Введение
Интернационализация высшего образования – глобальный тренд, вызванный комплексом социальных, экономических и технологических факторов. В Российской Федерации в 2017 году был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в котором был предложен ряд инициатив, нацеленных на повышение привлекательности образовательных программ для иностранных граждан в российских образовательных учреждениях, формирование комфортных условий обучения и повышение объемов экспорта российского образования [1].
Россия является привлекательным направлением для международных студентов благодаря стабильно высокому качеству получаемого образования, национальному и культурному разнообразию и ряду других факторов. В 2024 году был принят Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», согласно которому ставится цель довести количество иностранных студентов на программах высшего образования в российских университетах и научных организациях до минимум 30% от общего контингента обучающихся [2]. Для выполнения поставленных задач СЗГМУ им. И.И. Мечникова последовательно повышает привлекательность образования посредством создания адаптивной образовательной экосистемы, что привело к увеличению количества иностранных обучающихся на программе «Лечебное дело», реализуемой на английском языке в 2024-2025 учебном году: прирост иностранного контингента составил около 41% (262 человека) по сравнению с 2023-2024 учебным годом.
Следствием увеличения числа иностранных обучающихся в высшей школе является необходимость адаптации образовательных экосистем к их потребностям. Соответственно, основной задачей университетов является предоставление студентам условий для реализации своего потенциала, успешной интеграции в студенческое сообщество и повышения академической успешности, а также интеграции в культуру и социум города и страны в целом.
В отечественной психолого-педагогической науке исследованию феноменов академической успеваемости и успешности посвящено множество работ. Академическую успеваемость обучающихся определяют как «степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, как показатель успешности учебной деятельности, который отражает результативность обучения, познавательную активность, уровень и объем полученных знаний» [3; 4].
Исследователи справедливо обращают внимание на узость термина и его несоответствие современному пониманию гармонично развитого и самореализующегося студента. Термин «академическая успеваемость» не отражает все стороны деятельности обучающегося в высшей школе и их сущность, поскольку сводится исключительно к результатам обучения и не охватывает процессуальную сторону оценивания. Академическая же успешность включает гораздо больше аспектов и имеет несколько граней: деятельностно-практическую, мотивационную, эмоциональную и ценностную [5; 6, с. 4].
Термин «академическая успешность» стал использоваться для заполнения понятийных лакун при характеристике современного обучающегося. Шабалина М.Р. рассматривает данное понятие как качественный параметр эффективности и результативности учебной деятельности студента, имеющий такие объективные критерии, как «академическая успеваемость, уровень развития учебной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии» [7]. Гильманшина С.И. и Массарова Е.О. описывают академическую успешность как комплексную характеристику, которая, во-первых, отражает эффективность учебной деятельности (показатель успеваемости, учебно-познавательной активности, умений применять знания на практике, самостоятельности и креативности в решении учебных задач, рефлексии), во-вторых, удовлетворенность собственной деятельностью [8]. Аминов Н.А., Малахова В.Р. и Чернявская В.С. определяют ее же как «состояние переживания личностью своего успеха в учебной деятельности и ее результатов» [9].
Вслед за Шапоровым А.М. под академической успешностью в данной работе понимается комплексная оценка результата и процесса учебной деятельности, коррелирующая с объективными (формализованными) показателями результатов обучения и с субъективными представлениями личности о целях, содержании и успешности этой деятельности [6, с. 4]. Данное определение представляется наиболее точно раскрывающим цели и задачи современного образовательного процесса с точки зрения обучающегося, т.к. подчеркивает его объективно-субъективную сущность, нацеленную на формирование специалиста с гармонично развитыми мягкими и твердыми навыками.
Выраженная академическая успешность обучающегося как цель образовательной экосистемы приобретает специфические черты в условиях работы с международными студентами. В реальности иностранные обучающиеся проходят через более сложные и длительные этапы адаптации: помимо приспособления к новой учебной программе и методике высшей школы, они должны освоить язык принимающей стороны, погрузиться в чуждую для себя культуру, разобраться в особенностях бюрократии, установить личностные отношения, приспособиться к климату, питанию, ритму жизни, окружающему шуму и т.д. Все эти специфические для международных студентов черты могут существенно затруднять достижение ими академической успешности. В связи с этим целями данной работы являются: (1) исследование факторов академической успешности через призму интернационализации медицинского образования, а также (2) разработка стратегии ее повышения в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
Будучи комплексным явлением, академическая успешность основывается на выделении внешних и внутренних факторов, которые представлены в таблице [6, с. 4; 15].
