Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTEGRATION AS A CONDITION FOR QUALITY EDUCATIONAL RESULT IN HIGHER MEDICAL SCHOOL

Alpatova M.P. 1
1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
1332 KB
The aim of the study is focused on conducting a systematic analysis of the concept of “integration” and determining its significance in ensuring the effectiveness of the educational process. The methodological basis of the study was a systematic analysis of scientific publications presented in global citation indices. The articles were searched by keywords: integration, integrative approach in the educational process. The search depth amounted to 10 years. The study analyzed the experience of implementing integration in the educational process at different levels of the educational system, which allowed us to investigate the integration frame suitable for implementation in higher education institutions, including medical schools. This approach guarantees a coherent synthesis of theoretical knowledge and practical skills, favors the acquisition of universal competencies by graduates and increases their competitive advantage in the labor market. Integration in the educational field symbolizes an instrument of progress, transformation and improvement of pedagogical and scientific methods. Summarizing the research results drawn from a number of scientific works, it can be argued that integration is capable of inducing the development of original strategies that promote quality education in higher education, including medical education institutions. The results of the work can serve as a foundation for the development of integrated subjects, courses and teaching materials that meet modern requirements and standards.
integration
integrative approach
interdisciplinary links
integrated lessons
integrated course
integration structure

Введение

Современные процессы глобализации характеризуются консолидацией единого мирового рынка, активным развитием межгосударственных связей, адаптацией социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурной универсализацией и становлением всеобщего информационного пространства.

Глобализация в сфере образования заключается в развитии единого образовательного пространства, формировании мирового рынка труда и образовательных услуг, повышении методического, технического и материального уровня образовательных учреждений, развитии профессионального самосознания и индивидуальных ценностей учащихся, укреплении позиций будущих специалистов в различных областях и предоставлении возможностей для их самореализации.

Интеграционные процессы играют ключевую роль в повышении эффективности достижения глобальных образовательных целей, поскольку они способствуют усилению взаимодействия между различными участниками образовательного процесса и обеспечивают синергетический эффект от объединения их усилий.

В настоящее время интеграционные явления в образовательной сфере способствуют формированию новых направлений исследований, синтезу знаний и развитию междисциплинарного подхода в решении сложных научных проблем.

Эккаутинг академических источников дает основание полагать, что в науке на сегодняшний день так и не существует единого разъяснения дефиниции «интеграция». Нередко встречается ряд терминов, имеющих общий корень: «интегрированные и интегративные курсы», «интегрированный факультет», «интегрированная специальность», «интегрированная педагогическая квалификация», «интегрированное обучение», «интегрированный урок» и т.д. Существует ряд авторитетных исследований в области педагогики и психологии, посвященных различным педагогическим и психологическим аспектам интеграции [1].

Цель исследования – осуществление системного анализа понятия «интеграция» и определение его значимости для результатов образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялись методы теоретического анализа, включая обобщение и систематизацию подходов и теорий к пониманию интеграции в образовательном процессе. Это позволило выявить основные принципы и особенности интегративного подхода, а также определить его роль в формировании профессиональных компетенций у обучающихся.

В качестве информационной базы выступили открытые российские и зарубежные порталы и библиотеки в сети Интернет, размещающие достоверные научные исследования за последнее десятилетие (2024–2014 гг.): ResearchGate, Киберленинка, ScienceGate. Для отбора статей использовались следующие ключевые слова: интеграция, интегративный подход, реализация интегративного подхода в образовательной сфере.

Был применен сравнительно-сопоставительный метод для анализа и синтеза существующих материалов с целью создания единой структуры представления об интеграции.

Результаты исследования и их обсуждение

В современном мире понятия «интеграция» и «интегративный подход» широко используются и рассматриваются в разных областях (образование, экономика, политика).

Понятие интеграции в политической сфере, согласно С.И. Бостану, представляет собой формирование единого экономического, политического и военно-стратегического пространства в процессе «сближения» государств в ключевых сферах государственного регулирования и межгосударственного сотрудничества [2].

В экономической сфере понимание интеграции исходит из опоры на процесс согласованности и координации, наращивания экономического и производственного партнерства, союза национальных хозяйств двух и более государств, а также транснационализации хозяйственной жизни [3].

