Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STRATEGIES FOR IMPROVING ACADEMIC SUCCESS OF INTERNATIONAL STUDENTS IN ECOSYSTEM OF MEDICAL UNIVERSITY

Koroleva N.G. 1 Vozdvizhenskaya A.V. 1 Vsevolodova A.Kh. 1 Belka A.Yu. 1 Mukhina M.Yu. 1
1 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
The aims of this work are to study the factors of academic success from the perspective of medical education internationalization, and to develop a strategy for its improvement in the educational ecosystem of the North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov. The analysis of the results of the international language testing conducted by the authors to determine the level of readiness for academic communication in a foreign language revealed that due to the absence of unified requirements, students demonstrate significant variability of language competence from the elementary to advanced level. Authors note a heterogeneous level of language proficiency can significantly hinder the achievement of academic success and adaptation processes. In conclusion, for the effective integration of foreign students into a new educational environment, the authors propose a number of pedagogical and administrative measures: in terms of pedagogy, it is appropriate to introduce language programs aimed at improving and equalization of language level, as well as mentoring programs; at the administrative level, it seems promising to form unified university requirements for the level of language training of applicants to English-language programs. Implementation of these steps is a key factor for improving academic success of international students.
academic success
foreign language competence
internationalization of medical education

Введение

Интернационализация высшего образования – глобальный тренд, вызванный комплексом социальных, экономических и технологических факторов. В Российской Федерации в 2017 году был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в котором был предложен ряд инициатив, нацеленных на повышение привлекательности образовательных программ для иностранных граждан в российских образовательных учреждениях, формирование комфортных условий обучения и повышение объемов экспорта российского образования [1].

Россия является привлекательным направлением для международных студентов благодаря стабильно высокому качеству получаемого образования, национальному и культурному разнообразию и ряду других факторов. В 2024 году был принят Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», согласно которому ставится цель довести количество иностранных студентов на программах высшего образования в российских университетах и научных организациях до минимум 30% от общего контингента обучающихся [2]. Для выполнения поставленных задач СЗГМУ им. И.И. Мечникова последовательно повышает привлекательность образования посредством создания адаптивной образовательной экосистемы, что привело к увеличению количества иностранных обучающихся на программе «Лечебное дело», реализуемой на английском языке в 2024-2025 учебном году: прирост иностранного контингента составил около 41% (262 человека) по сравнению с 2023-2024 учебным годом.

Следствием увеличения числа иностранных обучающихся в высшей школе является необходимость адаптации образовательных экосистем к их потребностям. Соответственно, основной задачей университетов является предоставление студентам условий для реализации своего потенциала, успешной интеграции в студенческое сообщество и повышения академической успешности, а также интеграции в культуру и социум города и страны в целом.

В отечественной психолого-педагогической науке исследованию феноменов академической успеваемости и успешности посвящено множество работ. Академическую успеваемость обучающихся определяют как «степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, как показатель успешности учебной деятельности, который отражает результативность обучения, познавательную активность, уровень и объем полученных знаний» [3; 4].

Исследователи справедливо обращают внимание на узость термина и его несоответствие современному пониманию гармонично развитого и самореализующегося студента. Термин «академическая успеваемость» не отражает все стороны деятельности обучающегося в высшей школе и их сущность, поскольку сводится исключительно к результатам обучения и не охватывает процессуальную сторону оценивания. Академическая же успешность включает гораздо больше аспектов и имеет несколько граней: деятельностно-практическую, мотивационную, эмоциональную и ценностную [5; 6, с. 4].

Термин «академическая успешность» стал использоваться для заполнения понятийных лакун при характеристике современного обучающегося. Шабалина М.Р. рассматривает данное понятие как качественный параметр эффективности и результативности учебной деятельности студента, имеющий такие объективные критерии, как «академическая успеваемость, уровень развития учебной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии» [7]. Гильманшина С.И. и Массарова Е.О. описывают академическую успешность как комплексную характеристику, которая, во-первых, отражает эффективность учебной деятельности (показатель успеваемости, учебно-познавательной активности, умений применять знания на практике, самостоятельности и креативности в решении учебных задач, рефлексии), во-вторых, удовлетворенность собственной деятельностью [8]. Аминов Н.А., Малахова В.Р. и Чернявская В.С. определяют ее же как «состояние переживания личностью своего успеха в учебной деятельности и ее результатов» [9].

Вслед за Шапоровым А.М. под академической успешностью в данной работе понимается комплексная оценка результата и процесса учебной деятельности, коррелирующая с объективными (формализованными) показателями результатов обучения и с субъективными представлениями личности о целях, содержании и успешности этой деятельности [6, с. 4]. Данное определение представляется наиболее точно раскрывающим цели и задачи современного образовательного процесса с точки зрения обучающегося, т.к. подчеркивает его объективно-субъективную сущность, нацеленную на формирование специалиста с гармонично развитыми мягкими и твердыми навыками.

