Введение
Широкое внедрение цифровых технологий в различных сферах и областях, регулируемых правом, ведет к появлению новых социально-экономических отношений, новых предметов регулирования, а также новых подходов и средств обучения. Расширение гибридного партнерства человека и искусственного интеллекта в различных сферах жизни требует определения как технических, так и этических и юридических аспектов этого взаимодействия. В настоящее время феномен цифровой трансформации вызывает внимание исследователей не только в контексте достижения операционной эффективности и гибкости за счет использования цифровых решений, но и переосмысления стратегий профессиональной деятельности в цифровом мире и преобразования образовательных систем, включая подготовку профессиональных юристов. Все более и более востребованными становятся профессионалы, которые одинаково успешно разбираются как в технических, так и в узкоспециализированных (предметных) аспектах своей профессиональной деятельности.
Цифровые навыки стали одним из ключевых инструментов в профессиональной деятельности юриста. В то же время сегодня отсутствуют как основательные исследования правового регулирования цифровых отношений, так и комплексные исследования по моделям управления подготовкой юристов и трансформации их образования в условиях цифрового общества [1].
Анализ образовательных программ ведущих российских университетов показывает, что лишь пятая часть из них включает курс «Цифровое право» в программу для юристов. Однако детальное изучение рабочих программ этой дисциплины свидетельствует о том, что студенты не получают достаточных практических навыков в областях работы с цифровыми технологиями и защиты прав человека в сфере IT. Требуется разработка детализированных учебных программ и научно-методического обеспечения освоения цифровых инструментов в профессиональной юридической деятельности на этапе подготовки студентов [1].
Таким образом, совершенствование системы подготовки юристов должно основываться на создании современных образовательных технологий, которые обеспечат эффективное применение цифровых инструментов и внедрение новых профессионально ориентированных учебных курсов, отражающих кардинально изменившиеся юридические реалии цифровой экономики.
Цель исследования – на основании анализа мнений научных экспертов и изучения специфики использования современных цифровых технологий в юридической деятельности определить ключевые задачи применения цифровых технологий в процессе подготовки будущих юристов с учетом расширения опыта использования развивающихся технологий (в первую очередь искусственного интеллекта) в различных сферах жизни современного общества.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования в работе использовались методы анализа научных источников, обобщение научной литературы, анализа нормативных документов, а также критический анализ мнений экспертов о необходимости внедрения в образовательный процесс цифровых технологий.
Цифровая трансформация профессионального образования (в том числе юридического) является необходимым элементом цифровой трансформации общества. К общим задачам цифровой трансформации юридического образования авторы относят: применение новых технологий профессиональной подготовки, менеджмент образовательного процесса, обеспечивающий соединение цифровых данных и технологий с задачами профессиональной подготовки юристов.
Необходимо детализировать специфику цифровой компетентности будущих юристов, разработать сценарии для проектирования новых цифровых образовательных сервисов (продуктов), предложить научно-методическое сопровождение внедрения работы с данными и цифровыми сервисами в процесс преподавания юридических дисциплин.
Построение прогнозных вариантов трансформации подготовки юристов в условиях цифрового общества связано с разработкой методологии и прикладного инструментария цифровой трансформации юридического образования на основе использования интегрированных инструментов, повышающих эффективность освоения опыта профессиональной деятельности в условиях расширения спектра цифровых сервисов и технологических решений в юридической сфере.
Исследование общих закономерностей, конкретных тенденций и противоречий цифровой трансформации юридического образования будет способствовать определению научно-методических программ повышения качества профессиональной подготовки будущих юристов и развитию их профессиональной субъектности, обогащению практики современного юридического образования новыми технологическими решениями.
Современное состояние научных исследований относительно вопросов цифровой трансформации юридического образования отличается малым количеством публикаций по данному направлению, указанное направление изучалось выборочно, посредством освещения ключевых задач и проблем. Анализ трендов цифровой трансформации современного мира представили в своем исследовании А. Прохоров и Л. Коник. Анализируя технологические тренды, на которых базируется цифровая экономика, авторы отмечают, что цифровая трансформация не может замыкаться только на технических решениях, «основное внимание должно быть направлено не на технологии, а на переосмысление стратегии деятельности. Кроме того, в разных индустриях и сферах деятельности набор технологий, определяющих цифровую трансформацию, неизбежно будет разным» [2, с. 17]. Определяя возможные перспективы и направления цифровой трансформации юридического образования, отметим необходимость смещения фокуса на вопросы повышения эффективности подготовки будущих юристов на основе использования широкого спектра цифровых технологий и оперативности изменения/развития юридической практики в ответ на новые вызовы цифрового общества.
