Введение
Проблемную область, связанную с разработкой различных аспектов информационно-ориентированного образования, принято называть информационной дидактикой. Ключевой характеристикой информационной дидактики является рассмотрение информации как дидактической категории, предшествующей знаниям. С одной стороны, в условиях стремительного наращивания содержания образования это востребовано временем, с другой – требует переосмысления базовых элементов образовательной системы, соответствующего развития категориального аппарата педагогики с учетом современного состояния образовательной практики и существующих тенденций развития общества. В статье обозначены методологические проблемы информационной дидактики в аспекте высшего профессионального инженерного образования, предприняты усилия к их научному анализу и разрешению. Обозначены вероятные следствия цивилизационного выбора современного технократического общества в пользу информационно-ориентированного образования.
Актуальность предпринятого исследования заключается:
1) в научном анализе методологических проблем современной информационно-ориентированной парадигмы профессионального инженерного образования путем сопоставления с классической знание-ориентированной парадигмой;
2) в раскрытии противоречия между необходимостью давать студентам систематическую научно обоснованную профессиональную подготовку в единстве фундаментальной, технологической и функциональной составляющих и нацеленностью современного профессионального инженерного образования преимущественно на приобретение устойчивых навыков профессионального функционирования в цифровой среде;
3) в обосновании ведущих принципов педагогического взаимодействия, способствующего всестороннему и полному профессиональному становлению студента в цифровой образовательной среде вуза, с учетом научной базы в теории профессионального инженерного образования, с учетом специфики и вызовов современного технократического общества, с учетом тенденций развития профессиональных инженерных знаний в сфере информационных технологий и разработки программных решений для цифровой экономики.
Цель исследования – анализ научных проблем информационной дидактики в аспекте высшего профессионального инженерного образования, обоснование ведущих принципов педагогического взаимодействия в условиях цифровой трансформации содержания, форм и методов профессионального образования в вузе.
Материалы и методы исследования
Эмпирические и теоретические методы исследования, педагогическое наблюдение, методы педагогических измерений – опрос, анкетирование, тестирование. Исследование проведено в период с 2022 по 2024 г. в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (112 респондентов: бакалавров и магистров по направлению «Прикладная информатика», бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии»).
Анкета содержала вопрос «Какой подход к изучению учебных дисциплин вы считаете предпочтительным для получения вами качественного профессионального образования?», были предложены варианты ответов: «Вначале изучить фундаментальные основы и технологии программной разработки и с этими знаниями выполнить практические работы», «Приступить к выполнению практических работ незамедлительно, а к фундаментальным основам и технологиям обращаться по мере возникновения затруднений».
В анкете требовалось обосновать выбор ответа. Предпочтение первого подхода респонденты чаще всего обосновывают тем, что им удобнее вначале рассмотреть типологию задач и изучить стандартные практики их решения, а только затем приступить к выполнению контрольных заданий. Предпочтение второго подхода объясняют возможностью экономить время на выполнение заданий или достаточностью общедоступных данных для выполнения. Есть и другие обоснования респондентов, которые сводятся к тому, что им хотелось бы изучать всего меньше, но при этом выполнить контрольные задания.
Согласно результатам анкетирования систематическое научно обоснованное изложение теории преподавателем находят невостребованным 48 % респондентов, среди которых 28 % неплохо учится. Эта категория студентов приучена работать самостоятельно и достигать успехов или учится на уровне минимальных требований, без особого энтузиазма к процессу учения. Они предпочитают обсуждать практические вопросы, но одни в качестве свежих идей в разработке программного кода, а другие – в качестве подробных инструкций в приобретении базовых навыков работы средствами и технологиями разработки программных приложений. Как ни странно, и те и другие обладают определенными мотивами к выбранной им профессии. Но одним хватает волевых усилий для самоорганизации, а другим нужны постоянная поддержка и воодушевление и, естественно, строгий контроль достижений.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование направлено на поиск ответов на возникшие вопросы. В частности: чем характеризуется информационно-ориентированное профессиональное образование; какова связь между познавательными психическими процессами студента и информационными процессами с его участием в аспекте формирования у него устойчивых понятий, суждений и умозаключений; в чем состоит контекст педагогического взаимодействия в части управления информационными потоками, в части применения цифрового образовательного контента учебной дисциплины как опосредующего звена между студентом и преподавателем?
