Введение
В условиях усложнившейся военно-политической обстановки для педагогики главной задачей становится формирование патриотического мировоззрения граждан и осознанной патриотической позиции в отношении ключевых событий в стране и мире. С.И. Абрамов отмечает: «Патриотическое воспитание – вопрос первостепенной важности. Без этого базиса невозможно становление полноценной личности» [1, с. 86]. В связи с этим актуальным является вопрос о выборе средств и методов патриотического воспитания и моделировании его системы на основе традиционных ценностей [2].
Современные исследователи склоняются к мнению, что формирование чувства патриотизма у человека связано с его ценностно-смысловой сферой. Согласно В.Д. Небылицыну и А.И. Крупнову личность целесообразно рассматривать с позиции современного системного подхода, при этом среди «наиболее общих оснований индивидуальности человека» выделяют активность, саморегуляцию и направленность в качестве интегральных характеристик, определяющих целостную личность [3].
Целостность внутреннего мира человека будет недостаточно полной, если он дезориентирован в целевых ориентирах и в смысловом плане, если у него нет нравственных идеалов, патриотических чувств [4; 5]. Подходы российских ученых к пониманию патриотизма значительно отличаются от иностранных С.М. Мухтарова и Б.К. Пазылбек [6], Дж. Джадацки [7], Т. Вейант [8]. Так, Д.К. Фонтана приводит следующее мнение Р. Скрутона: «граждане должны понимать национальные интересы как нечто отличное от интересов государства» [9]. Только первое может пробудить в них дух жертвенности, от которого зависит второе. О.П. Вайнио указывает на то, что, согласно А. Макинтайру, патриотизму противопоставляется «либеральная приверженность определенным универсальным ценностям и принципам, согласно которой то, где и у кого я узнаю принципы морали, так же не имеет отношения к их содержанию, как и к моей приверженности им. Если патриот хочет поддержать свою страну, он должен рассматривать свои убеждения о достоинствах и достижениях страны как основанные на некоторых объективно действующих стандартах ценностей» [10]. Патриотизм как психолого-педагогический феномен понимается авторами в традиционном ключе, понимаемый в виде совокупности проявлений положительных чувств и отношений к Родине. Национальная доктрина образования России предъявляет новые требования к педагогическому процессу: «Образование как практика культурно-исторического наследования требует перехода от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности – к воспитанию народности, патриотизма и державности» [11].
Особенно важно развитие патриотических чувств у молодых сотрудников полиции, ядро ценностно-смысловой сферы личности которых в период обучения в высших учебных заведениях заканчивает свое формирование. О.В. Золотарев пишет так: «Любая страна ощущает потребность в эффективной системе патриотического воспитания. Причем данная система должна быть гибкой, меняющейся в зависимости от современных требований и представлений» [12, с. 162].
Однако у молодежи поколения Z сильно превалирует эгоистическое социальное самоутверждение, которое противоречит устоям коллективизма и гражданской сплоченности. Высшее учебное заведение должно переломить антипатриотические ценности молодых людей, прибывших со школ и техникумов для получения знаний, призвано привить молодежи духовно-нравственные ценности, что происходит на основании личного примера, так как, согласно Е.А. Марковской и М.Ю. Рословцевой, «патриотизм и патриотическое поведение педагога является духовно-нравственной основой деятельности по патриотическому воспитанию» [13, с. 148].
Цель исследования – актуализация процесса формирования патриотизма и ценностно-смысловой сферы личности у курсантов и описание характеристики их взаимосвязи.
Материалы и методы исследования
Для получения эмпирических данных авторами использовалась стандартизированная и валидизированная методика Д.В. Григорьева «Гражданственность и патриотизм». Она состоит из 52 вопросов, на которые респонденты должны ответить положительно или отрицательно. Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. С целью дополнения полученных сведений с респондентами в индивидуальном порядке и в составе учебных групп проводились уточняющие беседы, направленные на оценку верного понимания всеми испытуемыми содержания диагностических вопросов. Проявления патриотических чувств изучались с помощью психолого-педагогического наблюдения. Выборка исследования составила 292 чел., курсантов всех пяти курсов обучения образовательной организации, мужчин (158 чел.) и женщин (142 чел.). Количество анкетируемых было статистически схожим по численности на всех курсах обучения. Опрос проводился повзводно как традиционным, бланковым методом, так и дистанционно. Чистота диагностической процедуры обеспечивалась анонимностью, заинтересованностью респондентов в получении объективных результатов (без допущения социально ожидаемых или необдуманных ответов). В данной статье приводится анализ и интерпретация данных наиболее популярных вопросов методики.
Результаты исследования и их обсуждение
В данном разделе в логической последовательности излагаются результаты исследования, которые подкрепляются подробным разбором эмпирических данных. Анализ и интерпретация полученных результатов опроса курсантов, проходящих службу в образовательных организациях, обучающих полицейских, осуществлялся на основе применения статистических программ (в данном исследовании не отображается), позволил сделать описание выявленных закономерностей и подтвердить достоверность результатов.
