Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CRITERIA-DIAGNOSTIC APPARATUS FOR ASSESSING CHANGES IN THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE UNIVERSITY

Shartdinov A.Sh. 1
1 Ufa University of Science and Technology
1594 KB
The aim of the study is to present the data obtained during the implementation of the assessment of the level of professionalism of cadets of the military training center of the university by a few criteria of their competence. The data of academic performance, attendance, adaptability, competence and professionalism of 185 cadets, who were divided into two groups: experimental and control; the methods of questionnaires, testing, observation, expert evaluation, processing of results, as well as the methods “The level of students‘ sociability” by Y.Y. Andreev, “Motives for choosing a profession” by E.F. Zeer, “Identifying the level of students’ sociable culture” by V.S. Chernyavskaya were used. In order to verify the reliability of differences between empirical results, Pearson’s χ2-criterion was used, the calculation of which was carried out using the program SPSS Statistics 12.0. Based on classical ideas about the structure of personality and the content of the basic concept of “professional competence”, the problem was analyzed, and the effectiveness of the proposed model was evaluated. According to the results obtained during the forming stage of the pedagogical experiment, the positive dynamics of growth of all criteria: target, activity, personality, and performance in the experimental groups of cadets of two military specialties in comparison with the control groups were revealed.
cadet training
professionalism
competence
competence
assessment of training

Введение

Сегодня, когда государство оказалось в сложной геополитической ситуации, вопрос подготовки военных курсантов является ключевым, что обусловлено множеством факторов, главным из которых является потребность страны в высокопрофессиональных военных, способных не только адаптироваться к новым условиям военных действий, но и адекватно распределять силы и возможности вверенных им частей. На этот аспект в своих работах указывали К.А. Абульханова-Славская, Н.Г. Алексеев, А.А. Бодалев, А.И. Демидов, Н.С. Злобин и пр.

Как результат, актуальной становится тема внутривузовской работы с курсантами и развитие учебных центров, которые в той или иной степени направлены на оперативную работу в рамках современных инноваций и государственных требований.

Но на примере военного учебного центра ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (ВУЦ) можно сказать, что опора на инновации является второстепенной для самих педагогов, что, безусловно, влечет за собой ряд последствий, таких как отсутствие заинтересованности и мотивации к обучению, а также низкий уровень профпригодности выпускников.

Цель исследования – представить данные по реализации оценки уровня профессионализма курсантов по ряду критериев их компетентности.

Материалы и методы исследования

На протяжении пяти лет проводились исследования на базе ВУЦ. Работа опиралась на данные успеваемости, посещаемости, адаптивности, компетентности и профессионализма 185 курсантов, обучавшихся на двух специальностях: ВУС-461200, ВУС-416300. Курсанты были поделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Обучающиеся экспериментальной группы проходили учебную программу с рядом изменений и модификаций, в то время как курсанты контрольной группы следовали традиционной программе подготовки.

Критериально-диагностический инструментарий, который использовался для проведения оценки уровня сформированности профессиональной компетентности курсантов ВУЦ вуза, включал такие элементы, как:

− анкетирование (курсанты заполняли анкеты в рамках программы проведения оценки их знаний, умений, навыков, склонностей и психологических особенностей/состояний);

− тестирование (предоставленные тесты и проверочные работы охватывали весь состав участников эксперимента, но на разных этапах прохождения обучения, что позволяло сформировать динамику изменений и оценить особенности развития компетенции и мотивации обучающихся);

− наблюдение (на протяжении пятилетнего срока проведения педагогического эксперимента курсанты из экспериментальной и контрольной групп находились под независимым контролем со стороны экспертов, которые отслеживали их успеваемость, склонность к нарушениям дисциплины, особенности адаптации и межличностного общения и прочие аспекты жизни, касающиеся как личных, так и учебных показателей);

− экспертная оценка (курсанты групп получили характеристики от экспертов, касающиеся достижений как в обучении, так и в рамках личностного роста, были указаны недостатки, которые обучающиеся могли исправить за оставшееся время обучения; образовательные программы, которые были изучены экспертами, также получили характеристики и рекомендации по обновлению, совершенствованию и включению методов и форм работы, включающих инновации и интерактивность);

− обработка результатов (опираясь на непредвзятое мнение и объективную оценку экспертов, с использованием коэффициента корреляции Пирсона, производился расчет результатов курсантов ЭГ и КГ, что позволило говорить о надежности и объективности выбранной системы оценивания).