Одним из важнейших факторов для всех студентов является успешная адаптация к условиям обучения в университете. Как отмечалось выше, первокурсники сталкиваются с рядом трудностей, таких как сложности построения отношений в новом коллективе, большая нагрузка и сложности в изучении новых предметов, налаживание быта, сложность рационального использования ресурсов (неправильная организация времени). Иностранные обучающиеся испытывают еще больше сложностей в процессе адаптации: в первую очередь, это культурные различия. Им приходится осваивать новую культуру и модели поведения, принятые в стране обучения: привычные и знакомые им образцы могут не подходить к новым реалиям. Более того, этот процесс адаптации осложняется тем, что иностранный студент, приезжая на обучение в российский университет, оказывается в многонациональном сообществе и должен адаптироваться также к культуре, манере поведения, привычкам, интересам и т.д. представителей разных государств. В частности, СЗГМУ им. И.И. Мечникова является мультимеждународным образовательным центром и объединяет граждан более 30 стран мира.
Также отметим, что трудностями в адаптации являются каждодневные условия жизни, например невозможность приготовления привычных блюд из-за отсутствия необходимых ингредиентов. Столь резкая смена рациона может не только служить причиной психологического дискомфорта, но и вызвать проблемы со здоровьем. Климат является еще одним каждодневным препятствием к успешной адаптации, поскольку множество обучающихся приезжают в Российскую Федерацию из Индии, Ирана, Египта, Нигерии, Саудовской Аравии, Палестины, Судана и других стран с гораздо более теплой погодой [10]. Еще одним важным моментом является адаптация студентов к урбанистической среде, особенно в мегаполисах, так как большинство иностранцев приезжает из небольших городов или сельской местности и резкая смена обстановки, ритм и шум большого города вызывают дополнительный дискомфорт, а зачастую и дезориентацию.
Основным же фактором, затрудняющим процесс обучения, является языковой барьер, из-за которого обучающиеся, особенно обучающиеся на английском языке и не прошедшие подготовительное отделение, испытывают разочарование, психологический дискомфорт, нежелание продолжать обучение и неуверенность в своих силах.
В силу исследовательского интереса, фокусом которого является образовательная программа для иностранных обучающихся, реализуемая на английском языке, предметом исследования в данной работе является один из критериев академической успешности, специфический именно для международных обучающихся – владение английским языком.
Модель академической успешности
Академическая успешность |
|
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Правоустанавливающие документы по образованию |
Образовательные результаты, достигнутые обучающимся на предыдущей ступени обучения |
Требования ФГОС ВО |
Характеристики личности |
Профессиональные компетенции, устанавливаемые работодателями |
Особенности мотивации к обучению и получению профессии |
Организационно-педагогические и педагогические условия |
Развитие учебной активности, рефлексия и самостоятельность |
Педагогические технологии и методы, адаптированные к специфике уровня образования, ориентированные на повышение академической успешности |
Адаптированность к условиям обучения |
Показатели уровня интеллекта |
Студенты проходят обучение на англоязычных программах специалитета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, где применение русского начинается только с момента прохождения практики в лечебных заведениях; бытовые и административные проблемы также разрешаются на английском языке, поскольку прибывающие в страну обучающиеся не знают русского языка. Английский язык становится единственным средством коммуникации, и уровень владения им влияет на все сферы жизни.
Материалы и методы исследования
Поскольку знание английского языка критически важно для усвоения программы обучения для иностранных студентов, большинство университетов Европы, США и Азии выдвигает требования к знанию иностранного языка на определенном уровне для зачисления в вуз. В качестве оценки уровня знаний используются международные системы оценки, например TOEFL (Test of English as a Foreign Language), IELTS (The International English Language Testing System) и ряд других. В данной статье будет рассмотрен экзамен формата IELTS, поскольку он принимается в большинстве стран. Экзамен состоит из 4 разделов: чтение – reading, аудирование – listening, письмо – writing и говорение – speaking. Разделы reading и listening нацелены на проверку восприятия и понимания устной и письменной речи, разделы writing и speaking – на способность её продуцировать. Результат IELTS состоит из оценок по каждому из четырёх разделов, общий суммарный балл, который можно набрать за экзамен – от 0 до 9.