Различные аспекты информационно-ориентированного образования в течение ряда лет привлекают пристальное внимание ученых. Имеются значительные достижения в теории и практике профессионального образования в аспекте рассматриваемой проблемы. В частности, К.К. Колин [1] рассматривает основные черты и особенности развития информационного общества, в том числе цифровой трансформации образования. Представлены закономерности и принципы распространения, использования и наращивания жизненно важной информации в ее различных проявлениях, специфике и влиянии на жизнедеятельность человека в современном обществе.
В.А. Дадалко, С.В. Дадалко [2] рассматривают современное образование через призму информационной экономики и наукометрии, изучающей количественные методы развития науки как информационного процесса. Современные достижения наукометрии, принцип рассмотрения науки как информационного процесса оказывают значительное влияние на развитие информационной дидактики, информационно-ориентированного образования.
В трудах Р.А. Шаухаловой [3], В.Б. Алферьевой-Термсикос [4], Д.Г. Зыбина, А.В. Антоновского, Д.Ю. Чуракова [5] рассматриваются различные аспекты цифровой трансформации научной и образовательной деятельности. Ученые пришли к выводу о том, что цифровая трансформация способствует качественному взаимодействию субъектов образовательного процесса в дистанционной форме. Однако ясно и то, что проблемы взаимодействия не могут быть решены исключительно путем цифровой трансформации.
А.Д. Сотников, Г.Р. Катасонова, Е.В. Стригина [6] рассматривают когнитивный, информационный и физический домены в модели информационного взаимодействия как комплекс образовательных подсистем, призванных обеспечить поступательное развитие знаний, умений и компетенций обучаемых. При этом остается неясным вопрос о механизмах трансформации учебной информации в личностное знание.
Вопросы цифровой трансформации процесса подготовки конкурентоспособного выпускника инженерного вуза в работе О.О. Горшковой [7] связываются с компетенциями технического характера. Следует признать, что при всей важности технологий искусственного интеллекта и больших данных для автоматизации информационных процессов все же разрешение педагогических проблем не может быть сведено к техническим процедурам.
В целом анализ научной литературы свидетельствует о важности проблемы информационного взаимодействия субъектов в профессиональном образовании. Тем не менее проблемы информационно-ориентированного образования в аспекте профессиональной подготовки будущих инженеров по различным направлениям информационных технологий и разработки программных приложений для цифровой экономики не исчерпываются затронутыми в публикациях аспектами, остаются недостаточно изученными.
В результате научного анализа современной информационно-ориентированной парадигмы профессионального инженерного образования выявлена ее связь с классической знание-ориентированной парадигмой. А именно, структура профессиональной подготовки студента в обоих случаях остается единой и включает в себя фундаментальную, технологическую и функциональную составляющие. Меняются системные характеристики.
В классическом случае ведущим элементом системы является фундаментальная составляющая, на основе которой разворачивается технологическая, на основе технологической – функциональная. В современном варианте причинно-следственные связи элементов системы выстраиваются в обратном порядке. В первом случае мы получаем сильную интеллектуальную профессиональную базу выпускника, во втором – устойчивые навыки эффективного информационного взаимодействия и профессионального функционирования выпускника в условиях цифровой трансформации сферы деятельности.
Предметом дальнейших исследований является раскрытие возможного противоречия между необходимостью давать студентам систематическую, научно обоснованную профессиональную подготовку в единстве фундаментальной, технологической и функциональной составляющих и нацеленностью современного профессионального инженерного образования преимущественно на приобретение устойчивых навыков профессионального функционирования в цифровой среде.
