Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DETERMINING EXCAVATOR LOCATION IN THE FACE RELATIVE TO A DUMP TRUCK ISSUE WITHOUT USING SATELLITE NAVIGATION

Kizilov S.A. 1 Nikitenko M.S. 1 Khudonogov D.Yu. 1
1 Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
The aim of the work was a functional detailing of technical steps for determining the location of an excavator in a face relative to a quarry dump truck without using satellite navigation, ensuring the subsequent development and software implementation of algorithms for controlling an autonomous vehicle. The object of the study was the technological process of a quarry dump truck approaching under an excavator bucket in a face for loading overburden. Detailing and formalization of the problem was performed using the methodology of functional graphical modeling, displaying the structure and functions of the technological process. As a result of the work performed, a system analysis of the process of determining the excavator position in the coordinate system of the face was carried out, a diagram of the operation of the excavator coordinate determination system in the face was obtained and its decomposition was performed. The technical feasibility of precise determination of excavator coordinates in the face based on the integrated use of ground-based optical and ultrasonic equipment is demonstrated. For the first time, a method for precise positioning of an excavator in a face without using satellite navigation tools has been proposed and its system analysis has been performed. A description of the method for determining the location of an excavator in the face when interacting with automatically controlled dump trucks is presented. A diagram of the stages of determining the location of an excavator in the face with a graphical overlay on the bench development diagram is developed. The location of the integration of the coordinate systems of the excavator face and the technological road is determined. As a result, the prospects for using positioning systems based on ground equipment are shown. The study was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the comprehensive scientific and technical program of the full innovation cycle “Development and implementation of a set of technologies in the areas of exploration and production of minerals, industrial safety, bioremediation, creation of new deep processing products from coal raw materials while consistently reducing the environmental burden and risks to population life”, approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated 11.05.2022 No. 1144-r (Agreement dated 28.09.2022 No. 075-15-2022-1199).
mining equipment
excavator
dump truck
autonomous vehicle
autonomous moving control system
satellite navigation
technological scheme of mining the highwall
positioning

Введение

Месторождения полезных ископаемых, пригодные к открытой добыче, характеризуются большим разнообразием горно-геологических условий. При этом самые высокие эксплуатационные расходы и численность рабочих наблюдаются на разрезах, где используются системы разработки с автомобильным транспортом [1, с. 6]. Карьерная техника эксплуатируется практически во всех климатических зонах при температуре от -50 до +50 °С, что накладывает высокие требования к физическому здоровью водителей карьерных самосвалов и создает проблемы с привлечением квалифицированных кадров [2].

Главными направлениями совершенствования открытой добычи угля с применением автомобильного транспорта являются применение типовых технологических схем, обеспечивающих оптимальные параметры элементов систем разработки и повышение технико-экономических показателей оборудования [1, с. 6]. Одним из таких направлений является применение автономных транспортных средств – автомобильной техники большой грузоподъемности с автоматической системой управления движением (АСУД) [2, 3].

По данным из открытых источников известно, что к середине 2022 г. в мире эксплуатировалось более тысячи карьерных самосвалов, оснащенных АСУД [3–5]. Те же источники показывают постоянное увеличение количества эксплуатируемых машин оборудованных АСУД, по прогнозам ко второй половине 2026 г. объем рынка подобных транспортных средств превысит 4 млрд долларов, что показывает актуальность разработки АСУД и ее компонентов для карьерного транспорта [5].

Причина роста интереса к автономным карьерным самосвалам – достижение технологией состояния, когда она дает возможность крупным компаниям извлекать прибыль от ее применения [4]. Например, представители компании «Komatsu» декларируют в открытых источниках, что их система FrontRunner Autonomous Haulage System (AHS) снижает стоимость перевозки груза на 15 %, при этом аварийность на автоматизированных участках падает до нуля [6, 7].

Одним из главных условий для успешной работы участка карьера, использующего самосвалы с АСУД, является точное позиционирование карьерной техники на автоматизированном участке и вне его. Наиболее распространенным решением данной задачи является применение спутниковой навигации, которую используют все производители карьерных самосвалов и АСУД, чаще всего используется система Global Positioning System (GPS), реже – Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) [8–10]. Современные системы спутникового позиционирования позволяют определять координаты техники с точностью вплоть до 1 см. Но для обеспечения высокой точности позиционирования каждой отдельной машины требуется качественное покрытие карьера беспроводной связью и установка специальных базовых станций системы спутниковой навигации для формирования и постоянной передачи навигационных поправок. Без этого точность позиционирования снижается до 15–20 м [11]. Данный подход имеет как свои достоинства, так и недостатки, главный из которых – зависимость автоматического транспортного участка от стабильной работы системы спутниковой навигации.

Использование систем спутниковой навигации как единственного способа позиционирования техники для управления автоматизированным участком в карьере является основным, но не является самым точным, кроме того, существуют риски прекращения функционирования спутниковой навигации над некоторыми территориями, связанные с преднамеренным искажением сигналов [12, 13]. Немаловажен и имеющийся дефицит качественной элементной базы для производства систем точной спутниковой навигации на территории Российской Федерации в гражданских целях.

