Введение
Глобальные изменения в жизни людей в XXI веке, вызовы современного VUCA-мира и их влияние на запросы к системе образования в разных странах подвигли некоторых авторов к «теоретико-прикладному переосмыслению концепта “функциональная грамотность” в трансформирующихся реалиях нового тысячелетия» [1, с. 2]. Разработана периодизация трансформации изучаемого феномена в педагогической теории и практике в различные исторические эпохи, детерминированная изменением и расширением спектра требований общества к развитию индивида [2]. Значительное содержательное наполнение понятия «функциональная грамотность» в течение последних десятилетий требует обратиться к характеристике именно фундаментальной (а не элементарной в ее традиционном понимании) функциональной грамотности. К ней относится овладение таким набором компетенций, которые оцениваются как «необходимые человеку, живущему в мире свершившейся глобализации» для полноценного и продуктивного функционирования и обеспечивают способность личности «находить и реализовывать оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности» [3]. Это и есть «метакомпетенции, предметные компетенции, компетенции саморазвития, самообразования и саморегуляции» [4, с. 467].
Следует признать определенные различия в оценке качества образования, существующие в разных странах, однако объединяющим фактором является понимание необходимости «модернизации образования на основе объективной информации о состоянии учебных достижений школьников – уровня функциональной грамотности» [5, с. 218]. Изменения в образовательных ориентирах, анализ инновационных подходов, раскрытых в различных источниках информации, а также проведение международных исследований качества образования привели к совершенствованию всего спектра процедур оценки качества общего образования и их реализации с учетом мировых и внутрироссийских трендов [6].
Высокая актуальность проблемы изучения сформированности функциональной грамотности обучающихся сохраняется не только на российском, но и на международном уровне [7].
Любая страна заинтересована в том, чтобы ее граждане могли «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники» [цит. по 2, с. 182]. Решение многих значимых вопросов, затрагивающих интересы молодого поколения разных стран, зависит от создания условий для их самореализации и активной включенности в общественно-политическую жизнь, а соответственно, и направленности образования на формирование особо востребованных навыков XXI века [8].
В условиях активно развивающегося международного сотрудничества в контексте новейших тенденций в сфере образования отдельного внимания заслуживает интеграция ресурсов российских и африканских научных и образовательных организаций. Эфиопия, в которой, «как и полвека тому назад, продолжают соседствовать традиционный и современный сектор образования» [9, с. 436], не участвовала в предлагаемых и уже проведенных на сегодняшний день международных исследованиях оценки качества образования, посвященных, в том числе, и оценке сформированности функциональной грамотности.
В рамках реализации государственного задания по теме «Модель формирования функциональной грамотности обучающихся стран Африки в условиях цифровой образовательной среды школы (Эфиопия)» Ульяновскому государственному педагогическому университету имени И.Н. Ульянова было предложено разработать методику оценки сформированности функциональной грамотности для эфиопских школьников.
Цель исследования – на основе анализа содержания тестовых заданий, примененных в разные годы в международном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA), разработать и предложить к использованию в образовательном процессе диагностическую методику, предназначенную для изучения функциональной грамотности школьников Эфиопии и России.
Материал и методы исследования
На основе анализа содержания тестовых заданий, примененных в разные годы в международном исследовании PISA и разработанных с ориентацией на достижение учащимися понимания изучаемой информации и возможности ее практического применения, исследователи смогли утвердиться в том, что в определениях функциональной грамотности «доминирует ее значение как метапредметного образовательного результата» [10, с. 21].
Следовательно, успешность в решении вопроса формирования функциональной грамотности российских и эфиопских школьников на практике во многом зависит от разработанности средств диагностики (что является одним из условий), наличия качественного инструментария для оценки достигнутого образовательного результата – соответствующего уровня сформированности основных составляющих функциональной грамотности. Организация качественно-количественного мониторинга для «получения обратной связи о результативности предпринятых действий» позволит обеспечить принятие эффективных педагогических и управленческих решений [11, с. 16].
Учитывая описанные выше тенденции, в данном исследовании задача качественного системного отбора текстовой информации для методики оценки функциональной грамотности и ее дальнейшей смысловой обработки при конструировании разноуровневых заданий была решена с опорой на основные положения лингвистики текста, которая рассматривает текст как «первичную данность всего гуманитарно-философского мышления», «базовую категорию» и «основную единицу языка» [4, с. 468; 12, с. 64–76].
С помощью предлагаемой авторами методики текстовой информации для диагностируемых учащихся создаются ситуации выявления у них степени понимания общих и сущностных свойств описываемого явления или процесса, различного рода значимых содержательных связей и отношений. В рамках данных к тексту заданий от школьника потребуется вычленять смысловой контекст и находить логические связи, извлекать то конкретное содержание, которое требуется для ответа на вопрос или для поиска аргументации к заявленному утверждению.