Комплексно феномен высшего образования в цифровую эпоху исследовал Уильям. Г. Боуэн, однако акцент в его работе на специфике онлайн-обучения лишь в незначительной степени (в первую очередь в экономическом аспекте) затрагивает другие аспекты цифровой трансформации. В контексте данного исследования интерес представляет мнение автора о том, что основная часть проблем эффективности образования в цифровую эпоху являются концептуальными, организационными и административными, а у большинства проблем по трансформации образования есть «одно общее свойство – они требуют сильного институционального руководства, а также новых идей по принятию решений» [3, с. 106]. Именно поэтому важно определение стратегических задач и перспективных линий цифровой трансформации профессионального образования как общего контура системных изменений образовательной практики. В исследовании М.В. Шугурова в качестве методологического основания выбрана диалектика общего и особенного, которая экстраполируется на сферу юридического образования в условиях региональной интеграции [4]. Другим методологическим основанием выступает ценностный подход, позволяющий осознать изменения в мировоззренческом измерении современного юридического образования.
В работе «К концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики» авторы представляют систему взглядов и положений, сформулированных частью научно-педагогического сообщества, считающего целесообразным изменение парадигмы юридического образования с учетом задач, определенных цифровой экономикой. Авторская концепция определяет цели и основные направления совершенствования юридического образования в эпоху цифровой экономики [5].
Отметим расширение понятийного аппарата, онтологии цифровых технологий в гражданско-правовых отношениях, правовых аспектах применения отдельных цифровых технологий, цифровых активов в имущественном обороте в процессе исследования следующих проблемных вопросов:
‒ определение правового статуса роботов посредством категорий классической теории о лицах (Г.А. Гаджиева) [6];
‒ обоснование правового регулирования особенностей функционирования цифровой экономики, направленного, с одной стороны, на развитие инноваций, а с другой стороны, на предупреждение возможных рисков (К.М. Беликова, В.А. Вайпан) [7, 8];
‒ «оцифровке» юридических технологий, применяемых в правотворчестве, разработке и использовании «цифрового юртеха» при создании проектов нормативных правовых актов (Т.Я. Хабриева) [9];
‒ анализ и оценка результативности использования искусственного интеллекта в различных сферах, исследования феномена когнитивной корпорации (T. Davenport, R. Ronanki) [10].
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время развитие российской системы образования на всех уровнях, включая высшее образование, характеризуется активным интегрированием передовых цифровых технологий в образовательный процесс. Без их использования невозможно подготовить квалифицированных специалистов. Немаловажную роль цифровые технологии играют в подготовке будущих юристов, что обусловлено стремительным развитием российского законодательства и увеличением объема правовой информации [11]. Кроме того, специфика юридической деятельности предъявляет высокие требования к актуальности, достоверности и полноте предоставляемой информации. Отдельного обсуждения заслуживает практика использования искусственного интеллекта в профессиональной деятельности.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении юристов позволяет более точно соответствовать требованиям работодателей. Увеличение интенсивности учебного процесса за счет использования этих технологий способствует повышению активности студентов, их заинтересованности, а также, в конечном итоге, эффективности и качества обучения. Однако необходимо детально рассматривать риски и ограничения, возникающие при цифровой трансформации юридического образования. Например, изменение структуры учебной нагрузки, утрата «живого» общения преподавателей и студентов, дефицит индивидуально настраиваемых инструментов образовательных платформ; недостаточность готовых цифровых образовательных технологий для подготовки будущих специалистов, в том числе юристов.
Внедрение технологий, таких как симуляторы юридической деятельности, обеспечит рост объема информации, доступной для обучения, оптимизацию поиска и использования необходимых данных, а также углубление трансдисциплинарных связей. Следовательно, совершенствование методического обеспечения образовательного процесса на юридических факультетах требует массового внедрения обучения в формате цифрового рабочего места юриста.
Создание современных симуляторов юридических казусов является необходимым шагом для значительного повышения информационно-методической поддержки юридического образования. Новые подходы к изложению профессионально ориентированной учебной информации в условиях, максимально приближенных к реальным, помогут удовлетворить современные требования работодателей к выпускникам юридических вузов и осуществить реальную трансформацию юридического образования.
Пандемия ускорила цифровую трансформацию, которая проникла практически во все сферы жизни человека и не обошла стороной образование. Все чаще занятия организуются на базе цифровых технологий, а офлайн-встречи в аудиториях становятся скорее исключением. Можно привести большое количество преимуществ в цифровой учебе и примеров позитивного влияния онлайн-образования. К их числу, несомненно, относятся:
1. Главное – экономия времени (как преподавателя, так и студента), одного из значимых человеческих ресурсов.
2. У молодых специалистов появляется возможность не только учиться, но и начать заниматься практической деятельностью. Теория и практика на ранних этапах профессиональной деятельности может привести к синергетическому эффекту, что, безусловно, отразится на скорости построения карьеры в будущем и предоставит дополнительные конкурентные преимущества.
3. Возможность принятия участия в занятии вне зависимости от часового пояса. Указанное преимущество можно отнести к ключевым. Теперь студенту необязательно переезжать из своего города. Он может получить образование в вузе, о котором мечтал, и в дальнейшем стать высококлассным специалистом в своем регионе.
4. Экономия частных учебных заведений на издержках, в том числе, возможно, на арендной плате, и возможность пригласить более ценного специалиста в качестве спикера.
При всех очевидных достоинствах существуют определенные недостатки, главный из которых – отсутствие сенситивной связи между преподавателями и студентами, которая очень важна во время обучения. Несомненно, при личных встречах намного проще поддерживать градус дискуссии.