Знание – это полезная информация, ставшая достоянием личности. Состояние знания жизненно необходимо человеку в быту и в профессии. Учебная информация, прежде чем стать личностным знанием, должна быть целесообразно отобрана, структурированно представлена и методически выверена для наилучшего позитивного усвоения. Научное знание не должно быть подменено информацией с неоднозначной содержательной основой и сущностными противоречиями. Однако в тех случаях, когда студент работает с обилием информационных источников, специальным образом не подготовленных для использования в образовательных целях, педагогическая ситуация существенным образом меняется. На первый план выступает необходимость в аналитических умениях студента, в критическом мышлении студента, которые традиционно в значительной степени вырабатываются преимущественно при систематическом дедуктивном изложении материала преподавателем на занятиях.
В ситуации доминирования дистанционной формы работы студент получает полное систематическое изложение учебного материала не от самого преподавателя, а из его методических материалов. При очном обучении, согласно учебному плану, существенная часть материала также отводится на самостоятельное изучение. Если при систематическом обсуждении учебного материала на лекциях и при должной их проработке на практических занятиях преподаватель имеет возможность обеспечить успешное усвоение студентами фундаментальных, технологических и функциональных основ предстоящей профессии, то в условиях современного информационно-ориентированного образования, когда студент работает больше самостоятельно, эти возможности существенно ограничены. При отсутствии непосредственного контакта в обучении сильнее всего страдает перцептивная сторона общения студента с преподавателем. Информационное взаимодействие, даже полноценное и правильно организованное, не может покрыть весь спектр задач, возложенных на педагогическое взаимодействие в профессиональном образовании в вузе.
В данной ситуации студент самостоятельно усваивает учебную информацию только в той мере, в какой она необходима ему для решения контрольного задания, и, решив задачу, освобождает память и ум от потерявшей актуальность информации, чтобы приступить к обработке другой информации, необходимой для решения следующей практической задачи. Профессиональные знания студента получаются фрагментарными, неполными, несвязными; а навыки формируются не на основе собственных знаний студента, а на основе внешней информации, алгоритма, инструкции. Следовательно, если нет организующего начала, нет инструкций преподавателя, то нет мотивации к учению и практических действий студента.
В итоге студент усваивает профессиональные компетенции, значительно ущемляя свою базовую грамотность, и его компетентность существенным образом ограничивается там, где отсутствует внешний источник информации, так привычный ему в работе. Таким образом, возникает противоречие между базовой грамотностью студента, отсутствием целостности и системности восприятия и понимания студентом востребованных практикой профессиональных знаний и его компетентностным состоянием в части готовности решать профессиональные задачи базового и, возможно, даже творческого уровней.
Создается ситуация, когда студент функционально готов к профессиональным действиям и даже настроен на профессиональное творчество при определенных содержательных пробелах в профессиональной подготовке. При информационно-ориентированном профессиональном образовании студент не ориентирован на накопление собственных знаний, знания быстро устаревают и теряют актуальность, а нужную информацию он всегда может найти в электронном виде и скомпилировать согласно требованиям. Студент в своих практических действиях привыкает полагаться не на собственные знания и опыт деятельности, а на внешнюю информацию, на инструкции.
Таким образом, при использовании в профессиональном образовании информационно-ориентированного подхода акценты в образовательной системе существенным образом смещаются в пользу опоры на наличие устойчивых навыков информационного взаимодействия в цифровой среде современного технократического общества. При этом границы образовательной среды значительно расширяются, теряют четкие контуры и ограничения. Фундаментальная составляющая профессиональной подготовки студента во многом сокращается в пользу функциональной составляющей. Зачастую студент не научается правильно оперировать категориями базовой науки, для решения большинства учебных задач это не требуется. У студента формируется не аналитический ум, а алгоритмический стиль мышления, это делает его эффективным функционером, но не интеллектуальным лидером.