Выраженная академическая успешность обучающегося как цель образовательной экосистемы приобретает специфические черты в условиях работы с международными студентами. В реальности иностранные обучающиеся проходят через более сложные и длительные этапы адаптации: помимо приспособления к новой учебной программе и методике высшей школы, они должны освоить язык принимающей стороны, погрузиться в чуждую для себя культуру, разобраться в особенностях бюрократии, установить личностные отношения, приспособиться к климату, питанию, ритму жизни, окружающему шуму и т.д. Все эти специфические для международных студентов черты могут существенно затруднять достижение ими академической успешности. В связи с этим целями данной работы являются: (1) исследование факторов академической успешности через призму интернационализации медицинского образования, а также (2) разработка стратегии ее повышения в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Будучи комплексным явлением, академическая успешность основывается на выделении внешних и внутренних факторов, которые представлены в таблице [6, с. 4; 15].

Одним из важнейших факторов для всех студентов является успешная адаптация к условиям обучения в университете. Как отмечалось выше, первокурсники сталкиваются с рядом трудностей, таких как сложности построения отношений в новом коллективе, большая нагрузка и сложности в изучении новых предметов, налаживание быта, сложность рационального использования ресурсов (неправильная организация времени). Иностранные обучающиеся испытывают еще больше сложностей в процессе адаптации: в первую очередь, это культурные различия. Им приходится осваивать новую культуру и модели поведения, принятые в стране обучения: привычные и знакомые им образцы могут не подходить к новым реалиям. Более того, этот процесс адаптации осложняется тем, что иностранный студент, приезжая на обучение в российский университет, оказывается в многонациональном сообществе и должен адаптироваться также к культуре, манере поведения, привычкам, интересам и т.д. представителей разных государств. В частности, СЗГМУ им. И.И. Мечникова является мультимеждународным образовательным центром и объединяет граждан более 30 стран мира.

Также отметим, что трудностями в адаптации являются каждодневные условия жизни, например невозможность приготовления привычных блюд из-за отсутствия необходимых ингредиентов. Столь резкая смена рациона может не только служить причиной психологического дискомфорта, но и вызвать проблемы со здоровьем. Климат является еще одним каждодневным препятствием к успешной адаптации, поскольку множество обучающихся приезжают в Российскую Федерацию из Индии, Ирана, Египта, Нигерии, Саудовской Аравии, Палестины, Судана и других стран с гораздо более теплой погодой [10]. Еще одним важным моментом является адаптация студентов к урбанистической среде, особенно в мегаполисах, так как большинство иностранцев приезжает из небольших городов или сельской местности и резкая смена обстановки, ритм и шум большого города вызывают дополнительный дискомфорт, а зачастую и дезориентацию.

Основным же фактором, затрудняющим процесс обучения, является языковой барьер, из-за которого обучающиеся, особенно обучающиеся на английском языке и не прошедшие подготовительное отделение, испытывают разочарование, психологический дискомфорт, нежелание продолжать обучение и неуверенность в своих силах.

В силу исследовательского интереса, фокусом которого является образовательная программа для иностранных обучающихся, реализуемая на английском языке, предметом исследования в данной работе является один из критериев академической успешности, специфический именно для международных обучающихся – владение английским языком.

Модель академической успешности

Академическая успешность

Внешние факторы

Внутренние факторы

Правоустанавливающие документы по образованию

Образовательные результаты, достигнутые обучающимся на предыдущей ступени обучения

Требования ФГОС ВО

Характеристики личности

Профессиональные компетенции, устанавливаемые работодателями

Особенности мотивации к обучению и получению профессии

Организационно-педагогические и педагогические условия

Развитие учебной активности, рефлексия и самостоятельность

Педагогические технологии и методы, адаптированные к специфике уровня образования, ориентированные на повышение академической успешности

Адаптированность к условиям обучения

Показатели уровня интеллекта

Студенты проходят обучение на англоязычных программах специалитета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, где применение русского начинается только с момента прохождения практики в лечебных заведениях; бытовые и административные проблемы также разрешаются на английском языке, поскольку прибывающие в страну обучающиеся не знают русского языка. Английский язык становится единственным средством коммуникации, и уровень владения им влияет на все сферы жизни.