Авторские задания, предложенные в методике для старшеклассников, структурированы в пять содержательных блоков, но при этом в каждый из них внесены вопросы для диагностики читательской, математической, естественно-научной грамотности. Разнообразие объемной информации социокультурной направленности об Эфиопии и о России задается тематикой («Путешествие по России», «Поездка в Эфиопию», «Культура Эфиопии и России», «Обучение и выбор профессии», «Агроиндустрия и торговые связи Эфиопии»), а также возможностью применения разных способов ее интерпретации при формулировании ответа на вопросы. Достаточное внимание в методике уделено описанию практико-ориентированных текстов-задач, напоминающих школьнику о реальных жизненных ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной практике. Задания носят метапредметный характер, обеспечивая формирование соответствующих компетенций и критического мышления [13], но базируются на предметной основе.
Для иллюстрации инструментальной части методики обратимся к конкретным примерам заданий.
Рассмотрим задание на оценку читательской грамотности из особо актуального для старшеклассников информационного раздела «Обучение и выбор профессии».
После прочтения краткого текста «Поиск высшего учебного заведения в Эфиопии» нужно ответить на вопрос: «Где выпускнику школы можно найти официальную информацию об аккредитованных высших учебных заведениях (государственных и частных) Эфиопии?» Это задание низкого уровня сложности образовательного контекста из содержательной области «Образование». Выбирая несколько верных ответов, следует показать владение компетенцией находить и извлекать информацию.
А вот для выполнения другого задания – среднего уровня сложности – необходимо ознакомиться с текстом «Поиск высшего учебного заведения в России», где дается общее представление о праве иностранных граждан обучаться в российских вузах по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Комплекс значимых вопросов сосредотачивает внимание эфиопских школьников на освоении нескольких обязательных для обучения в России правил: На каком сайте можно подать заявку на квоту? Нужно ли иностранному абитуриенту сдавать анализы на ВИЧ-инфекцию? Нужно ли иностранному абитуриенту переводить на русский язык документ об образовании? Подойдет ли для документов фотография размером 9х10 см? Нужно ли иностранному абитуриенту заверять у нотариуса медицинскую справку? В данном случае задание по форме ответа ориентирует на несколько кратких утверждений после нахождения и извлечения из текста соответствующей информации.
Охарактеризуем далее одно из заданий на оценку математической грамотности по теме «Путешествие по России». Оно представлено школьникам в таком виде: «Семья Берхейна Ашеннафи и Шарлиз в четверг вылетела из Адис-Абебы в Москву на самолете компании “Аэрофлот”. В семье – папа, мама, сын Эйд 5 лет, дочь Адезе – 6 месяцев. У Адезе пока бесплатный билет без места, так как она будет сидеть вместе с мамой, у Эйда детский билет со скидкой 30%. Хватило ли семье Ашеннафи 86500 быр для перелета в Москву, если цена одного билета для взрослого составляет 31933 быр? Ответ поясните вычислениями».
Среднее по уровню сложности задание из содержательной области «Количество» в личностном контексте направлено на оценку такой компетентности, как умение интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. Данный тип задания по форме ответа предполагает развернутый ответ, в котором путем математических действий указывается стоимость детских билетов со скидкой на один из них, общая стоимость билетов для всей семьи, и делается вывод о достаточности имеющейся у семьи суммы на поездку.
Обратимся в качестве примера к одному из заданий на оценку естественно-научной грамотности из раздела «Агроиндустрия и торговые связи Эфиопии». Во вступительном тексте этого раздела представлен доклад об агроиндустрии и торговых связях Эфиопии, который по условиям тестовой истории подготовили Бахру, Аддиса, Лия и Аида, чтобы принять участие в международной конференции школьников Эфиопии и России, организатором которой выступил Русский дом в Аддис-Абебе.
В задании указано: «Большая часть территории России лежит в умеренном поясе, для него характерны отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны и большие перепады температур (среднегодовая температура воздуха составляет –5,5ºС), зимой почти на всей территории России устанавливается устойчивый снежный покров. Самыми теплыми регионами России являются Краснодарский край и Республика Адыгея, где средняя температура января составляет около +9°С (при этом возможны кратковременные похолодания до –15–20°С), июля +25,8°С, среднегодовая температура воздуха +17°С».
Тестируемый должен обосновать свои ответы на два вопроса: а) Можно ли выращивать на всей территории России кофе как одну из основных сельскохозяйственных культур? б) Можно ли выращивать кофе в Краснодарском крае и Республике Адыгея?