Также проведено сопоставление полученных данных с результатами исследователей, изучавших подобную тематику. К примеру, О.Н. Васина указывает на то, что ценность «Общество» определяет «уровень нравственности молодежи, возможность изменения ее ценностных ориентаций, становления гражданского сознания и развития патриотических чувств» [14, с. 110]. Т.И. Аркова пишет о том, что «в процессе получения знаний духовно-нравственного характера, усвоения духовно-нравственных ценностей личность вырабатывает собственные духовно-нравственные взгляды и убеждения» [15, с. 69].
Для опроса было необходимо перевести числовые показатели в баллы, для этого воспользоваться таблицей перевода сырых данных в баллы.
Каждый вопрос респондент оценивал и выставлял от 1 до 10 оценочных баллов. Таким образом, испытуемому было возможно получить от 64 до 640 оценочных баллов (в экспресс-варианте – до 80 баллов). Максимальное количество баллов шкалы уровней составляло 100. Количество выставленных по всем вопросам оценочных баллов суммировалось и сравнивалось по таблице с количеством баллов шкалы уровней.
Авторами производился анализ ответов испытуемых различных учебных курсов. На первом курсе обучения наиболее высокие показатели были получены по вопросам: № 2 «Испытываю гордость за Россию»; № 33 «Соблюдаю правила поведения в общественных местах»; № 21 «Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России»; № 8 «Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы»; № 53 «Считаю себя патриотом своей страны». Ответы испытуемых показывают, что наиболее высокую оценку получили вопросы о гордости за Россию и ее вооруженные силы.
Высокие показатели по вопросу № 33 были получены в связи со спецификой первого курса, так как курсанты, обучающиеся первый год (согласно И.Ю. Чигриной, Г.В. Агаповой, Ю.Ф. Семоненко, И.И. Махинову), более тщательно соблюдают правила поведения и более дисциплинированы, чем курсанты старших курсов. Низкие показатели курсантами первого года обучения были даны по следующим вопросам: № 49 «Готов уехать за границу на постоянное место жительства»; № 35 «Хочу сменить гражданство»; № 39 «Готов вести шефскую или волонтерскую деятельность»; № 11 «Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека»; № 30 «Участвую в деятельности общественных организаций».
Перевод оценочных данных анкетирования в баллы шкалы уровней сформированности патриотизма
Уровень сформированности патриотизма |
Экспресс-опрос |
Общий результат |
||
Количество оценочных баллов |
Количество баллов шкалы уровней |
Количество оценочных баллов |
Количество баллов шкалы уровней |
|
Высокий |
67–80 |
81–100 |
525–640 |
81–100 |
Выше среднего |
52–66 |
61–80 |
410–524 |
61–80 |
Средний |
37–51 |
41–60 |
295–409 |
41–60 |
Ниже среднего |
22–36 |
21–40 |
180–294 |
21–40 |
Низкий |
8–21 |
0–20 |
64–179 |
0–20 |
Наиболее низкие результаты по вопросам анкеты (значительно ниже остальных показателей) курсантами 1 курса были даны на вопросы № 49 и № 35 (с обратным индексом), что свидетельствует о желании полицейских быть гражданами РФ. Низкими результатами отмечены вопросы № 11 и № 30 по причине незаинтересованности полицейских данными темами. Низкие результаты в ответах на вопрос № 39 свидетельствуют о неготовности курсантов к выполнению общественных поручений, по причине выполнения ими иных обязанностей (возможно, значимую роль играет молодой возраст большинства испытуемых). На втором курсе обучения наиболее высокие показатели были получены по вопросам: № 2; № 52 «Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне»; № 21; № 8; данные на вопрос № 22 «Проявляю бережное отношение к частной собственности» совпали с вопросом № 14 «Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны». Как и на первом курсе, на втором курсе полицейскими отдано предпочтение вопросам о гордости за Россию, ее вооруженные силы и победу в Великой Отечественной войне.
За период обучения патриотические взгляды курсантов окрепли, на что указывают ответы на вопрос № 8. Баллы за отношение к частной собственности и историческому наследию страны имеют одинаковое значение, что говорит о внутреннем единстве материального и духовного мира у курсантов, в связи с пониманием ими материальной ответственности полицейских перед государством. Низкие показатели получены по вопросам № 49; № 11; № 35; № 18; № 48 «Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей». Менее высокое значение вопроса № 35 говорит о поиске альтернатив нашему государству в процессе обучения курсантов. Низкие данные по вопросам № 11 и № 18, как и в предыдущее время, говорят об отсутствии интереса к затрагиваемым в данных вопросах темам. Ответы на вопрос № 48 говорят о наличии трудностей в межнациональных взаимоотношениях в коллективе курсантов в середине процесса обучения.
