Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CHARACTERISTICS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PATRIOTISM AND THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY AMONG CADETS

Kipreev S.N. 1 Taganova A.A. 1 Osipova A.S. 1 Avdeeva S.I. 1
1 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
1088 KB
For our Fatherland, at the present stage of development, the information security of society from the negative impact of anti-Russian media is of particular importance. Such a power structure as the police stands guard over the public security of Russia, it is possible to counter information threats if citizens have a properly formed patriotic position and a harmoniously developed value structure of the personality of the main personnel reserve of the internal affairs bodies – cadets serving in police educational organizations. The purpose of the work is to analyze the peculiarities of the feeling of patriotism and spiritual and moral values among the cadets, to identify the actual tasks of the process of forming the value-semantic sphere of personality. The authors provide an analysis of the most popular answers of the subjects to the main questions of the questionnaire. To achieve the purpose of the study, the authors used the methodology “Citizenship and patriotism”, consisting of 52 questions. The article describes the relationship between the formation of patriotism and the value-semantic sphere of personality among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specificity of the value-semantic sphere of the personality of police cadets is considered. The authors describe in sufficient detail the individual results of diagnosing the levels of formation of a sense of patriotism, identifies the reasons for high and low survey rates. The results of the survey show that the cadets’ personnel have a high level of patriotism, the highest scores were obtained on issues related to the consideration of patriotism as a personality trait. Based on the observation and significant long-term practical psychological and pedagogical experience in the field of working with the personnel of students of educational organizations of law enforcement agencies, the authors propose to improve methods and technologies for the formation of a sense of patriotism and the spiritual and moral sphere of personality, which is one of the main priority areas of pedagogy. The conclusion of the work points to the prospects of educating police officers of traditional values.
personality values
internal affairs bodies
educational organization
cadets
sense of patriotism
spiritual and moral values
value-semantic sphere of personality
information security

Введение

В условиях усложнившейся военно-политической обстановки для педагогики главной задачей становится формирование патриотического мировоззрения граждан и осознанной патриотической позиции в отношении ключевых событий в стране и мире. С.И. Абрамов отмечает: «Патриотическое воспитание – вопрос первостепенной важности. Без этого базиса невозможно становление полноценной личности» [1, с. 86]. В связи с этим актуальным является вопрос о выборе средств и методов патриотического воспитания и моделировании его системы на основе традиционных ценностей [2].

Современные исследователи склоняются к мнению, что формирование чувства патриотизма у человека связано с его ценностно-смысловой сферой. Согласно В.Д. Небылицыну и А.И. Крупнову личность целесообразно рассматривать с позиции современного системного подхода, при этом среди «наиболее общих оснований индивидуальности человека» выделяют активность, саморегуляцию и направленность в качестве интегральных характеристик, определяющих целостную личность [3].

Целостность внутреннего мира человека будет недостаточно полной, если он дезориентирован в целевых ориентирах и в смысловом плане, если у него нет нравственных идеалов, патриотических чувств [4; 5]. Подходы российских ученых к пониманию патриотизма значительно отличаются от иностранных С.М. Мухтарова и Б.К. Пазылбек [6], Дж. Джадацки [7], Т. Вейант [8]. Так, Д.К. Фонтана приводит следующее мнение Р. Скрутона: «граждане должны понимать национальные интересы как нечто отличное от интересов государства» [9]. Только первое может пробудить в них дух жертвенности, от которого зависит второе. О.П. Вайнио указывает на то, что, согласно А. Макинтайру, патриотизму противопоставляется «либеральная приверженность определенным универсальным ценностям и принципам, согласно которой то, где и у кого я узнаю принципы морали, так же не имеет отношения к их содержанию, как и к моей приверженности им. Если патриот хочет поддержать свою страну, он должен рассматривать свои убеждения о достоинствах и достижениях страны как основанные на некоторых объективно действующих стандартах ценностей» [10]. Патриотизм как психолого-педагогический феномен понимается авторами в традиционном ключе, понимаемый в виде совокупности проявлений положительных чувств и отношений к Родине. Национальная доктрина образования России предъявляет новые требования к педагогическому процессу: «Образование как практика культурно-исторического наследования требует перехода от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности – к воспитанию народности, патриотизма и державности» [11].