Кроме того, согласно результатам многих исследований, во время онлайн-занятия в среднем человек может сохранять полную концентрацию в течение первых 30 минут. При этом харизматичный спикер, способный заинтересовать своих студентов, может «держать» офлайн-аудиторию на протяжении более долгого времени.
Нельзя не упомянуть о надвигающейся тенденции популярности обучения с помощью записей вебинаров, хронометраж которых может разниться. Концепция обучения предполагает, что студент прослушивает записи лекции в удобное для него время и выполняет контрольные задания, которые проверяет и оценивает преподаватель. Разумеется, подобная система не распространена в вузах, но пользуется определенной популярностью в корпоративных университетах и на программах повышения квалификации. Эта тенденция несет серьезную опасность, начиная с потенциально низкого качества образования, заканчивая проблемой социализации и в конце концов девальвации образования в целом.
С таким успехом вскоре офлайн-образование может приобрести элитарные свойства и будет доступно очень узкому кругу людей, а может быть, напротив, станет архаистическим способом преподавания.
Понимаем, что цифровая трансформация общества – это закономерный этап развития человечества. И те, кто не сможет адаптироваться к изменениям, стать более гибкими, рано или поздно проиграют. Процесс цифровой трансформации общественной жизни, который заключается в переходе из офлайна в онлайн, расширяет возможности потребления услуг, в том числе образовательных. Но в образовательной деятельности должен сохраняться в той или иной мере «традиционный» подход к преподаванию.
Гибридная форма преподавания может стать эффективным решением: часть занятий проходит очно, а другая – онлайн. Такой подход позволяет гибко адаптироваться к различным ситуациям. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств преподаватель или студенты смогут быстро принять решение о переносе занятия в «цифровую реальность».
Для успешной цифровой трансформации юридического образования необходимо создать соответствующие условия и инструменты, которые обеспечат качественное и интерактивное обучение в сочетании с использованием современных технологий. Это позволит не только повысить доступность образования, но и улучшить его качество, соответствуя требованиям времени и запросам специалистов-правоведов. Для этого необходимо провести ряд процедур, направленных на повсеместное введение в образовательный процесс цифровых инструментов:
1. Определение концептуальных основ цифровой трансформации юридического образования (предполагает комплексный анализ тенденций и моделей цифровой трансформации юридического образования в современном мире, изучение зарубежных и отечественных практик применения цифровых образовательных технологий юридического образования, обоснование компоненты цифровой компетентности студентов-юристов, разработку вариантов научно-методического сопровождения формирования цифровой компетентности студентов при изучении профессионально-ориентированных юридических дисциплин).
2. Разработка методического сопровождения освоения студентами-юристами цифровых инструментов осуществления профессиональной деятельности (разработка учебной дисциплины для будущих юристов, ориентированной на формирование навыков использования цифровых технологий, адаптированную под информационные технологии и автоматизацию, позволяющую студенту-юристу грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, обучаться и применять на практике новые цифровые технологии как ресурс достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности; повышение цифровой компетентности профессорско-преподавательского состава юридического факультета ФГБОУ ВО ОГУ).
3. Проектирование инструментария цифровой трансформации юридического образования (внедрение в учебный процесс нового программного обеспечения и разработка авторских сценариев для создания симуляторов юридически значимых действий, для отработки навыков профессиональной деятельности и развития профессиональной субъектности студентов-юристов; создание мобильной цифровой лаборатории на базе юридических факультетов, разработка проекта платформенного решения для профессиональной подготовки будущих юристов).
4. Выработка законодательных положений внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для закрепления и эффективной работы в направлении цифровой трансформации юридического образования. Например, для закрепления единой цифровой платформы, которая содержала бы информацию о выпускниках всех российских вузов (помимо оценок по всем изученным дисциплинам, оно содержало бы портфолио с достижениями, участием в общественной жизни вуза, спортивными достижениями, информацией о волонтерстве и т.д.) в которой авторизированный пользователь (потенциальный работодатель) сможет ознакомиться с информацией о выпускнике вуза в цифровом пространстве.
Значимость результатов исследования будет проявляться в качественном изменении классического юридического образования, открытости информации работодателям о достижениях обучающихся, что повысит конкурентность юристов на рынке труда, в том числе за счет владения навыками работы с цифровыми инструментами.
Глобальные и внутренние события влияют на сферу образования, которая, в свою очередь, является источником социальных инноваций. Это происходит в том числе благодаря выпускникам и молодым специалистам. Образование – это ключевой фактор, определяющий будущее страны. Можно утверждать, что образование является той сферой жизни, где формируется будущее страны.
Выводы
Таким образом, определены основные задачи, требующие своего решения для успешного развития юридического образования в России:
1. Определение концептуальных основ цифровой трансформации юридического образования.
2. Разработка методического сопровождения освоения студентами-юристами цифровых инструментов осуществления профессиональной деятельности.
3. Проектирование инструментария цифровой трансформации юридического образования.
4. Выработка законодательных положений внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для улучшения эффективной работы выработанных направлений цифровой трансформации юридического образования.
Решение данных задач будет носить комплексный характер и предполагает возможность масштабирования.