Требуется разработать способ, позволяющий инструментально определять координаты текущего положения экскаватора в забое с привязкой координатной системы экскаваторного забоя к координатной системе технологической дороги, по которой перемещаются самосвалы, без использования систем спутниковой навигации.

Ранее на уровне действующих масштабных моделей авторами разработаны и реализованы решения для самосвалов, оснащенных АСУД (далее – самосвал с АСУД), позволяющие определять их координаты на технологической дороге и осуществлять маршрутизацию без применения спутниковой навигации [4, 14]. Одним из направлений для продолжения исследований являлась разработка способа определения местоположения экскаватора в забое без применения средств спутниковой навигации относительно технологической дороги, по которой подъезжает самосвал с АСУД к забою.

Таким образом, цель работы заключается в функциональной детализации технических шагов по определению местоположения экскаватора в забое относительно карьерного самосвала с АСУД (но без использования спутниковой навигации), позволяющей обеспечить последующую разработку и программную реализацию алгоритмов управления автономным транспортным средством.

Материалы и методы исследования

Постановку и формализацию задачи определения местоположения экскаватора в забое относительно карьерного самосвала без использования спутниковой навигации предложено выполнить с применением методологии функционального графического моделирования SADT, в результате которого разрабатываются графические схемы моделей IDEF0, отображающие структуру и функции технологического процесса. Для этого забой в рамках задачи рассмотрен как двухмерная координатная плоскость, а наиболее подходящим местом для стыковки координатной системы технологической дороги и экскаваторного забоя выбраны въездные ворота забоя.

Результаты исследования и их обсуждение

Соответственно, исследования, направленные на разработку альтернативного высокоточного способа позиционирования карьерной техники, являются актуальными. При этом из-за разницы в горно-геологических условиях залегания полезного ископаемого, а также значительного количества способов его вскрытия и отработки разрабатываемое решение не может быть универсальным и подходить для любых условий. В связи с этим авторами введены ограничения по условиям применимости системы определения положения экскаватора в забое, не использующей спутниковую навигацию. Первичным является ограничение по типу транспортной схемы открытой разработки месторождения. Так как система определения координат экскаватора в забое предназначена для совместной работы с самосвалами с АСУД, очевиден выбор транспортных схем разработки карьеров с автомобильным транспортом [1, с. 7–9]. Из них, ввиду значительной распространенности и относительной простоты реализации выбраны схемы разработки, при которых в качестве выемочно-погрузочной машины применяется экскаватор с прямой мехлопатой. Для таких машин наиболее часто на территории Российской Федерации применяются типовые схемы разработки месторождений с использованием автомобильного транспорта (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что представленные типовые схемы разработки имеют общие черты: экскаватор всегда находится внутри забоя, который ограничен с двух сторон уступом с разрабатываемым полезным ископаемым, а с двух других сторон – подъездной дорогой. При этом рабочая площадка, по которой перемещается экскаватор, практически ровная, так как заранее спланирована, и ее уклон должен быть не более 5º [15]. Исходя из вышеописанного, текущее положение экскаватора в забое перед погрузкой можно описать двумя координатами, так как он работает фактически на плоскости и не имеет значительного перемещения вверх или вниз на коротких временных интервалах перемещения вдоль уступа.

Въездные ворота при ручном управлении являются условным участком карьерной автодороги перед въездом в зону ожидания. С применением АСУД в предлагаемом способе для определения координат экскаватора в забое без использования спутниковой навигации наличие въездных ворот, оснащенных специальным оборудованием, является обязательным условием. При этом сами ворота могут представлять собой две мобильные мачты с размещенным оборудованием. Положение въездных ворот на типовой схеме разработки месторождения с использованием автомобильного транспорта при разработке уступа с тупиковым подъездом показано на рис. 2.

Въездные ворота (рис. 2) являются связующим элементом между координатной системой технологической дороги и координатной системой забоя.

missing image file

Рис. 1. Типовые схемы разработки месторождений с использованием автомобильного транспорта, где технология: а – разработки уступа за два прохода; б – разработки уступа за один проход; в, г – разработки уступа с тупиковым подъездом

missing image file

Рис. 2. Расположение въездных ворот при тупиковой схеме разработки

Самосвал подъезжает к въездным воротам, останавливается, АСУД в самосвале переключается с координатной системы технологической дороги на координатную систему забоя. Въездные ворота не требуют точной геодезической привязки к местности и продвигаются вслед за движением забоя. На точность определения координат экскаватора влияют качество измерения расстояния между мачтами въездных ворот и перпендикулярность их установки относительно технологической дороги. Так как въездные ворота выполняют ряд функций, связанных с управлением движением самосвала в забое, то их высота должна быть равна высоте крыши машинного отделения экскаватора. Координаты экскаватора определяются по его смещению относительно двух виртуальных перпендикулярных друг другу координатных осей, вписанных в пространство забоя. Для этого на въездных воротах и на экскаваторе монтируется комплект измерительного оборудования, которое позволяет измерить расстояние по прямой от въездных ворот до экскаватора и угол поворота устройства измерения расстояния относительно виртуальной горизонтальной координатной оси.