Особенно важно развитие патриотических чувств у молодых сотрудников полиции, ядро ценностно-смысловой сферы личности которых в период обучения в высших учебных заведениях заканчивает свое формирование. О.В. Золотарев пишет так: «Любая страна ощущает потребность в эффективной системе патриотического воспитания. Причем данная система должна быть гибкой, меняющейся в зависимости от современных требований и представлений» [12, с. 162].

Однако у молодежи поколения Z сильно превалирует эгоистическое социальное самоутверждение, которое противоречит устоям коллективизма и гражданской сплоченности. Высшее учебное заведение должно переломить антипатриотические ценности молодых людей, прибывших со школ и техникумов для получения знаний, призвано привить молодежи духовно-нравственные ценности, что происходит на основании личного примера, так как, согласно Е.А. Марковской и М.Ю. Рословцевой, «патриотизм и патриотическое поведение педагога является духовно-нравственной основой деятельности по патриотическому воспитанию» [13, с. 148].

Цель исследования – актуализация процесса формирования патриотизма и ценностно-смысловой сферы личности у курсантов и описание характеристики их взаимосвязи.

Материалы и методы исследования

Для получения эмпирических данных авторами использовалась стандартизированная и валидизированная методика Д.В. Григорьева «Гражданственность и патриотизм». Она состоит из 52 вопросов, на которые респонденты должны ответить положительно или отрицательно. Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. С целью дополнения полученных сведений с респондентами в индивидуальном порядке и в составе учебных групп проводились уточняющие беседы, направленные на оценку верного понимания всеми испытуемыми содержания диагностических вопросов. Проявления патриотических чувств изучались с помощью психолого-педагогического наблюдения. Выборка исследования составила 292 чел., курсантов всех пяти курсов обучения образовательной организации, мужчин (158 чел.) и женщин (142 чел.). Количество анкетируемых было статистически схожим по численности на всех курсах обучения. Опрос проводился повзводно как традиционным, бланковым методом, так и дистанционно. Чистота диагностической процедуры обеспечивалась анонимностью, заинтересованностью респондентов в получении объективных результатов (без допущения социально ожидаемых или необдуманных ответов). В данной статье приводится анализ и интерпретация данных наиболее популярных вопросов методики.

Результаты исследования и их обсуждение

В данном разделе в логической последовательности излагаются результаты исследования, которые подкрепляются подробным разбором эмпирических данных. Анализ и интерпретация полученных результатов опроса курсантов, проходящих службу в образовательных организациях, обучающих полицейских, осуществлялся на основе применения статистических программ (в данном исследовании не отображается), позволил сделать описание выявленных закономерностей и подтвердить достоверность результатов.

Также проведено сопоставление полученных данных с результатами исследователей, изучавших подобную тематику. К примеру, О.Н. Васина указывает на то, что ценность «Общество» определяет «уровень нравственности молодежи, возможность изменения ее ценностных ориентаций, становления гражданского сознания и развития патриотических чувств» [14, с. 110]. Т.И. Аркова пишет о том, что «в процессе получения знаний духовно-нравственного характера, усвоения духовно-нравственных ценностей личность вырабатывает собственные духовно-нравственные взгляды и убеждения» [15, с. 69].

Для опроса было необходимо перевести числовые показатели в баллы, для этого воспользоваться таблицей перевода сырых данных в баллы.

Каждый вопрос респондент оценивал и выставлял от 1 до 10 оценочных баллов. Таким образом, испытуемому было возможно получить от 64 до 640 оценочных баллов (в экспресс-варианте – до 80 баллов). Максимальное количество баллов шкалы уровней составляло 100. Количество выставленных по всем вопросам оценочных баллов суммировалось и сравнивалось по таблице с количеством баллов шкалы уровней.

Авторами производился анализ ответов испытуемых различных учебных курсов. На первом курсе обучения наиболее высокие показатели были получены по вопросам: № 2 «Испытываю гордость за Россию»; № 33 «Соблюдаю правила поведения в общественных местах»; № 21 «Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России»; № 8 «Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы»; № 53 «Считаю себя патриотом своей страны». Ответы испытуемых показывают, что наиболее высокую оценку получили вопросы о гордости за Россию и ее вооруженные силы.