Подобранный инструментарий соответствует таким требованиям, как объективность (так как приглашенные эксперты не были заинтересованы в личном продвижении представителей какой-либо группы), оперативность (экспертная проверка проходила без длительных контрольных фаз и реализовывалась на момент завершения эксперимента), технологичность (использование инновационных методов и приемов обеспечило данный аспект). Кроме того, полученные данные также можно назвать надежными, что определяется совокупностью всех вышеописанных критериев работы с данными курсантов.

Для выявления целевого, личностного, деятельностного, результативного критериев и соответствующих им показателей, обеспечивающих объективность, комплементарность, целенаправленность контроля и оценки эффективности проводимого эмпирического исследования, была осуществлена подборка методик, в рамках которых и проводилась оценка. К ним относятся: «Уровень коммуникабельности студентов», модифицированная анкета Ю.Ю. Андреева [1]; «Мотивы выбора профессии» Э.Ф. Зеера [2]; «Выявление уровня коммуникативной культуры студентов», модифицированная анкета В.С. Чернявской [3]; тесты В.А. Ядова на профнаправленность [4].

Данный перечень методов и методик оценивания отдельных компонентов профессиональной компетенции курсантов позволил сформировать ключевые требования к преобразованию структуры образовательного процесса и изменить подходы самих преподавателей к подготовке занятий.

Ключевыми способами проверки были качественный и количественный анализ, а также теоретико-методическая интерпретация результатов анкетирования курсантов. Как результат, в основе исследования лежат такие методы, как теоретический и математико-статистический анализ. Последний осуществлялся на базе системы Пирсона (на независимых выборках).

Проверка результатов проводилась на основании применения χ2 критерия Пирсона (на независимых выборках), расчет коэффициента корреляции Пирсона производился в программе SPSS Statistics 12.0.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках реализации критериально-диагностического подхода к оценке уровня сформированности профессиональной компетентности курсантов ВУЦ вуза была проведена проверка уровня подготовки обучающихся в ходе педагогического эксперимента, в рамках которого выявилась динамика роста показателей курсантов по таким критериям, как целевое назначение, личностное развитие, деятельностный подход и результативность показателей (рис. 1).

Структура эксперимента позволила переориентировать работу экспертов в область проверки как успеваемости и личностной профессиональной ориентации курсантов, так и возможности педагогического состава реализовать ключевые компоненты работы, которые включают ряд условий:

− работа с группой в рамках дискуссии и/или диалога, что должно привести к вовлечению в учебный процесс всех курсантов;

− уровень адаптации самих педагогов, выраженный в готовности применять и использовать предлагаемые алгоритмы интерактивного обучения, что позволит более полно реализовать все достоинства интерактивного обучения;

− степень подготовленности административного и методического сопровождения, выраженная в соблюдении установленных норм и включении современных технических средств обучения, что влияет как на качество и на актуальность предлагаемой в нем информации, так и на обеспечение межсубъектного взаимодействия между участниками;

− возможности разработки различных сценариев, связанных с будущей профессиональной деятельностью, для их внедрения в учебный процесс в рамках интерактивного обучения.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные (табл. 1, 2).

Проведение эксперимента показало, что за счет внедрения ряда компонентов в работу с курсантами компетентность повышается. Как показано на рис. 2, курсанты из КГ отстают по своим показателям от ЭГ, что говорит об успешной практике проведения дополнительных методик работы с курсантами.

На сегодняшний день в литературе все чаще встречается идея о том, что уровень подготовки военных специалистов необходимо поднимать. Это определяется и требованиями реального боя, и общей безопасностью страны, и, как следствие, государственными интересами. Последнее особенно заинтересовано в том, чтобы современные военные силы были обеспечены высокопрофессиональными кадрами, способными быстро и адекватно реагировать на происходящие события [5].

Таблица 1

Результаты экспериментального исследования эффективности формирования профессиональной компетентности обучающихся военного учебного центра вуза

Критерии

Целевой (баллы)

Деятельностный (баллы)

Личностный (баллы)

Группы

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Военно-учетные специальности