Исследование сущности универсалий «интеграция», «интеграция науки и научных знаний» с позиции философского учения показывает, что ученые для дескрипции данных понятий обращаются к терминам, заимствованным из теоретических положений о системах: «система», «связи», «целостность», «элементы», «компоненты» [4].

В историческом контексте образования важно отметить, что интеграция имеет глубокие дидактические корни. О.В. Ощепкова и Ю.В. Благов в исследовании теоретических основ реализации интегративного подхода в образовательном процессе утверждают, что истоки интеграции относятся к далекому прошлому «классической» педагогики (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и др.) [5].

Интеграционные процессы в системе высшегопрпрофессионального образования рассматриваются современными исследователями с разных точек зрения, в числе которых: а) интеграция как слияние наиболее оптимальных образовательных элементов с последующим образованием новой структуры; б) интеграция – алгоритм действий; в) интеграция – результат (продукт), полученный по итогу процесса интеграции [6].

На основании анализа существующих исследований интегративным можно назвать методологический подход, базирующийся на целостном объединении различных компонентов для решения образовательных и научных задач. В то время как интеграция является процессом объединения частей в единое целое, а также результатом данного процесса [7].

Все вышесказанное приводит к пониманию, что интеграция – это ключевой элемент интегративного подхода, который предполагает объединение различных аспектов и элементов для достижения общей цели.

Внедрение интегрированного содержания в современную образовательную практику обусловлено трансформацией научного познания, которое фокусируется на междисциплинарных исследованиях, взаимодействии естественнонаучных теорий и информационных технологий [7].

Прикладная педагогика отражает разнообразные стратегии к решению вопросов согласования целого и его частей. Изучение практического применения интегративного подхода в образовании продемонстрировало значительное количество исследований в этой области.

Российские педагоги-практики рассматривают интеграцию в образовательном процессе через призму междисциплинарных (межпредметных) связей [8]. Помимо межпредметной интеграции существует внутрипредметная интеграция, которая происходит внутри одного предмета и может включать новый содержательный материал, не входящий в учебные дисциплины.

В работах российских ученых рассматриваются различные методы интеграции информационно-коммуникационных, цифровых и интерактивных образовательных технологий [9]. Они изучают способы объединения теоретических и практических знаний, а также возможности использования электронных средств в обучении.

Вышеизложенное указывает на то, что интеграция в образовании может проявляться в виде абсолютно новых учебных дисциплин с обновленным содержанием, нового предмета (курса) с модифицированной структурой, интегрированных курсов, объединяющих материалы нескольких предметов, или единичных интегративных занятий разного уровня и характера.

Между тем, как обоснованно подчеркивают отдельные исследователи [10], интеграция не обеспечит ожидаемого образовательного эффекта, если она будет носить поверхностный характер и не иметь четких образовательных задач. В некоторых случаях интеграция дисциплин может привести к негативным результатам, поскольку попытки объединить содержание разных предметов без учета их специфики и значимости могут снизить качество образования и не способствовать формированию необходимых компетенций у обучающихся.

1. Потенциал использования интегративного подхода в организации образовательного процесса. Важнейшими результатами применения интегративного подхода являются: формирование целостного восприятия мира, развитие новых навыков и умений благодаря взаимопроникновению и обогащению системы элементами различных систем, формирование личности, свободной от стереотипов и способной самостоятельно определять дальнейшие действия, развитие творческих способностей и готовности находить решения в нестандартных ситуациях, а также формирование профессиональных компетенций, необходимых в конкретной области [11].

2. Результативность применения интегративного подхода в обучении учащихся разных ступеней образования.

В результате проведения М.А. Николаевой опытно-экспериментальной работы было выявлено положительное влияние интегративных курсов («Введение в рекламную деятельность», «История рекламы и средств массовой информации», «Основы рекламы») на экспериментальную группу. Кроме того, был успешно внедрен интегративный подход к содержанию и организации учебно-ознакомительной и производственной практики для студентов специальности «Реклама» на базе кафедр рекламы и связей с общественностью в Уральском государственном педагогическом университете, Институте массовых коммуникаций в Нижнетагильской социально-педагогической академии и кафедре связей с общественностью в Тамбовском государственном техническом университете [12, с. 142].