Высокие показатели по вопросу № 33 были получены в связи со спецификой первого курса, так как курсанты, обучающиеся первый год (согласно И.Ю. Чигриной, Г.В. Агаповой, Ю.Ф. Семоненко, И.И. Махинову), более тщательно соблюдают правила поведения и более дисциплинированы, чем курсанты старших курсов. Низкие показатели курсантами первого года обучения были даны по следующим вопросам: № 49 «Готов уехать за границу на постоянное место жительства»; № 35 «Хочу сменить гражданство»; № 39 «Готов вести шефскую или волонтерскую деятельность»; № 11 «Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека»; № 30 «Участвую в деятельности общественных организаций».

Перевод оценочных данных анкетирования в баллы шкалы уровней сформированности патриотизма

Уровень сформированности патриотизма

Экспресс-опрос

Общий результат

Количество оценочных баллов

Количество баллов шкалы уровней

Количество оценочных баллов

Количество баллов шкалы уровней

Высокий

67–80

81–100

525–640

81–100

Выше среднего

52–66

61–80

410–524

61–80

Средний

37–51

41–60

295–409

41–60

Ниже среднего

22–36

21–40

180–294

21–40

Низкий

8–21

0–20

64–179

0–20

Наиболее низкие результаты по вопросам анкеты (значительно ниже остальных показателей) курсантами 1 курса были даны на вопросы № 49 и № 35 (с обратным индексом), что свидетельствует о желании полицейских быть гражданами РФ. Низкими результатами отмечены вопросы № 11 и № 30 по причине незаинтересованности полицейских данными темами. Низкие результаты в ответах на вопрос № 39 свидетельствуют о неготовности курсантов к выполнению общественных поручений, по причине выполнения ими иных обязанностей (возможно, значимую роль играет молодой возраст большинства испытуемых). На втором курсе обучения наиболее высокие показатели были получены по вопросам: № 2; № 52 «Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне»; № 21; № 8; данные на вопрос № 22 «Проявляю бережное отношение к частной собственности» совпали с вопросом № 14 «Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны». Как и на первом курсе, на втором курсе полицейскими отдано предпочтение вопросам о гордости за Россию, ее вооруженные силы и победу в Великой Отечественной войне.

За период обучения патриотические взгляды курсантов окрепли, на что указывают ответы на вопрос № 8. Баллы за отношение к частной собственности и историческому наследию страны имеют одинаковое значение, что говорит о внутреннем единстве материального и духовного мира у курсантов, в связи с пониманием ими материальной ответственности полицейских перед государством. Низкие показатели получены по вопросам № 49; № 11; № 35; № 18; № 48 «Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей». Менее высокое значение вопроса № 35 говорит о поиске альтернатив нашему государству в процессе обучения курсантов. Низкие данные по вопросам № 11 и № 18, как и в предыдущее время, говорят об отсутствии интереса к затрагиваемым в данных вопросах темам. Ответы на вопрос № 48 говорят о наличии трудностей в межнациональных взаимоотношениях в коллективе курсантов в середине процесса обучения.

Третий курс обучения отдал наибольшее предпочтение следующим вопросам: № 52; № 21; данные по вопросу № 1 «Интересуюсь историческим прошлым своей страны» совпали с вопросом № 2; № 50 «Уважительно отношусь к традициям представителей других национальностей, проживающих в России»; № 53. Как и на 1 курсе, на 2 курсе обучения остаются наиболее значимыми ответы на вопросы, затрагивающие гордость за Россию, вооруженные силы и победу в Великой Отечественной войне. Но теперь видно, что патриотизм как свойство личности благодаря деятельности командиров и преподавателей сформирован правильно, так как иерархия патриотических ценностей структурирована: сначала курсанты считают, что необходимо гордиться победой в ВОВ, затем историческими победами ВС РФ, и затем появляется гордость за Россию в целом. У курсантов возникает интерес к изучению исторического прошлого своей Родины. После конфликтных взаимоотношений, проживаемых на 2 курсе, на 3 курсе формируется уважительное отношение к традициям представителей других национальностей, проживающих в России, и курсанты в общей массе считают себя патриотами. Низкие показатели на данном курсе получены по таким вопросам, как № 49; № 35; № 11; № 34 «Считаю обязательной воинскую службу по призыву»; № 30.

