Введение
Каждый год на рынок труда выходит более 80 тыс. юристов, большая часть из которых имеет квалификацию «бакалавр» [1, с. 71]. После окончания вуза они могут выбрать карьеру государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, могут пойти на службу в органы прокуратуры, следствия или в суды. А могут выбрать частную практику и трудоустроиться в юридическую консультацию или в юридический отдел какого-либо учреждения или организации различных форм собственности. Однако какое бы направление своей деятельности они ни выбрали, им так или иначе придется столкнуться с необходимостью осуществления исследовательской деятельности. В частности, для проведения технико-юридического или сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов, обобщения судебной практики по тем или иным категориям дел, подготовки отчетной документации при помощи различных методов научного познания. Следовательно, для того, чтобы максимально эффективно выполнять профессиональные задачи, бакалавру юриспруденции необходимо обладать исследовательской компетенцией, характеризующей способность и готовность к осуществлению исследовательской деятельности [2].
Современная система образования построена на применении компетентностного подхода к обучению. Следует согласиться с И.В. Ершовой в том, что «компетентность так же важна, как и квалификация» [3]. Компетентность – это способность применять компетенции [4, с. 7]. Компетентностный подход позволяет выпускать специалистов, способных решать сложные правовые задачи, быть востребованными в условиях цифровизации и глобализации [5]. В связи с этим будущий бакалавр юриспруденции в период обучения в вузе должен овладеть набором компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1011 [6] (далее – ФГОС), не предусматривает подготовку будущего бакалавра юриспруденции к научно-исследовательской деятельности. Более того, в соответствии с указанным стандартом написание курсовых работ и проектов, равно как и выпускной квалификационной работы, также не является обязательным. Вследствие этого профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (далее – программа юридического бакалавриата) может не содержать в качестве результата освоения данной программы формирование у выпускника исследовательской компетенции при условии, что вуз не воспользуется своим правом на самостоятельное определение перечня профессиональных компетенций и не включит в него исследовательскую компетенцию (если она будет содержаться в соответствующих профессиональных стандартах). Соответственно, учебный план программы бакалавриата может не предусматривать также и освоение дисциплин «Основы научных исследований», «Методология юридических исследований» и т.д. Следовательно, в образовательной организации высшего образования организационно-педагогические условия для формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции могут быть не созданы или носить фрагментарный характер.
Отмеченные выше факторы порождают противоречие между потребностью общества в юридических кадрах с квалификацией «бакалавр», обладающих исследовательской компетенцией, с одной стороны, и несформированностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, с другой.
Анализ учебно-методической документации вузов, расположенных в г. Екатеринбурге Свердловской области и реализующих программы юридического бакалавриата, показал, что ни один из них не предусмотрел среди профессиональных компетенций исследовательскую. В то же время есть образовательные организации высшего образования, которые стараются создать те или иные организационно-педагогические условия для формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции в рамках учебного процесса. Среди екатеринбургских вузов лидирующую позицию в данном направлении занимает Уральский федеральный университет, так как учебные планы по программам юридического бакалавриата предусматривают написание курсовых работ и проектов, выполнение, подготовку к процедуре защиты и защиту выпускной квалификационной работы, а также освоение дисциплины «Основы научных исследований» (все формы обучения, 108 ч). Другие вузы Екатеринбурга так комплексно к данному вопросу не подходят. К примеру, программы юридического бакалавриата, реализуемые Гуманитарным университетом, ничего из вышеперечисленного не предусматривают. В то же время формирование исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции может проходить и во внеучебное время – в рамках студенческих научных кружков, обществ или лабораторий. Так, например, в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) в 2023–2024 учебном году для формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции была создана студенческая научно-исследовательская лаборатория.
Цель исследования – определить потенциал студенческой научно-исследовательской лаборатории в формировании исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужили теоретические работы ученых в области педагогики и психологии, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, учебно-методическая документация образовательных организаций высшего образования, расположенных в г. Екатеринбурге Свердловской области и реализующих профессиональные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», а также результаты педагогического эксперимента, проведенного в 2023–2024 учебном году на базе УрГЭУ.
На констатирующем этапе организации экспериментальной работы проводилась диагностика исходного уровня сформированности исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции по методике Л.А. Казариной [7, с. 45–53, 158–163], адаптированной с учетом возрастных особенностей лиц, участвующих в исследовании, специфики направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и особенностей исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции. В исследовании приняли участие студенты УрГЭУ 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (56 чел.). На формирующем этапе педагогического эксперимента проходила реализация проекта «Формирование исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции». На контрольном этапе педагогического эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, а также проводился сравнительный анализ с данными констатирующего этапа.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции будет эффективнее, если раскрыта сущность и структура исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции, разработан и реализован проект по формированию исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, основным организационно-педагогическим условием по формированию исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции будет выступать студенческая научно-исследовательская лаборатория.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, анализ литературы и документов, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики обработки результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках настоящей статьи остановимся на отдельных результатах исследования, исходя из заявленной в работе цели.