Материалы и методы исследования

Поскольку знание английского языка критически важно для усвоения программы обучения для иностранных студентов, большинство университетов Европы, США и Азии выдвигает требования к знанию иностранного языка на определенном уровне для зачисления в вуз. В качестве оценки уровня знаний используются международные системы оценки, например TOEFL (Test of English as a Foreign Language), IELTS (The International English Language Testing System) и ряд других. В данной статье будет рассмотрен экзамен формата IELTS, поскольку он принимается в большинстве стран. Экзамен состоит из 4 разделов: чтение – reading, аудирование – listening, письмо – writing и говорение – speaking. Разделы reading и listening нацелены на проверку восприятия и понимания устной и письменной речи, разделы writing и speaking – на способность её продуцировать. Результат IELTS состоит из оценок по каждому из четырёх разделов, общий суммарный балл, который можно набрать за экзамен – от 0 до 9.

Существуют 2 разновидности IELTS: академическая и общая, различия заключаются в аспектах «письмо» и «чтение». Поступление в университет подразумевает сдачу академического типа IELTS. Для успешного освоения программы требуется достаточно высокий уровень владения английским языком, в связи с чем вузами выдвигаются определенные требования к нему.

Авторами были проанализированы вступительные критерии для зачисления на медицинские специальности в 10 крупнейших западных университетах стран, где английский язык является основным языком обучения: Harvard Medical School, Boston University School of Medicine и др. (США и Великобритания). Анализ показал, что минимальный необходимый балл – 7 из 9, что соответствует уровню C1 или Advanced, то есть студенты должны уметь детально понимать язык и использовать сложные конструкции, допуская небольшие неточности. Данный уровень владения позволяет распознавать и применять различные конструкции, что дает возможность в полной мере освоить достаточно сложную программу медицинских университетов.

Вместе с тем авторы проанализировали требования вузов в тех регионах мира, в которых английский язык не является основным языком реализации образовательных программ: в 10 крупнейших европейских (University Targu Mures, Bialystok Medical University и др.) и 10 крупнейших азиатских вузах (Duke-NUS Medical School, Tokyo Medical University и др.) достаточным признается результат в 6 баллов из 9, что соответствует уровню B2 или Upper-Intermediate. Обучающийся с таким уровнем может допускать ошибки и демонстрировать недостаточное понимание, однако в целом обладает достаточной компетенцией и способен использовать и воспринимать достаточно сложный язык, особенно в знакомых контекстах.

В большинстве медицинских университетов Российской Федерации, в том числе и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, требования к подтверждению уровня владения английским языком на период 2024-2025 учебного года при поступлении не установлены. По мнению авторов, введение унифицированных критериев в системе интернационализации высшего образования позволило бы лучше адаптировать образовательную экосистему к потребностям обучающихся, внести необходимые изменения в учебные программы и, соответственно, положительно повлиять на академическую успешность международных студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью определения уровня владения английским языком иностранными обучающимися 1 курса было проведено тестирование международного формата IELTS Academic. В нем приняли участие 36 студентов, обучающихся на 1 курсе по специальности «Лечебное дело», реализуемом на английском языке, в СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Для большинства участников исследования родной страной была Индия (67%), и родным языком для них являлся хинди, 33% были родом из арабских и североафриканских стран, таких как Иран, Египет и Алжир, чей родной язык был персидский, или фарси, и арабский. Результаты тестирования представлены на диаграмме (рисунок).

missing image file

Результаты тестирования на уровень владения английским языком

Анализ результатов тестирования позволяет сделать выводы, изложенные ниже.

Чуть менее половины обучающихся (47%) обладают уровнем Upper-Intermediate и Advanced и соответствуют международным требованиям к обучению на английском языке. 22% первокурсников (условно низкий процент) демонстрируют низкий уровень подготовки, соответствующий уровню Elementary (под «условно низким» процентом подразумевается факт недостаточности у контингента владения английским языком в объеме, позволяющем именно обучаться на английском языке). В совокупности 31% обучающихся обладают средним уровнем (Pre-Intermediate, Intermediate), что вполне позволяет им освоить выбранную программу.

Таким образом, согласно модели академической успешности, меньше половины зачисленных на первый курс будут беспрепятственно реализовывать внутренние факторы с точки зрения языковой компетенции (табл. 1). В то же время для 53% (совокупность уровней Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate) обучающихся языковой барьер существенно затруднит достижение академической успешности, поскольку потенциально может оказать негативное влияние на все внутренние факторы академической успешности: понизить мотивацию к обучению, препятствовать демонстрации полученных ранее знаний и умений, интенсифицировать связанные с тревожностью характеристики личности.

Второй проблемой, выявленной по результатам языкового тестирования, оказывается неоднородность языковой компетенции обучающихся, которая не учитывается при формировании групп, в результате чего усложняется педагогическая деятельность, а также формальная и неформальная коммуникация среди одногруппников и однокурсников, что отрицательно сказывается на адаптации и, как следствие, на академической успешности.