От предыдущих курсов обучения 3 курс отличается более высокой осмысленностью жизни и направленностью на будущее. В данном исследовании это проявляется в низких показателях при ответах испытуемых на вопрос № 34. По-прежнему низкой остается гражданская социальная активность полицейских, так как она ограничена рамками службы в полиции (ответы на вопрос № 30). Общие результаты по всем курсам обучения выглядят следующим образом. Наиболее высокие показатели заслужили следующие вопросы: № 2; количественные показатели ответов на вопрос № 21 совпали с данными на вопрос № 52; № 8; № 53. Наиболее низкие показатели курсантами-полицейскими отмечены по вопросам: № 49; № 35; № 11; № 18 «Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка»; № 30. Также низкие результаты по вопросам анкеты (значительно ниже остальных показателей) курсантами были даны на вопрос № 49 и № 35 (с обратным индексом), что свидетельствует о желании полицейских быть патриотами России. Низкими результатами отмечены вопросы № 11 и № 30 по причине незаинтересованности полицейских данными темами. В целом низкой является гражданская социальная активность полицейских, так как она ограничена рамками службы в полиции (ответы на вопрос № 30).

Сегодня в России оказывается поддержка традиционализму, благодаря трудам таких педагогов, как А.А. Остапенко и В.И. Слободчиков, которые считали, что «должно быть законодательно закреплено, что основными принципами образовательной политики становятся патриотизм, высокая нравственность и традиционные ценности в сфере воспитания» [16, с. 112], чаяния патриотически ориентированной педагогической элиты воплотились в жизнь в указе президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Но борьбу за формирование традиционной ценностной системы в мировоззрении широких масс населения следует продолжать. А.А. Бычков говорит о том, что «под влиянием информатизации и глобализма в настоящее время практически во всем мире стремительно растет значимость социальных сетей, различных сайтов, блогов как средств информирования о различных мнениях, событиях и их последующее обсуждение, что непосредственно или опосредованно воздействует на поведение пользователей, существенно изменяя экзистенцию «сетевого» человека» [17]. Враги возрождения нашего Отечества не дремлют. Завуалированно трудясь в сфере духовно-нравственного воспитания, они продолжают существовать и продвигают чуждую идеологию в системе образования. Постепенно происходит переформатирование молодежи на западные ориентиры [18].

Российское общество живет сегодня в такой реальности, где духовно-нравственные ценности народ готов защищать, если нужно, с оружием в руках, что видно по проявлению героизма и совершению подвигов и в ходе специальной военной операции. Митрополит Тихон отмечает: «Вера, мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети, трудолюбие, жертвенность. Эти базовые ценности являются основой общенациональной идентичности. Эти ценности следует сделать фундаментом воспитания нового поколения. В них заключается основа благополучия, самобытности и суверенитета богом хранимого нашего отечества» [19, с. 212]. Любовь к отечеству может быть только деятельной, жертвенной и проявляется в поступках, в ежедневном труде во благо взращивания могущества своего отечества. Работа является продолжением практических исследований авторов статьи [20; 21].

Заключение

Рассмотренные авторами ответы испытуемых курсантов-полицейских на вопросы методики Д.В. Григорьева показывают, что защитники внутренней безопасности государства, служа обществу, осознают причастность к делу обеспечения могущества Родины и в подавляющем большинстве обладают необходимым набором ценностей, благодаря которым формируется патриотическое мировоззрение. Данные исследования позволили авторам создать, адаптировать и апробировать собственную диагностическую методику «Мой патриотизм».

Результаты исследования имеют практическую значимость, так как позволяют внести вклад в систему патриотического воспитания курсантов ведомственных вузов МВД России. Благодаря пониманию того, как респонденты оценивают те или иные утверждения, возможно корректировать воспитательное воздействие на воспитуемых, подбирать актуальные методы и формы воспитательного воздействия.

Результаты опроса показывают, что существует взаимосвязь патриотизма и ценностей курсантов: если сотрудник полиции имеет низкий уровень нравственности, политическую индифферентность, открытую приверженность мультикультурализму, то он не может разделять патриотические ценности современного российского общества. Таким образом, формулируется вывод, что у курсантов силовых структур выявлена взаимосвязь патриотизма и ценностно-смысловой сферы личности проявляющаяся в нацеленности ценностей личности курсантов на государствоориентированные смыслы.