Стоит отметить, что «исследовательская компетенция будущих бакалавров юриспруденции представляет собой готовность и способность к исследовательской деятельности как в образовательных, так и в профессиональных целях при решении задач нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного и экспертно-консультационного типов в процессе познания правовой действительности» [8]. Отдельные элементы исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции прослеживаются в содержании универсальных и общепрофессиональных компетенций, определенных ФГОС: УК-1, ОПК-1, ОПК-4 – когнитивный компонент; УК-2, УК-3, ОПК-2, ОПК-8 – деятельностный компонент; УК-5, УК-6, ОПК-7 – мотивационно-ценностный компонент [8]. В то же время отдельные элементы исследовательской компетенции могут прослеживаться в содержании профессиональных компетенций, определенных вузами. В частности, в УрГЭУ программы юридического бакалавриата предусматривают в качестве результатов освоения программ следующие профессиональные компетенции, в содержании которых усматриваются отдельные элементы исследовательской компетенции: способность анализировать нормы международного права, законодательства иностранных государств в соотношении с нормами внутринационального законодательства России, способность анализировать и прогнозировать потоки трудовой миграции.
Понимание сущности, структуры и содержательных особенностей исследовательской компетенции будущих бакалавров юриспруденции позволило приступить к разработке проекта «Формирование исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции», целью которого стало обеспечение к сентябрю 2024 г. создания и функционирования студенческой научно-исследовательской лаборатории при кафедре конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета для формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции. Срок реализации проекта: 01.09.2023 – 31.08.2024.
Рис. 1. Мероприятия студенческой научно-исследовательской лаборатории
В рамках проекта командой проекта, в состав которой вошли в том числе авторы настоящей работы, были подготовлены и проведены мероприятия, направленные на формирование исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции (рис. 1). В процессе их реализации использовались информационно-коммуникационные технологии и активные методы обучения. Разработка программ мероприятий осуществлялась на основании личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов. Кроме того, для студентов преподавателями проводились индивидуальные консультации. Помимо программ мероприятий и дидактических материалов, результатом деятельности лаборатории стали 13 научных работ, подготовленных обучающимися.
Следует согласиться с позицией о том, что формирование исследовательской компетенции у обучающихся по юридическим направлениям подготовки следует начинать с 1 курса обучения [6], так как, вне зависимости от наличия или отсутствия в учебном плане дисциплины «Основы научных исследований» или подобной ей, первое знакомство с используемыми в юриспруденции методами исследования у обучающихся проходит при изучении дисциплины «Теория государства и права», освоение которой во всех вузах начинается как раз на 1 курсе обучения. В связи с этим принять участие в деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории приглашались студенты юридического бакалавриата первого года обучения.
В специальной литературе сегодня высказывается мнение о том, что формирование исследовательской компетенции у студентов юридических направлений подготовки необходимо осуществлять «посредством педагогической фасилитации» [9], когда взаимоотношения обучающегося и преподавателя выстраиваются на основе взаимоуважения, доверия, открытости и свободы выражения мнения по какому-либо вопросу, поддержки диалога, поощрения самостоятельного поиска решений каких-либо исследовательских задач (как индивидуально, так и в группах), в том числе за счет применения активных методов обучения. В связи с этим технология фасилитативного педагогического взаимодействия была положена в основу выстраивания взаимоотношений между кураторами студенческой научно-исследовательской лаборатории и студентами, изъявившими желание в ней заниматься.
Экспериментальная работа позволила, с одной стороны, определить целевые показатели проекта по формированию исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, а с другой – оценить эффективность его реализации. По результатам диагностики на констатирующем этапе экспериментальной работы был определен процент студентов, обладающих высоким и средним уровнями сформированности исследовательской компетенции – 71,9 %. Данный показатель стал исходным для определения эффективности проекта.
Рис. 2. Уровень сформированности исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции до и после запуска лаборатории, % (примечание: t-критерий Стьюдента составил 2,1 при p < 0,05)
Вместе с тем все участники исследования были разделены на две группы: контрольная группа, то есть не занимающиеся в лаборатории (29 чел.); экспериментальная группа, то есть занимающиеся в лаборатории (27 чел.). После реализации запланированных мероприятий в преддверии закрытия проекта на контрольном этапе организации экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, а также сравнительный анализ с данными констатирующего этапа (рис. 2). Так как целью настоящей работы является определение потенциала студенческой научно-исследовательской лаборатории в формировании исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции, результаты педагогического эксперимента приведены в обобщенном виде.
В контрольной группе в конце учебного года численность студентов с низким уровнем сформированности исследовательской компетенции сократилась на 0,8 %, со средним – возросла на 0,1 %, с высоким – возросла на 0,7 %. В экспериментальной группе численность студентов, обладающих низким уровнем сформированности исследовательской компетенции, сократилась на 17,8 %, средним – возросла на 7,5 %, высоким – возросла на 10,3 %. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что изменения, полученные в экспериментальной группе, значительно превосходят изменения в контрольной группе.
Заключение
Таким образом, студенческая научно-исследовательская лаборатория в части формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции обладает большим потенциалом. Деятельность лаборатории способствует повышению уровня сформированности этой компетенции, служит средством удовлетворения потребности вуза в увеличении численности научных работ студентов-юристов и потребности общества в бакалаврах юриспруденции со средним и высоким уровнями сформированности названной компетенции. Настоящее исследование может служить основой для построения комплексной системы организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. В то же время вопрос о выработке единого подхода к оценке уровня сформированности исследовательской компетенции у будущих бакалавров юриспруденции остается открытым и нуждается в дополнительном исследовании. Особую значимость данное исследование приобретает в связи с предстоящей реформой системы высшего образования и необходимостью обновления всех федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.