С другой стороны, студент научается умело искать, быстро находить и компилировать профессиональные решения, опираясь на внешние данные. При этом общество и государство оказываются в уязвимом положении, поскольку, манипулируя внешними данными, можно легко манипулировать и принятыми решениями в любой сфере профессиональной деятельности. В этом заключаются вероятные следствия цивилизационного выбора современного технократического общества в пользу информационно-ориентированного образования. Возможно, это обстоятельство послужило одной из причин корректировки образовательной стратегии государства, в результате чего в нашей стране появилась целая сеть исследовательских университетов, выполняющих свою роль в восстановлении интеллектуального и обеспечении технологического лидерства страны в мире.
Профессиональное образование, особенно в сфере информационных технологий, перестает быть уделом избранных, имеющих классическое университетское образование и многолетний позитивный опыт систематического изложения учебных дисциплин. Этот факт требуется воспринимать как данность, как один из постулатов современного информационно-ориентированного образования и выстраивать свою педагогическую деятельность в соответствии с педагогическими реалиями, тенденциями развития инженерной профессии. Именно тенденции развития профессии, слишком быстрые изменения содержания профессиональной деятельности инженера сферы информационных технологий привели к доминированию информационно-ориентированного подхода в преподавании дисциплин.
В результате проведенного исследования с применением теоретических и эмпирических методов, были выявлены следующие принципы педагогического взаимодействия, отражающие сущность и преобразующее значение информационно-ориентированного профессионального образования, способствующие всестороннему и полному профессиональному становлению студента в цифровой образовательной среде вуза:
1) принятие учебной информации в качестве дидактической категории, предшествующей субъектному знанию, обозначающей содержательное наполнение образовательного стандарта в соответствии с образовательными запросами общества;
2) принятие учебной информации в качестве объекта познания, являющегося промежуточным состоянием научного знания при его трансформации в субъектное знание вследствие самостоятельной творческой активности познающего субъекта;
3) принятие учебной информации в качестве предмета дидактического анализа с позиции оптимального ее структурирования и эффективного представления, позволяющего обучаемым самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные траектории;
4) принятие учебной информации в качестве содержания познания, предметная сущность, научное значение и личностный смысл которой раскрываются в педагогическом взаимодействии, что предопределяет характер ее усвоения и структуру субъектного знания;
5) принятие информационных процессов на уровне общения, мышления и деятельности познающего субъекта в качестве элементарных составляющих высокотехнологичного, алгоритмизированного, частично автоматизированного процесса учения;
6) принятие познавательной активности студента как движущей силы процесса учения, значимо влияющего на достижение результативности информационных процессов в познании субъекта вследствие организующего и вдохновляющего педагогического взаимодействия.
Выдвинутые тезисы требуют детального и последовательного описания в теории и практике профессионального инженерного образования. В частности, согласно первому принципу, учебная информация принимается в качестве дидактической категории, предшествующей субъектному знанию, она же обозначает содержательное наполнение образовательного стандарта в соответствии с образовательными запросами общества. В данном контексте под учебной информацией следует понимать систематизированные данные из профессиональной области знания, которые содержательно структурированы согласно программе учебной дисциплины, научно обоснованы, практически востребованы, технологически выверены, компактно представлены, методически проработаны и подготовлены к высокотехнологичной демонстрации и активному усвоению студентами.
Во втором принципе зафиксированы два важных момента: первый – «учебная информация является объектом познания и потому должна удовлетворять соответствующим условиям согласно оговоренной дефиниции», второй – «учебная информация может быть успешно трансформирована в субъектное знание только лишь вследствие самостоятельной творческой активности познающего субъекта».