Задание соответствует среднему уровню сложности, отражая контекст «Окружающая среда» из содержательной области «Науки о Земле и Вселенной». Осуществляется выбор нескольких верных ответов с объяснением. Школьник проявляет способность научно объяснить явление, указывая на то, что на всей территории России выращивать кофе нельзя, в том числе в Краснодарском крае и Республике Адыгея, поскольку большая часть территории лежит в умеренном поясе, для него характерны отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны, большие перепады температур, низкая среднегодовая температура воздуха, а зимой устанавливается устойчивый снежный покров.
Проиллюстрируем задание высокого уровня сложности, представленное в разделе «Культура Эфиопии и России» при оценке математической грамотности. Во вступительном тексте, с которым обучающиеся должны ознакомиться перед выполнением задания, в табличной форме указаны данные о конфессиях (религиозном составе населения) Эфиопии по регионам, показано их численное соотношение (в процентах). От обучающихся требуется определить, каково общее процентное соотношение представителей религиозных конфессий? Нужно отразить конфессиональную структуру Эфиопии в таблице и обосновать свой ответ. Полное и качественное выполнение этого комплексного задания с выбором ответа и объяснением предполагает интерпретацию, использование и оценку математических данных, выполнение математических действий и их обоснование (провести подсчет и правильно указать процент представительства религиозных конфессий в Эфиопии – христиан, мусульман и других религий). Задание отражает контекст «Общественная жизнь» из содержательной области «Количество».
Результаты исследования и их обсуждение
Авторское видение содержательного контента определило ту заключительную часть методики, где раскрываются основные направления обработки и интерпретации результатов тестирования. В соответствии с тем, что задания методики, как было указано выше, структурированы по двум основаниям – в соответствии с пятью темами, а внутри каждой темы даны задания для оценки сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников, то предлагаемая методика предоставляет возможности для получения данных, позволяющих оценивать функциональную грамотность тремя способами: 1) «таксонометрично» – используя результаты, полученные по итогам применения заданий, относящихся к какой-либо одной или нескольким отдельно выбранным темам (таксонам); 2) «парадигматично» – обобщая «сквозные» результаты исследования по одному из трех видов функциональной грамотности (парадигм) – читательской, математической и естественно-научной, полученные по всем содержательным темам (разделам); 3) «комплексно» – интегрируя результаты, полученные по исследованиям всех трех видов функциональной грамотности во всех пяти темах.
Вопрос о том, какой из названных способов получения данных о сформированности функциональной грамотности следует считать наиболее целесообразным, по мнению авторов, является дискуссионным. Востребованность того или иного способа детерминируется намерениями исследователей.
Итоги диагностики по результатам выполнения заданий в каком-либо конкретном содержательном разделе (например, «Путешествие по России» или «Поездка в Эфиопию», др.) позволяют при обсуждении сконцентрировать внимание обучающихся на содержательном контексте заданий и степени освоения информации по теме раздела.
«Сквозные» данные о результатах диагностики по каждому из трех видов функциональной грамотности в отдельности (читательской, математической, естественно-научной) вычисляются путем суммирования баллов, полученных по интересующему виду функциональной грамотности (например, читательской) во всех темах (разделах), а итоговое количество баллов по каждому виду функциональной грамотности сопоставляется друг с другом. Делается вывод о достигнутом уровне сформированности каждого вида в отдельности, что позволяет педагогу и обучающемуся наметить пути дальнейшего развития изучаемого качества.
Интегрированный результат, полученный по исследованиям всех трех видов функциональной грамотности с учетом количества баллов во всех пяти темах, вместе взятых, является обобщенным в формате суммирования, хотя и представляется наиболее масштабным. Однако следует признать, что более детальной, надежной и полезной в контексте дальнейшей организации развивающей деятельности с тестируемыми школьниками следует считать информацию об уровне сформированности каждого вида функциональной грамотности в отдельности. Способы и методы работы над развитием читательской, математической и естественно-научной грамотности имеют свою специфику, предполагают разное содержание и практическую направленность. В связи с этим достигнутый на том или ином этапе обучения уровень развития этих видов функциональной грамотности у одного и того же школьника может быть разным и проявляться в неравной степени.
Заключение
Апробация методики среди старшеклассников нескольких российских школ показала возможность и доступность ее применения для тестирования эфиопских школьников, чему в немалой степени способствует содержательный контент методики, отражающий актуальную информацию и о России, и об Эфиопии, обеспечивая существенный вклад в поликультурную компетентность учащихся обеих стран.
Следует подчеркнуть, что ситуационные задачи, отражающие в своем содержании ориентацию не только на воспроизведение знаний, но и их практическое применение в жизни, предлагаются в методике не только с целью диагностики, но и для стимулирования развития познавательной мотивации и образовательной активности обучающихся.