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

Контрольный замер

3,12

3,0

3,15

3,11

3,36

3,44

3,4

3,52

3,4

3,41

3,42

3,41

3,06

3,13

3,4

3,46

3,41

3,42

Первый промежуточный замер

3,14

3,11

3,26

3,28

3,37

3,51

3,61

3,68

3,42

3,44

3,59

3,58

3,13

3,27

3,44

3,65

3,43

3,59

Второй промежуточный замер

3,16

3,13

3,31

3,30

3,38

3,53

3,68

3,71

3,44

3,46

3,61

3,62

3,15

3,31

3,46

3,70

3,45

3,62

Итоговый замер

3,18

3,15

3,45

3,47

3,41

3,55

3,74

3,78

3,45

3,47

3,69

3,71

3,17

3,46

3,48

3,76

3,46

3,70

missing image file

Рис. 1. Критерии сформированности профессиональной компетентности курсантов ВУЦ вуза

Таблица 2

Результаты исследования эффективности формирования профессиональной компетентности обучающихся военного учебного центра вуза по результативному критерию

Виды замеров

Результативный (баллы)

КГ

ЭГ

ВУС-461300

ВУС-461200

ВУС-461300

ВУС-461200

Контрольный замер

3,23

3,24

3,20

3,23

3,24

3,22

Первый промежуточный замер

3,33

3,30

3,62

3,65

3,31

3,63

Второй промежуточный замер

3,33

3,36

3,68

3,71

3,35

3,69

Итоговый замер

3,39

3,38

3,68

3,72

3,38

3,69

missing image file

Рис. 2. Результаты сопоставления значений критериев профессиональной компетенции

Так, М.В. Колесников отмечает, что у современных выпускников недостаточно мотивации ни для выполнения учебных военных задач, ни для осуществления практической охранительной деятельности. При этом существующие методики к стимулированию мотивации показывают свою эффективность только в рамках проводимых и целенаправленных исследований, в то время как в повседневной практике подготовки выпускников военных вузов (ВВ) они не применяются [6]. Следовательно, необходимо обосновать значимость применения новых методик и подходов к обучению не только для курсантов, но и для самих педагогов и даже для руководящего состава.

В то же время фундаментальные исследования показывают, что проблема заключается не в программах обучения, а в подходах к их реализации. Так, молодые педагоги, как правило, имеющие представление об инновациях, включают в свои занятия интерактивные методы и приемы обучения, в то время как преподаватели-военные (пенсионеры) не видят практичности в использовании новых приемов. И несмотря на то, что государство преобразует ФГОСы, предлагает применение инноваций и ждет от выпускников наличия широкого перечня знаний и умений, говорить о том, что в самих ВВ или ВУЦ это реализуется, преждевременно [7, с. 7–10].

В то же время о необходимости преобразования подходов к их оценке говорится во многих исследованиях. Авторы поднимают такие проблемы, как:

− корректировка подходов к подготовке курсантов с опорой на новые методики, приемы, практики и модели обучения [8];

− учет специфических требований к выпускникам, который должен направлять деятельность преподавателей в сторону повышения уровня мотивации, психологической стойкости, целеустремленности и успешности курсантов, так как от этих показателей будет зависеть профессиональная компетентность выпускников [9, 10];

− переориентация работы с курсантами в плоскость современных технологий, которая должна осуществляться не только самими педагогами, но также и руководством вузов, так как материально-техническое обеспечение также требует организации условий работы и подготовки курсантов к взаимодействию с новыми технологиями, устройствами и способами ведения военных действий [11, 12].

Как результат, на сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что для реализации всех преобразований и переориентации на инновации нужна работа, основанная на интерактивных – нетрадиционных методах обучения. Необходима новая модель, которая будет включать как традиционные методы работы с курсантами, так и нетрадиционные формы, нацеленные на развитие индивидуальных особенностей. При этом сам педагогический процесс должен сохранять преемственность и системность. И важно отметить, что интерактивные методы как нетрадиционные формы работы отличаются технологичностью, что говорит о необходимости расширения навыков по использованию инновационных технологий в ходе учебного процесса. Данное положение особенно интересует правительство, которое нацелено на расширение компетенции и компетентности как преподавателей, так и выпускников.

Заключение

Реализация оценки, основанной на пересмотре структуры и функциональных подходов к обучению курсантов, предполагает, что уровень мотивации, профессионализма и компетентности выпускников станет выше.

Проведенный эксперимент подтвердил заложенную гипотезу и показал, что результаты пятилетней работы на базе ВУЦ вуза способны повлиять на результативность как учебных показателей, так и педагогической деятельности. В рамках последней выявилась тенденция к применению интерактивных методов вне педагогического эксперимента, что указывает на его практическую значимость и перспективность дальнейшего применения.

Результаты проведенной оценки доказывают значимость применения интерактивных методов в ходе обучения курсантов военных вузов, что обосновывает актуальность проводимого исследования.