Введение
Современные процессы глобализации характеризуются консолидацией единого мирового рынка, активным развитием межгосударственных связей, адаптацией социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурной универсализацией и становлением всеобщего информационного пространства.
Глобализация в сфере образования заключается в развитии единого образовательного пространства, формировании мирового рынка труда и образовательных услуг, повышении методического, технического и материального уровня образовательных учреждений, развитии профессионального самосознания и индивидуальных ценностей учащихся, укреплении позиций будущих специалистов в различных областях и предоставлении возможностей для их самореализации.
Интеграционные процессы играют ключевую роль в повышении эффективности достижения глобальных образовательных целей, поскольку они способствуют усилению взаимодействия между различными участниками образовательного процесса и обеспечивают синергетический эффект от объединения их усилий.
В настоящее время интеграционные явления в образовательной сфере способствуют формированию новых направлений исследований, синтезу знаний и развитию междисциплинарного подхода в решении сложных научных проблем.
Эккаутинг академических источников дает основание полагать, что в науке на сегодняшний день так и не существует единого разъяснения дефиниции «интеграция». Нередко встречается ряд терминов, имеющих общий корень: «интегрированные и интегративные курсы», «интегрированный факультет», «интегрированная специальность», «интегрированная педагогическая квалификация», «интегрированное обучение», «интегрированный урок» и т.д. Существует ряд авторитетных исследований в области педагогики и психологии, посвященных различным педагогическим и психологическим аспектам интеграции [1].
Цель исследования – осуществление системного анализа понятия «интеграция» и определение его значимости для результатов образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
В исследовании применялись методы теоретического анализа, включая обобщение и систематизацию подходов и теорий к пониманию интеграции в образовательном процессе. Это позволило выявить основные принципы и особенности интегративного подхода, а также определить его роль в формировании профессиональных компетенций у обучающихся.
В качестве информационной базы выступили открытые российские и зарубежные порталы и библиотеки в сети Интернет, размещающие достоверные научные исследования за последнее десятилетие (2024–2014 гг.): ResearchGate, Киберленинка, ScienceGate. Для отбора статей использовались следующие ключевые слова: интеграция, интегративный подход, реализация интегративного подхода в образовательной сфере.
Был применен сравнительно-сопоставительный метод для анализа и синтеза существующих материалов с целью создания единой структуры представления об интеграции.
Результаты исследования и их обсуждение
В современном мире понятия «интеграция» и «интегративный подход» широко используются и рассматриваются в разных областях (образование, экономика, политика).
Понятие интеграции в политической сфере, согласно С.И. Бостану, представляет собой формирование единого экономического, политического и военно-стратегического пространства в процессе «сближения» государств в ключевых сферах государственного регулирования и межгосударственного сотрудничества [2].
В экономической сфере понимание интеграции исходит из опоры на процесс согласованности и координации, наращивания экономического и производственного партнерства, союза национальных хозяйств двух и более государств, а также транснационализации хозяйственной жизни [3].
Исследование сущности универсалий «интеграция», «интеграция науки и научных знаний» с позиции философского учения показывает, что ученые для дескрипции данных понятий обращаются к терминам, заимствованным из теоретических положений о системах: «система», «связи», «целостность», «элементы», «компоненты» [4].
В историческом контексте образования важно отметить, что интеграция имеет глубокие дидактические корни. О.В. Ощепкова и Ю.В. Благов в исследовании теоретических основ реализации интегративного подхода в образовательном процессе утверждают, что истоки интеграции относятся к далекому прошлому «классической» педагогики (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и др.) [5].
Интеграционные процессы в системе высшегопрпрофессионального образования рассматриваются современными исследователями с разных точек зрения, в числе которых: а) интеграция как слияние наиболее оптимальных образовательных элементов с последующим образованием новой структуры; б) интеграция – алгоритм действий; в) интеграция – результат (продукт), полученный по итогу процесса интеграции [6].