Третий принцип фиксирует дидактический анализ учебной информации в качестве научной проблемы информационной дидактики, заключающейся в оптимальном структурировании и эффективном представлении, позволяющем выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Согласно четвертому принципу педагогическое взаимодействие предопределяет характер усвоения учебной информации и структуру субъектного знания, в котором воплощаются предметная сущность, научное значение и личностный смысл содержания познания. Педагогическое взаимодействие играет ведущую роль в надлежащем усвоении учебной информации, ее цель заключается в организации информационных процессов таким образом, чтобы наилучшим образом способствовать правильной структурной организации субъектного знания, сохранив сущность, значение и смысл исходного знания.
Пятый принцип фиксирует важность таких информационных процессов, как «накопление», «преобразование» и «приращение», их глубокую связь с уровнем общения, мышления и деятельности познающего субъекта. Этот принцип также подчеркивает целесообразность значительного сокращения временных затрат и интеллектуальных усилий на информационные процессы, поддающиеся автоматизации.
Шестой принцип закрепляет познавательную активность студента в качестве движущей силы процесса учения, значимо влияющего на достижение результативности информационных процессов в познании субъекта вследствие организующего и вдохновляющего педагогического взаимодействия. На результативность информационно-ориентированного образования преподаватель может повлиять соответствующим развитием познавательной активности студента.
В представленных принципах по-новому расставлены акценты в профессиональном образовании, сообразно информационно-ориентированному образованию, по-особенному выстроены структурные элементы системы, причинно-следственные отношения, по-иному расставлены приоритеты. Значение и сущность профессионального инженерного образования наполнены новым смыслом, соответствующим информационно-ориентированному образованию. Практика показывает, что следование указанным принципам при изучении технических дисциплин позволяет по-новому выстраивать педагогическую деятельность в соответствии с вызовами времени, особенностями современного технократического общества.
Таким образом, цифровая трансформация содержания, форм и методов профессионального образования соответствует вызовам современного технократического общества, учитывает тенденции развития профессиональных инженерных знаний, предоставляет значительные преимущества в преподавании информационных технологий и разработки программных решений для цифровой экономики. Возможные несоответствия информационно-ориентированного профессионального образования и требований к профессиональной подготовке студентов могут быть нивелированы совершенствованием педагогического взаимодействия на основе предложенных принципов.
Заключение
Знание – это достояние личности, основа ремесла и профессионального мировоззрения, она позволяет студенту найти свое место в мире профессий. Информация же всегда отчуждена от носителя, она не влияет на состояние знания, не характеризует степень овладения профессией. Универсальные компетенции по работе с цифровыми данными, хотя весьма и весьма востребованы сегодня, увы, сами по себе недостаточны для успешного решения профессиональных задач. Возможная подмена систематических знаний студента на только лишь умение работать с информацией пагубна для любой профессии.
Информационно-ориентированный подход в профессиональном образовании способствует подготовке эффективных функционеров, что особенно актуально в непростой ситуации с обеспеченностью инженерными кадрами в стране. Однако этот же подход отнюдь не способствует образованию и воспитанию интеллектуальной элиты, способной предложить прорывные решения мирового уровня в области современных проблем в сфере профессий.
В результате предпринятого исследования обоснованы ведущие принципы педагогического взаимодействия преподавателя и студента в условиях цифровой трансформации содержания, форм и методов профессионального инженерного образования. Практика преподавания показывает, что при соблюдении выделенных принципов педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, в условиях доминирования информационно-ориентированного подхода, в определенной мере способствует развитию профессионализма студентов, будущих инженеров сферы информационных технологий.
Важный, основополагающий контекст педагогического взаимодействия в части управления информационными потоками, в части применения цифрового образовательного контента учебной дисциплины, состоит в обеспечении студентов необходимым познавательным инструментарием для последовательного и поступательного развития у них научно обоснованной, всесторонней и крепкой базы профессиональных знаний, четких навыков, гибкости ума, аналитических способностей и критического мышления.