Выводы

Успешная интеграция студентов-иностранцев зависит от их уровня подготовки к обучению в новой среде и эффективности программ поддержки. Анализ уровня владения иностранным языком как внутреннего фактора модели академической успешности международных обучающихся в СЗГМУ им И.И. Мечникова поднимает вопрос о необходимости разработки комплексных мер, способствующих ее повышению. Ключевыми факторами, рассмотренными через призму интернационализации медицинского образования, как было указано выше, являются языковая подготовка, культурная адаптация, академическая и административная поддержка, социальная интеграция и инфраструктурные условия.

В качестве мер повышения академической успешности международных студентов в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова авторы предлагают:

1. Повышение и выравнивание уровня языковой подготовки международных слушателей:

- разработка унифицированных требований для поступающих с целью приведения знаний английского языка к единому стандарту на уровне медицинских вузов Российской Федерации;

- открытие онлайн-подготовительного факультета, где будущие студенты смогут повысить уровень английского языка (разработка и внедрение интенсивных языковых курсов, ориентированных на академическую лексику и навыки, необходимые для успешного обучения и вовлечения в образовательный процесс) и заранее познакомиться с особенностями пребывания в новой стране через вебинары и онлайн-семинары;

- внедрение современных технологий в образовательный процесс: использование онлайн-платформ, интерактивных учебных материалов и виртуальных лабораторий для повышения эффективности обучения и доступности ресурсов, а также создания психологически комфортной среды для преодоления страха совершить ошибку в условиях новой культурной среды;

- повышение квалификации преподавателей: организация тренингов и семинаров по методикам преподавания иностранным студентам, включая межкультурную коммуникацию и использование интерактивных методов обучения.

2. Внедрение программ менторства и наставничества:

- создание программ, связывающих иностранных студентов с опытными наставниками из числа студентов-старшекурсников и преподавателей для облегчения адаптации, повышения их социальной активности и предоставления академической поддержки;

- развитие инфраструктуры поддержки: обеспечение комфортных условий проживания, для эффективного общения, доступ к медицинским и психологическим услугам, создание центров поддержки иностранных студентов с консультационными услугами и информационной поддержкой; в том числе совместное проживание в общежитии с русскоговорящими обучающимися;

- организация культурных мероприятий, праздников и межкультурных обменов для способствования интеграции иностранных студентов и создания благоприятной социальной среды;

- привлечение международных обучающихся к участию во внеаудиторной работе, создание условий для продолжения хобби с целью сохранения идентичности и развития мотивации достижения успеха.

Вовлеченность в коллективную работу дисциплинирует, повышает ответственность за итоговый результат, формирует реалистичную самооценку, умение управлять эмоциями и интерес к обучению, то есть развивает ключевые качества для достижения успеха в любой деятельности, включая академическую.

В качестве практических рекомендаций авторы предлагают ввести на макроуровне следующие виды деятельности:

- усиление сотрудничества между вузами и государственными органами (развитие партнерских программ и инициатив, направленных на улучшение условий обучения и поддержки иностранных студентов, в том числе разработка унифицированных требований к сдаче вступительных испытаний по английскому языку для международных студентов, обучающихся на англоязычных программах);

- мониторинг и оценка эффективности программ поддержки: регулярное проведение оценок и опросов для мониторинга успешности внедренных мер и их адаптации в соответствии с потребностями студентов.

Проведенное исследование ставило перед собой в качестве одной из целей изучить параметры академической успешности через призму интернационализации медицинского образования. В рамках данной цели был проанализирован внутренний фактор, критически важный для международных студентов: владение английским языком. Результаты проведенного исследования среди иностранных обучающихся 1 курса специальности «Лечебное дело» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова показали неоднородный уровень языковой подготовки, вносящий дисбаланс в процесс обучения и, следовательно, в формирование академической успешности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения требований к владению английским языком для международных абитуриентов, желающих обучаться в высшей школе в Российской Федерации. По мнению авторов, вышеуказанные параметры должны быть сформированы и приняты коллегиально представителями медицинских университетов.

В рамках второй поставленной цели были предложены стратегии повышения академической успешности международных студентов в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Одним из самых перспективных предложений, по мнению авторов, является организация онлайн-подготовительного факультета для иностранных абитуриентов с целью выравнивания языковой подготовки будущих обучающихся университета и знакомства с культурой, особенностями принимающей стороны.

В условиях растущей конкуренции на международном образовательном рынке Россия имеет потенциал для привлечения и успешной интеграции иностранных студентов. Реализация комплексных мер по введению требований к уровню владения английским языком при поступлении, улучшению языковой подготовки, культурной адаптации, по академической и инфраструктурной поддержке является ключевым фактором повышения академической успешности международных студентов. Дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку долгосрочного влияния предлагаемых мер и их адаптацию к меняющимся условиям глобального образования.