Третий курс обучения отдал наибольшее предпочтение следующим вопросам: № 52; № 21; данные по вопросу № 1 «Интересуюсь историческим прошлым своей страны» совпали с вопросом № 2; № 50 «Уважительно отношусь к традициям представителей других национальностей, проживающих в России»; № 53. Как и на 1 курсе, на 2 курсе обучения остаются наиболее значимыми ответы на вопросы, затрагивающие гордость за Россию, вооруженные силы и победу в Великой Отечественной войне. Но теперь видно, что патриотизм как свойство личности благодаря деятельности командиров и преподавателей сформирован правильно, так как иерархия патриотических ценностей структурирована: сначала курсанты считают, что необходимо гордиться победой в ВОВ, затем историческими победами ВС РФ, и затем появляется гордость за Россию в целом. У курсантов возникает интерес к изучению исторического прошлого своей Родины. После конфликтных взаимоотношений, проживаемых на 2 курсе, на 3 курсе формируется уважительное отношение к традициям представителей других национальностей, проживающих в России, и курсанты в общей массе считают себя патриотами. Низкие показатели на данном курсе получены по таким вопросам, как № 49; № 35; № 11; № 34 «Считаю обязательной воинскую службу по призыву»; № 30.
От предыдущих курсов обучения 3 курс отличается более высокой осмысленностью жизни и направленностью на будущее. В данном исследовании это проявляется в низких показателях при ответах испытуемых на вопрос № 34. По-прежнему низкой остается гражданская социальная активность полицейских, так как она ограничена рамками службы в полиции (ответы на вопрос № 30). Общие результаты по всем курсам обучения выглядят следующим образом. Наиболее высокие показатели заслужили следующие вопросы: № 2; количественные показатели ответов на вопрос № 21 совпали с данными на вопрос № 52; № 8; № 53. Наиболее низкие показатели курсантами-полицейскими отмечены по вопросам: № 49; № 35; № 11; № 18 «Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка»; № 30. Также низкие результаты по вопросам анкеты (значительно ниже остальных показателей) курсантами были даны на вопрос № 49 и № 35 (с обратным индексом), что свидетельствует о желании полицейских быть патриотами России. Низкими результатами отмечены вопросы № 11 и № 30 по причине незаинтересованности полицейских данными темами. В целом низкой является гражданская социальная активность полицейских, так как она ограничена рамками службы в полиции (ответы на вопрос № 30).
Сегодня в России оказывается поддержка традиционализму, благодаря трудам таких педагогов, как А.А. Остапенко и В.И. Слободчиков, которые считали, что «должно быть законодательно закреплено, что основными принципами образовательной политики становятся патриотизм, высокая нравственность и традиционные ценности в сфере воспитания» [16, с. 112], чаяния патриотически ориентированной педагогической элиты воплотились в жизнь в указе президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Но борьбу за формирование традиционной ценностной системы в мировоззрении широких масс населения следует продолжать. А.А. Бычков говорит о том, что «под влиянием информатизации и глобализма в настоящее время практически во всем мире стремительно растет значимость социальных сетей, различных сайтов, блогов как средств информирования о различных мнениях, событиях и их последующее обсуждение, что непосредственно или опосредованно воздействует на поведение пользователей, существенно изменяя экзистенцию «сетевого» человека» [17]. Враги возрождения нашего Отечества не дремлют. Завуалированно трудясь в сфере духовно-нравственного воспитания, они продолжают существовать и продвигают чуждую идеологию в системе образования. Постепенно происходит переформатирование молодежи на западные ориентиры [18].
Российское общество живет сегодня в такой реальности, где духовно-нравственные ценности народ готов защищать, если нужно, с оружием в руках, что видно по проявлению героизма и совершению подвигов и в ходе специальной военной операции. Митрополит Тихон отмечает: «Вера, мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети, трудолюбие, жертвенность. Эти базовые ценности являются основой общенациональной идентичности. Эти ценности следует сделать фундаментом воспитания нового поколения. В них заключается основа благополучия, самобытности и суверенитета богом хранимого нашего отечества» [19, с. 212]. Любовь к отечеству может быть только деятельной, жертвенной и проявляется в поступках, в ежедневном труде во благо взращивания могущества своего отечества. Работа является продолжением практических исследований авторов статьи [20; 21].
Заключение
Рассмотренные авторами ответы испытуемых курсантов-полицейских на вопросы методики Д.В. Григорьева показывают, что защитники внутренней безопасности государства, служа обществу, осознают причастность к делу обеспечения могущества Родины и в подавляющем большинстве обладают необходимым набором ценностей, благодаря которым формируется патриотическое мировоззрение. Данные исследования позволили авторам создать, адаптировать и апробировать собственную диагностическую методику «Мой патриотизм».
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как позволяют внести вклад в систему патриотического воспитания курсантов ведомственных вузов МВД России. Благодаря пониманию того, как респонденты оценивают те или иные утверждения, возможно корректировать воспитательное воздействие на воспитуемых, подбирать актуальные методы и формы воспитательного воздействия.
Результаты опроса показывают, что существует взаимосвязь патриотизма и ценностей курсантов: если сотрудник полиции имеет низкий уровень нравственности, политическую индифферентность, открытую приверженность мультикультурализму, то он не может разделять патриотические ценности современного российского общества. Таким образом, формулируется вывод, что у курсантов силовых структур выявлена взаимосвязь патриотизма и ценностно-смысловой сферы личности проявляющаяся в нацеленности ценностей личности курсантов на государствоориентированные смыслы.