Введение
Машиностроительный комплекс представляет собой самостоятельную отрасль промышленности, а также является важнейшим элементом экономической системы, обеспечивающим другие виды деятельности необходимым оборудованием. Следовательно, от уровня развития машиностроения зависит эффективность развития промышленности в целом, поскольку именно машиностроение обеспечивает скорость и качество перехода на новый технологический уклад, способствуя укреплению экономики страны. Анализ современных отечественных научных исследований позволил выявить следующие проблемы и перспективные направления развития машиностроения. Пространственные и структурные закономерности играют важнейшую роль в распределении научно-технологической, инновационной и производственной деятельности в России, поскольку именно географическая близость позволяет сократить логистические издержки и построить тесные связи между субъектами цепи поставок производства машиностроительной продукции [1]. Следовательно, необходим поиск перспективных инновационных форм научно-технологической интеграции промышленных предприятий [2, 3]. Кроме того, для эффективного внедрения технологических инноваций на предприятиях машиностроения следует определить элементы модели комплексного развития [4]. Формирование нового облика отечественного машиностроения требует разработки и внедрения цифровых инноваций, а также совершенствования функционального моделирования процесса выведения инновационной продукции на рынок [5, 6]. Поиск и внедрение наилучших практик актуализируют задачи идентификации ключевых факторов успеха ведущих машиностроительных предприятий и изучения влияния глобальных тенденций на стратегическое развитие российского машиностроения [7, 8]. Создание современной архитектуры цифровой платформы проектирования инноваций в машиностроении позволит вывести отрасль на качественно новый уровень развития [9]. Рассмотренные проблемы и перспективы развития промышленности требуют детализации трендов инновационного развития отраслей машиностроительного комплекса, что обусловливает актуальность тематики данной статьи.
Целями исследования являются диагностика закономерностей инновационного развития отраслей промышленности, формирующих машиностроительный комплекс России, а также определение перспективных направлений научно-технологической трансформации и модернизации производственных бизнес-процессов. Цели исследования достигнуты посредством решения следующих задач:
− изучение отечественных исследований, направленных на выявление структурных закономерностей в распределении научно-технологической, инновационной и производственной активности машиностроительного комплекса России;
− определение методов и подходов к математическому моделированию и диагностике состояния отраслей, формирующих машиностроительный комплекс России;
− адаптация перспективных статистических инструментов моделирования инновационного развития отраслей машиностроения;
− интерпретация полученных результатов математического моделирования, выявление факторов, влияющих на инновационное и технологическое развитие отраслей;
− разработка инструментария стратегического развития инновационной трансформации машиностроительного комплекса России.
Объектом исследования являются отрасли, формирующие машиностроительный комплекс России, предметом исследования – перспективные тренды и закономерности инновационного развития отраслей.
Материалы и методы исследования
С целью диагностики инновационного развития машиностроительного комплекса России в исследовании использованы методы описательной статистики для анализа показателей научно-технологического развития 2023 г., а также применены методы корреляционно-регрессионного анализа для моделирования развития отраслей машиностроения. Информационную базу статьи сформировали статистические сборники и обзоры Росстата [10].
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно данным Росстата, машиностроительный комплекс Российской Федерации сформирован следующими отраслями промышленности: производство машин и оборудования (стационарные и передвижные технологии для различных отраслей промышленности); производство электроники (производство компьютеров, процессоров, микроэлектроники и нанотехнологий); производство электрооборудования (производство двигателей, генераторов, кабелей, бытовых приборов); производство автотранспорта (производство грузовых и пассажирских транспортных средств, прицепов, техническое обслуживание); производство прочих транспортных средств (производство стационарных и передвижных технологий для различных отраслей промышленности) [10].
Согласно данным Росстата, по объему произведенной продукции среди отраслей машиностроительного комплекса лидирует «производство прочих транспортных средств». Предприятиями данной отрасли в 2023 г. произведено товаров и услуг общим объемом 2,78 трлн руб. На втором месте по объемам производства – предприятия производства автотранспорта (2,04 трлн руб.). Также данные виды деятельности лидируют по объему производства инновационной продукции – 0,61 трлн руб. и 0,51 трлн руб. соответственно (рис. 1). Следовательно, рассматриваемые отрасли характеризуются производством конкурентоспособной продукции, обеспечивая технологический суверенитет и импортозамещение передовых технологий, однако не отличаются высокими показателями инновационной активности.
Рис. 1. График объема производства основной и инновационной продукции отраслями машиностроительного комплекса РФ в 2023 г. Источник: построено автором по данным [10]
Рис. 2. График показателей, характеризующих инновационную активность отраслей машиностроительного комплекса РФ в 2023 г. Источник: построено автором по данным [10]
К инновационно активным относят предприятия, имевшие затраты на производство новой продукции или выпускавшие усовершенствованную продукцию, а также проводившие научные исследования и разработки в отчетном году. По доле инновационно активных предприятий в общем объеме предприятий машиностроительного комплекса в 2023 г. лидирует производство электроники, где почти 50% предприятий производили новую или значительно усовершенствованную продукцию. При этом наибольший удельный вес инновационных товаров в общем объеме производства машиностроительной отрасли в 2023 г. отмечен на предприятиях производства автотранспорта – 25,4% (рис. 2).
Для обеспечения импортозамещения машин и оборудования требуются разработка и внедрение отечественных передовых производственных технологий. В данном контексте лидерами в машиностроении являются предприятия производства электроники, которые в 2023 г. разработали 104 единицы передовых технологий, на втором месте – предприятия производства машин и оборудования – 67 единиц (рис. 3). При этом чаще остальных используют в своей деятельности передовые производственные технологии производители прочих транспортных средств, которые в 2023 г. применили в своей деятельности 28,5 тыс. единиц передовых технологий.