Существуют 2 разновидности IELTS: академическая и общая, различия заключаются в аспектах «письмо» и «чтение». Поступление в университет подразумевает сдачу академического типа IELTS. Для успешного освоения программы требуется достаточно высокий уровень владения английским языком, в связи с чем вузами выдвигаются определенные требования к нему.
Авторами были проанализированы вступительные критерии для зачисления на медицинские специальности в 10 крупнейших западных университетах стран, где английский язык является основным языком обучения: Harvard Medical School, Boston University School of Medicine и др. (США и Великобритания). Анализ показал, что минимальный необходимый балл – 7 из 9, что соответствует уровню C1 или Advanced, то есть студенты должны уметь детально понимать язык и использовать сложные конструкции, допуская небольшие неточности. Данный уровень владения позволяет распознавать и применять различные конструкции, что дает возможность в полной мере освоить достаточно сложную программу медицинских университетов.
Вместе с тем авторы проанализировали требования вузов в тех регионах мира, в которых английский язык не является основным языком реализации образовательных программ: в 10 крупнейших европейских (University Targu Mures, Bialystok Medical University и др.) и 10 крупнейших азиатских вузах (Duke-NUS Medical School, Tokyo Medical University и др.) достаточным признается результат в 6 баллов из 9, что соответствует уровню B2 или Upper-Intermediate. Обучающийся с таким уровнем может допускать ошибки и демонстрировать недостаточное понимание, однако в целом обладает достаточной компетенцией и способен использовать и воспринимать достаточно сложный язык, особенно в знакомых контекстах.
В большинстве медицинских университетов Российской Федерации, в том числе и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, требования к подтверждению уровня владения английским языком на период 2024-2025 учебного года при поступлении не установлены. По мнению авторов, введение унифицированных критериев в системе интернационализации высшего образования позволило бы лучше адаптировать образовательную экосистему к потребностям обучающихся, внести необходимые изменения в учебные программы и, соответственно, положительно повлиять на академическую успешность международных студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью определения уровня владения английским языком иностранными обучающимися 1 курса было проведено тестирование международного формата IELTS Academic. В нем приняли участие 36 студентов, обучающихся на 1 курсе по специальности «Лечебное дело», реализуемом на английском языке, в СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Для большинства участников исследования родной страной была Индия (67%), и родным языком для них являлся хинди, 33% были родом из арабских и североафриканских стран, таких как Иран, Египет и Алжир, чей родной язык был персидский, или фарси, и арабский. Результаты тестирования представлены на диаграмме (рисунок).
Результаты тестирования на уровень владения английским языком
Анализ результатов тестирования позволяет сделать выводы, изложенные ниже.
Чуть менее половины обучающихся (47%) обладают уровнем Upper-Intermediate и Advanced и соответствуют международным требованиям к обучению на английском языке. 22% первокурсников (условно низкий процент) демонстрируют низкий уровень подготовки, соответствующий уровню Elementary (под «условно низким» процентом подразумевается факт недостаточности у контингента владения английским языком в объеме, позволяющем именно обучаться на английском языке). В совокупности 31% обучающихся обладают средним уровнем (Pre-Intermediate, Intermediate), что вполне позволяет им освоить выбранную программу.
Таким образом, согласно модели академической успешности, меньше половины зачисленных на первый курс будут беспрепятственно реализовывать внутренние факторы с точки зрения языковой компетенции (табл. 1). В то же время для 53% (совокупность уровней Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate) обучающихся языковой барьер существенно затруднит достижение академической успешности, поскольку потенциально может оказать негативное влияние на все внутренние факторы академической успешности: понизить мотивацию к обучению, препятствовать демонстрации полученных ранее знаний и умений, интенсифицировать связанные с тревожностью характеристики личности.
Второй проблемой, выявленной по результатам языкового тестирования, оказывается неоднородность языковой компетенции обучающихся, которая не учитывается при формировании групп, в результате чего усложняется педагогическая деятельность, а также формальная и неформальная коммуникация среди одногруппников и однокурсников, что отрицательно сказывается на адаптации и, как следствие, на академической успешности.
Выводы
Успешная интеграция студентов-иностранцев зависит от их уровня подготовки к обучению в новой среде и эффективности программ поддержки. Анализ уровня владения иностранным языком как внутреннего фактора модели академической успешности международных обучающихся в СЗГМУ им И.И. Мечникова поднимает вопрос о необходимости разработки комплексных мер, способствующих ее повышению. Ключевыми факторами, рассмотренными через призму интернационализации медицинского образования, как было указано выше, являются языковая подготовка, культурная адаптация, академическая и административная поддержка, социальная интеграция и инфраструктурные условия.