missing image file

Рис. 3. IDEF0 схема работы системы определения координат экскаватора в забое: I0 – ввод данных о начале процесса поиска координат экскаватора (команда «Старт»); I1 – расстояние от виртуальной вертикальной оси координат до мачты въездных ворот (мм); М00 – данные от лазерного дальномера; М01 – данные от энкодера в поворотной платформе системы определения координат экскаватора; М02 – алгоритм определения координат экскаватора в забое; С00 – контроль направления устройств для определения координат экскаватора в забое в горизонтальной плоскости; С01 – контроль направления устройств для определения координат экскаватора в забое в вертикальной плоскости; С02 – контроль измерения расстояния; О0 – координата экскаватора по оси 0Х; О1 – координата экскаватора по оси 0У

missing image file

Рис. 4. Декомпозиция схемы IDEF0 работы системы определения координат экскаватора в забое

missing image file

Рис. 5. Схема выполнения этапов определения местоположения экскаватора в забое

Формализация способа определения координат экскаватора в забое была выполнена в виде схемы структурного анализа и IDEF0, отображающей структуру и функции технологического процесса (рис. 3). Такая схема позволяет описать работу системы точного позиционирования экскаватора в забое, где измерение расстояний предложено выполнять на основе ультразвуковой фазированной решетки (УФР) в комбинации с комплексом оптическим средств и без использования средств спутниковой навигации

Декомпозиция схемы работы системы определения координат экскаватора в забое (рис. 3) показана на рис. 4 и отображает последовательность основных действий, а также задействованное оборудование.

На схеме (рис. 4) условно обозначены входные и выходные сигналы в схеме IDEF0, где: I0 – ввод данных о начале процесса поиска координат экскаватора (команда «Старт»); I1 – расстояние от виртуальной вертикальной оси координат до мачты въездных ворот (мм); С011 – направление мобильного устройства по горизонтали; С012 – направление стационарного устройства по горизонтали; М011 – излучатель ультразвуковой фазированной решетки; М012 – поворотная платформа на мобильном устройстве; М013 – приемник ультразвуковой фазированной решетки; М014 – поворотная платформа на стационарном устройстве; С021 – вертикальное положение стационарного устройства; М021 – массив фотодиодов; М022 – точечный лазерный излучатель; М023 – привод вертикальной подстройки; С031 – направление по горизонтали; М031 – массив фотодиодов; М032 – точечный лазерный излучатель; М033 – поворотная платформа на стационарном устройстве; С041 – расстояние до экскаватора от ворот по прямой; С042 – угол поворота лазерного дальномера; М041 – лазерный дальномер; М042 – абсолютный энкодер; С051 – точность расчета; М051 – алгоритм расчета координат; М052 – вычислительное устройство.

На первом этапе производится грубое определение положения экскаватора относительно въездных ворот в горизонтальной плоскости забоя посредством взаимного ориентирования устройств УФР, после чего уже ориентация в вертикальной плоскости и точное измерение расстояний от мачт до экскаватора производится с применением лазерной дальнометрии. Графическое наложение схемы декомпозиции определения координат экскаватора в забое на схему разработки уступа (рис. 5) позволяет наглядно отобразить техническое решение поставленной задачи.

Из схемы на рис. 5 видно, что весь процесс происходит в пять основных этапов, каждый из которых можно подвергнуть дальнейшей декомпозиции. Этапы А01–А03 являются подготовительными и служат для настройки измерительного оборудования. На этапе А04 происходит измерение опорных величин для расчета координат экскаватора (расстояния по прямой от въездных ворот до экскаватора и угол поворота измерительного оборудования относительно виртуальной горизонтальной координатной оси). В ходе этапа А05, исходя из значений опорных величин, рассчитываются координаты экскаватора в двухмерной координатной системе забоя. Таким образом, показана техническая возможность произведения точного позиционирования экскаватора в забое без использования средств спутниковой навигации на основе лазерной дальнометрии и технологии ультразвукового исследования, обеспечивающей электронное динамическое фокусирование с применением ультразвуковой фазированной решетки.

Заключение

В результате выполненной работы формализована научно-техническая задача определения местоположения экскаватора в забое относительно карьерного самосвала без использования спутниковой навигации. Определено место интеграции координатных систем экскаваторного забоя и технологической дороги. Разработан и описан подход к решению поставленной научно-технической задачи, который заключается в использовании комплекса из наземного оптического и ультразвукового оборудования, устанавливаемого на экскаватор и въездные ворота с использованием моторизированных поворотных опор. Выполнено функциональное моделирование по методологии SADT, в результате которого разработаны модели IDEF0, графически представленные в виде схем и описывающие процесс определения координат экскаватора в забое. Представленные в статье модели IDEF0 после дальнейшей декомпозиции позволят разработать алгоритм определения положения экскаватора в забое без использования средств спутниковой навигации, на основе которого будет выполнена программно-аппаратная реализация прототипа системы определения положения экскаватора.