Обеспечение инновационного развития машиностроительного комплекса в соответствии с современными трендами требует значительных инвестиций в обновление основных производственных фондов, а также закупку новейших технологий и оборудования (рис. 4). На предприятиях производства электроники в 2023 г. более чем в два раза увеличились инвестиции в машины и оборудование, используемые при реконструкции основных производственных фондов, а также в 1,5 раза выросли инвестиции в модернизацию основных фондов.
Рис. 3. График показателей, характеризующих разработку и использование передовых технологий отраслями машиностроительного комплекса РФ в 2023 г. Источник: построено автором по данным [10]
Рис. 4. График индекса инвестиций в основной капитал, направленных на обновление основных фондов машиностроительного комплекса РФ в 2023 г. Источник: построено автором по данным [10]
Инструментарий стратегического развития инновационной трансформации машиностроительного комплекса
Направления развития |
Инструменты стратегического развития |
Увеличение объемов производства товаров и услуг |
Развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции посредством: совершенствования инструментов государственной поддержки предприятий, модернизации основных фондов, реинжиниринга бизнес-процессов, увеличения инвестиций в научно-исследовательские разработки, разработку инновационной продукции, привлечения квалифицированных кадров, повышения квалификации персонала и расширения компетенций, развития корпоративной культуры, привлечения молодых специалистов, расширения форм международного сотрудничества в части бенчмаркинга, расширения каналов сбыта и экспорта продукции, развития программ предоставления лизинга оборудования. Межотраслевое взаимодействие для создания надежных цепей поставок производства высокотехнологичной продукции и получения синергетического эффекта |
Повышение инновационной активности предприятий отрасли |
Внедрение технологий автоматизации и роботизации производств, позволяющих увеличить производительность труда и повысить качество производимой продукции. Развитие технологий 3D-печати, способных создавать сложные уникальные компоненты и конструкции из цифровых моделей, снижая отходы производства и увеличивая линейку инновационной продукции. Создание умных предприятий, управляемых искусственным интеллектом и интернетом вещей, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности. Акцент на экологизацию машиностроительных производств, а также создание энергосберегающей конкурентной продукции. Создание автономных транспортных систем и производств. Разработка и внедрение технологий беспилотных летающих аппаратов, имеющих особую актуальность для различных видов отраслей и широчайший потенциал применения |
Разработка и внедрение передовых производственных технологий |
Развитие передовых технологий в части минимизации времени производственного цикла посредством сокращения простоев и внедрения профилактических инструментов, в том числе инфракрасной томографии, акустического мониторинга, анализа вибраций, анализа масла, ИТ-системы удаленного онлайн-мониторинга состояния оборудования, углубленной аналитики и др. |
Примечание: предложено автором.
Диагностика статистических показателей отраслей, формирующих машиностроительный комплекс России, показала, что наибольшую инновационную и инновационную активность в 2023 г. продемонстрировали предприятия по производству электроники и производству прочих транспортных средств. Самые низкие характеристики инновационного развития отмечены на предприятиях по выпуску электрооборудования и производству автотранспорта.
Для обобщения закономерностей инновационного развития в исследовании в качестве методов математического моделирования использован корреляционно-регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной в работе определен показатель «производство инновационных товаров». Посредством корреляционного анализа выявлены показатели, имеющие тесную связь с зависимой переменной: отгружено товаров и услуг, млрд руб.; инновационная активность, %; разработка передовых технологий, единиц.
Таким образом, регрессионная модель инновационного развития машиностроительного комплекса РФ имеет вид:
Y = 264 + 1,61×a + 14,1×b + 2,4×c,
где Y – инновационные товары, млрд руб.; a – отгружено товаров и услуг, млрд руб.; b – инновационная активность, %; c – разработка передовых технологий, единиц.
Достоверность регрессионной модели подтверждает множественный коэффициент R2, следовательно, 97,3% дисперсии зависимой переменной объясняется влиянием выявленных независимых переменных.
Анализ машиностроительного комплекса РФ показал, что в целом данной отрасли присуща высокая инновационная активность, однако имеется разница по уровню развития отраслей машиностроения. Исходя из выявленных тренов и закономерностей, разработан инструментарий стратегического развития инновационной трансформации машиностроительного комплекса.
Машиностроительный комплекс является фундаментом развития промышленности в целом, поскольку результаты его деятельности используются в различных сферах производства и потребления, следовательно, от качества оборудования и технологий зависят эффективность развития экономики в целом, ее конкурентоспособность, устойчивость и безопасность.
Заключение
Диагностика инновационного развития машиностроительного комплекса позволила сформулировать ряд научно-практических результатов.
Анализ современных отечественных научных исследований показал, что изучение проблем и определение перспектив развития машиностроительной отрасли являются популярными темами, однако требуется детализация трендов и закономерностей инновационного развития отраслей машиностроительного комплекса.
Диагностика статистических показателей отраслей, формирующих машиностроительный комплекс России, показала, что наибольшую инновационную и инновационную активность в 2023 г. продемонстрировали предприятия по выпуску электроники и производству прочих транспортных средств. Самые низкие характеристики инновационного развития отмечены на предприятиях по выпуску электрооборудования и производству автотранспорта.
Согласно результатам корреляционно-регрессионного анализа, определены показатели, имеющие тесную прямую связь с целевой переменной «производство инновационных товаров» – «отгружено товаров и услуг», «инновационная активность», «разработка передовых технологий». На основе выявленных тренов и закономерностей разработан инструментарий стратегического развития инновационной трансформации машиностроительного комплекса.
Результаты исследования могут быть встроены в контур государственных программ, направленных на повышение конкурентоспособности промышленности России посредством обеспечения технологического суверенитета.