит экспериментальные данные о том, что особенностями взросления современных подростков и молодежи являются длительный период получения образования, свободное отношение к добрачным сексуальным отношениям без обязательств и рождения детей, склонность к финансовой зависимости от родителей и проживанию в родительском доме [7, с. 65–66].
К результатам данного исследования, представляющим научную новизну, можно отнести рассмотрение феномена «ценностное самоопределение» с синергетических позиций как самоструктурирующегося процесса; выделение семейных и образовательных ценностей как параметров порядка, определяющих всю ценностную структуру человека; выявление особенностей взросления современных подростков, влияющих на образование ценностных структур.
Результаты исследования имеют и практическую значимость для педагогов образовательных организаций при планировании воспитательной деятельности, построенной на ценностных основаниях, в том числе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, лишенными родительского попечения.
Заключение
Проведенное исследование показало, что ценностное самоопределение в современном понимании представляет собой нелинейный процесс образования ценностных структур, функционирующих до тех пор, пока жизненная ситуация подростка остается стабильной. В пограничных (кризисных) ситуациях ценностные структуры распадаются и образуются новые в зависимости от имеющихся в данный момент ресурсов у подростка и от «ввода» педагогического воздействия. Из многообразия ценностей авторами выделены два параметра порядка – образовательные и семейные ценности, воздействие на которые может изменить всю ценностную структуру.
Постепенный отход от традиционного семейного образа жизни и либерализация семейных отношений породили новые формы семьи на иных ценностных основаниях, транслируемых подрастающему поколению. Недостаточный ценностный потенциал современных семей является причиной их хрупкости с повышенной вероятностью распада и образования новых союзов с неопределенным и нестабильным положением детей. При этом семейные ценности не утратили своей актуальности для современного поколения, но произошло смещение ценности супружеских отношений от обязательной регистрации брака, совместного проживания к ценностям независимости и самореализации, снижение ценности материнства и отцовства, «размывание» ценности родства. Изучение образовательных ценностей у современных подростков показало, что педагоги центрируются на позиции ценности знания как такового, а подростки – на связанных с познанием переживаниях.
На ценностные самоопределения современных подростков влияют особенности их взросления, в числе которых «отложенная» взрослость, удлинение периода обучения, либеральное отношение к сексуальным отношениям, склонность к финансовой зависимости от родителей.