На основании анализа существующих исследований интегративным можно назвать методологический подход, базирующийся на целостном объединении различных компонентов для решения образовательных и научных задач. В то время как интеграция является процессом объединения частей в единое целое, а также результатом данного процесса [7].
Все вышесказанное приводит к пониманию, что интеграция – это ключевой элемент интегративного подхода, который предполагает объединение различных аспектов и элементов для достижения общей цели.
Внедрение интегрированного содержания в современную образовательную практику обусловлено трансформацией научного познания, которое фокусируется на междисциплинарных исследованиях, взаимодействии естественнонаучных теорий и информационных технологий [7].
Прикладная педагогика отражает разнообразные стратегии к решению вопросов согласования целого и его частей. Изучение практического применения интегративного подхода в образовании продемонстрировало значительное количество исследований в этой области.
Российские педагоги-практики рассматривают интеграцию в образовательном процессе через призму междисциплинарных (межпредметных) связей [8]. Помимо межпредметной интеграции существует внутрипредметная интеграция, которая происходит внутри одного предмета и может включать новый содержательный материал, не входящий в учебные дисциплины.
В работах российских ученых рассматриваются различные методы интеграции информационно-коммуникационных, цифровых и интерактивных образовательных технологий [9]. Они изучают способы объединения теоретических и практических знаний, а также возможности использования электронных средств в обучении.
Вышеизложенное указывает на то, что интеграция в образовании может проявляться в виде абсолютно новых учебных дисциплин с обновленным содержанием, нового предмета (курса) с модифицированной структурой, интегрированных курсов, объединяющих материалы нескольких предметов, или единичных интегративных занятий разного уровня и характера.
Между тем, как обоснованно подчеркивают отдельные исследователи [10], интеграция не обеспечит ожидаемого образовательного эффекта, если она будет носить поверхностный характер и не иметь четких образовательных задач. В некоторых случаях интеграция дисциплин может привести к негативным результатам, поскольку попытки объединить содержание разных предметов без учета их специфики и значимости могут снизить качество образования и не способствовать формированию необходимых компетенций у обучающихся.
1. Потенциал использования интегративного подхода в организации образовательного процесса. Важнейшими результатами применения интегративного подхода являются: формирование целостного восприятия мира, развитие новых навыков и умений благодаря взаимопроникновению и обогащению системы элементами различных систем, формирование личности, свободной от стереотипов и способной самостоятельно определять дальнейшие действия, развитие творческих способностей и готовности находить решения в нестандартных ситуациях, а также формирование профессиональных компетенций, необходимых в конкретной области [11].
2. Результативность применения интегративного подхода в обучении учащихся разных ступеней образования.
В результате проведения М.А. Николаевой опытно-экспериментальной работы было выявлено положительное влияние интегративных курсов («Введение в рекламную деятельность», «История рекламы и средств массовой информации», «Основы рекламы») на экспериментальную группу. Кроме того, был успешно внедрен интегративный подход к содержанию и организации учебно-ознакомительной и производственной практики для студентов специальности «Реклама» на базе кафедр рекламы и связей с общественностью в Уральском государственном педагогическом университете, Институте массовых коммуникаций в Нижнетагильской социально-педагогической академии и кафедре связей с общественностью в Тамбовском государственном техническом университете [12, с. 142].
Л.А. Сайтбагина разработала программу и сценарии развития исследовательской деятельности для студентов магистратуры. Эта программа была реализована в ОмГПУ на магистерских программах «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» на протяжении двух лет. Итоги исследования продемонстрировали положительную динамику развития компонентов исследовательской деятельности, что подтверждает успешность развития исследовательской деятельности студентов университета [13, с. 91].
Пример успешного междисциплинарного взаимодействия учебных предметов в Санкт-Петербургском политехническом университете включает «Профессионально-ориентированный вводный курс по базам данных на английском языке», который преподается преподавателем иностранных языков на втором курсе для подготовки студентов к восприятию лекций на английском языке [14, с. 63].