В качестве мер повышения академической успешности международных студентов в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова авторы предлагают:
1. Повышение и выравнивание уровня языковой подготовки международных слушателей:
- разработка унифицированных требований для поступающих с целью приведения знаний английского языка к единому стандарту на уровне медицинских вузов Российской Федерации;
- открытие онлайн-подготовительного факультета, где будущие студенты смогут повысить уровень английского языка (разработка и внедрение интенсивных языковых курсов, ориентированных на академическую лексику и навыки, необходимые для успешного обучения и вовлечения в образовательный процесс) и заранее познакомиться с особенностями пребывания в новой стране через вебинары и онлайн-семинары;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс: использование онлайн-платформ, интерактивных учебных материалов и виртуальных лабораторий для повышения эффективности обучения и доступности ресурсов, а также создания психологически комфортной среды для преодоления страха совершить ошибку в условиях новой культурной среды;
- повышение квалификации преподавателей: организация тренингов и семинаров по методикам преподавания иностранным студентам, включая межкультурную коммуникацию и использование интерактивных методов обучения.
2. Внедрение программ менторства и наставничества:
- создание программ, связывающих иностранных студентов с опытными наставниками из числа студентов-старшекурсников и преподавателей для облегчения адаптации, повышения их социальной активности и предоставления академической поддержки;
- развитие инфраструктуры поддержки: обеспечение комфортных условий проживания, для эффективного общения, доступ к медицинским и психологическим услугам, создание центров поддержки иностранных студентов с консультационными услугами и информационной поддержкой; в том числе совместное проживание в общежитии с русскоговорящими обучающимися;
- организация культурных мероприятий, праздников и межкультурных обменов для способствования интеграции иностранных студентов и создания благоприятной социальной среды;
- привлечение международных обучающихся к участию во внеаудиторной работе, создание условий для продолжения хобби с целью сохранения идентичности и развития мотивации достижения успеха.
Вовлеченность в коллективную работу дисциплинирует, повышает ответственность за итоговый результат, формирует реалистичную самооценку, умение управлять эмоциями и интерес к обучению, то есть развивает ключевые качества для достижения успеха в любой деятельности, включая академическую.
В качестве практических рекомендаций авторы предлагают ввести на макроуровне следующие виды деятельности:
- усиление сотрудничества между вузами и государственными органами (развитие партнерских программ и инициатив, направленных на улучшение условий обучения и поддержки иностранных студентов, в том числе разработка унифицированных требований к сдаче вступительных испытаний по английскому языку для международных студентов, обучающихся на англоязычных программах);
- мониторинг и оценка эффективности программ поддержки: регулярное проведение оценок и опросов для мониторинга успешности внедренных мер и их адаптации в соответствии с потребностями студентов.
Проведенное исследование ставило перед собой в качестве одной из целей изучить параметры академической успешности через призму интернационализации медицинского образования. В рамках данной цели был проанализирован внутренний фактор, критически важный для международных студентов: владение английским языком. Результаты проведенного исследования среди иностранных обучающихся 1 курса специальности «Лечебное дело» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова показали неоднородный уровень языковой подготовки, вносящий дисбаланс в процесс обучения и, следовательно, в формирование академической успешности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения требований к владению английским языком для международных абитуриентов, желающих обучаться в высшей школе в Российской Федерации. По мнению авторов, вышеуказанные параметры должны быть сформированы и приняты коллегиально представителями медицинских университетов.
В рамках второй поставленной цели были предложены стратегии повышения академической успешности международных студентов в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Одним из самых перспективных предложений, по мнению авторов, является организация онлайн-подготовительного факультета для иностранных абитуриентов с целью выравнивания языковой подготовки будущих обучающихся университета и знакомства с культурой, особенностями принимающей стороны.
В условиях растущей конкуренции на международном образовательном рынке Россия имеет потенциал для привлечения и успешной интеграции иностранных студентов. Реализация комплексных мер по введению требований к уровню владения английским языком при поступлении, улучшению языковой подготовки, культурной адаптации, по академической и инфраструктурной поддержке является ключевым фактором повышения академической успешности международных студентов. Дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку долгосрочного влияния предлагаемых мер и их адаптацию к меняющимся условиям глобального образования.