Л.А. Сайтбагина разработала программу и сценарии развития исследовательской деятельности для студентов магистратуры. Эта программа была реализована в ОмГПУ на магистерских программах «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» на протяжении двух лет. Итоги исследования продемонстрировали положительную динамику развития компонентов исследовательской деятельности, что подтверждает успешность развития исследовательской деятельности студентов университета [13, с. 91].

Пример успешного междисциплинарного взаимодействия учебных предметов в Санкт-Петербургском политехническом университете включает «Профессионально-ориентированный вводный курс по базам данных на английском языке», который преподается преподавателем иностранных языков на втором курсе для подготовки студентов к восприятию лекций на английском языке [14, с. 63].

Таким образом, изучение опыта применения интеграции в образовательном процессе подтверждает ее эффективность.

Структура интеграции в образовании

Этапы

Подэтапы

Цель

Целеполагание

Определение цели и задач, необходимых для достижения планируемого результата – формирования у аспирантов медицинского вуза необходимой компетенции

Организационный

Диагностический

Определение стартовой базы знаний, умений и навыков обучающихся в рамках данной компетенции

Аналитический

Осуществление анализа полученных на диагностическом подэтапе данных, определение ориентиров деятельности преподавателя

Прогностический

Проектирование образовательных результатов, предполагаемых для овладения обучающимися

Методический

Разработка содержания с учетом результатов диагностического и аналитического подэтапов для достижения единой цели, определенной на этапе целеполагания

Отбор средств (технологий, методов, приемов) для получения качественного результата в формировании необходимой компетенции

Формирование средств для оценки знаний, умений и навыков обучающихся (фонд оценочных средств)

Деятельностный

Осуществление непосредственной работы с обучающимися на основании учета результатов диагностического и аналитического подэтапов, а также реализации совокупных средств, разработанных в рамках методического подэтапа.

Результативный

Проведение оценки качества сформированности образовательных результатов в контексте необходимой компетенции

Рефлексивный

Анализ эффективности проведенной работы, коррекция и уточнение ее структурных и содержательных моментов

3. Возможности организации интеграции в условиях высшей медицинской школы.

Процесс интеграции представляет собой не простое перенесение, не механическое соединение. Каждый из компонентов, вовлеченных в интеграционный процесс, получая информацию (концептуальные идеи, принципы, цели, методы, формы и средства обучения) от других и адаптируя ее к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами.

Саттлер приводит типологию, объясняющую различные типы интегрированного с работой обучения в системе высшего образования Онтарио. опыт обучения в колледжах и университетах, включая: систематическое обучение, при котором рабочее место является «центральным элементом обучения» (например, стажировка); структурированный учебный процесс [15, c. 29].

Ряд исследователей (Купер, Оруэлл и Боуден) маркируют семь ключевых аспектов интеграционного процесса: цель, контекст, характер интеграции, вопросы учебной программы, обучение, системное партнерство и структурное сотрудничество, содействие обучающемуся [15, с. 31].

К способам интеграции Н.К. Чапаев относит унификацию, универсализацию, категориальный синтез, экстраполяцию, обобщение. К средствам интегрирования Н.К. Чапаев относит материальные системы (механизмы, модели, аппараты) и идеальные системы (знания, навыки, умения).

Структура интегративного подхода к обучению включает в себя аспекты, принципы, цели и результат [16, с. 32].

Анализ ряда исследований [6; 10; 16] привел нас к созданию единой системы образовательной интеграции (таблица).

Разработанная структура демонстрирует интеграцию как системный механизм, способствующий формированию новых характеристик и свойств, отсутствующих у отдельных образовательных компонентов.

Заключение

Изучение научно-теоретических и психолого-педагогических источников позволяет заключить, что интеграция в образовании представляет собой аффилированность содержания различных образовательных составляющих для осознанного конструирования у обучающихся органической, всесторонней и взаимообусловленной системы взглядов.

Интегративный подход в современной образовательной стратегии подготовки кадров можно признать прогрессивным вектором развития. Он гарантирует консолидацию системы знаний, усиливает ее интегральность, а также содействует генерации компетенций (информационной, коммуникативной, личностно-ценностной) учащихся.

Интеграция в высшем медицинском образовании способна обеспечить синергетический эффект, объединяя теоретические знания и практические навыки студентов, что позволит сформировать у будущих врачей целостное представление о своей профессии, развить критическое мышление и способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям современной медицины.