Таким образом, изучение опыта применения интеграции в образовательном процессе подтверждает ее эффективность.
Структура интеграции в образовании
Этапы |
Подэтапы |
Цель |
Целеполагание |
Определение цели и задач, необходимых для достижения планируемого результата – формирования у аспирантов медицинского вуза необходимой компетенции |
|
Организационный |
Диагностический |
Определение стартовой базы знаний, умений и навыков обучающихся в рамках данной компетенции |
Аналитический |
Осуществление анализа полученных на диагностическом подэтапе данных, определение ориентиров деятельности преподавателя |
|
Прогностический |
Проектирование образовательных результатов, предполагаемых для овладения обучающимися |
|
Методический |
Разработка содержания с учетом результатов диагностического и аналитического подэтапов для достижения единой цели, определенной на этапе целеполагания |
|
Отбор средств (технологий, методов, приемов) для получения качественного результата в формировании необходимой компетенции |
||
Формирование средств для оценки знаний, умений и навыков обучающихся (фонд оценочных средств) |
||
Деятельностный |
Осуществление непосредственной работы с обучающимися на основании учета результатов диагностического и аналитического подэтапов, а также реализации совокупных средств, разработанных в рамках методического подэтапа. |
|
Результативный |
Проведение оценки качества сформированности образовательных результатов в контексте необходимой компетенции |
|
Рефлексивный |
Анализ эффективности проведенной работы, коррекция и уточнение ее структурных и содержательных моментов |
3. Возможности организации интеграции в условиях высшей медицинской школы.
Процесс интеграции представляет собой не простое перенесение, не механическое соединение. Каждый из компонентов, вовлеченных в интеграционный процесс, получая информацию (концептуальные идеи, принципы, цели, методы, формы и средства обучения) от других и адаптируя ее к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами.
Саттлер приводит типологию, объясняющую различные типы интегрированного с работой обучения в системе высшего образования Онтарио. опыт обучения в колледжах и университетах, включая: систематическое обучение, при котором рабочее место является «центральным элементом обучения» (например, стажировка); структурированный учебный процесс [15, c. 29].
Ряд исследователей (Купер, Оруэлл и Боуден) маркируют семь ключевых аспектов интеграционного процесса: цель, контекст, характер интеграции, вопросы учебной программы, обучение, системное партнерство и структурное сотрудничество, содействие обучающемуся [15, с. 31].
К способам интеграции Н.К. Чапаев относит унификацию, универсализацию, категориальный синтез, экстраполяцию, обобщение. К средствам интегрирования Н.К. Чапаев относит материальные системы (механизмы, модели, аппараты) и идеальные системы (знания, навыки, умения).
Структура интегративного подхода к обучению включает в себя аспекты, принципы, цели и результат [16, с. 32].
Анализ ряда исследований [6; 10; 16] привел нас к созданию единой системы образовательной интеграции (таблица).
Разработанная структура демонстрирует интеграцию как системный механизм, способствующий формированию новых характеристик и свойств, отсутствующих у отдельных образовательных компонентов.
Заключение
Изучение научно-теоретических и психолого-педагогических источников позволяет заключить, что интеграция в образовании представляет собой аффилированность содержания различных образовательных составляющих для осознанного конструирования у обучающихся органической, всесторонней и взаимообусловленной системы взглядов.
Интегративный подход в современной образовательной стратегии подготовки кадров можно признать прогрессивным вектором развития. Он гарантирует консолидацию системы знаний, усиливает ее интегральность, а также содействует генерации компетенций (информационной, коммуникативной, личностно-ценностной) учащихся.
Интеграция в высшем медицинском образовании способна обеспечить синергетический эффект, объединяя теоретические знания и практические навыки студентов, что позволит сформировать у будущих врачей целостное представление о своей профессии, развить критическое мышление и способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям современной медицины.