Введение
Нынешние изменения в мире, связанные с развитием информационных, социально-экономических систем и технико-технологических условий, вынуждают переосмыслить отношение к профессии и профориентационной деятельности [1]. Рынок труда с течением времени и вхождением в жизнь общества современных технологий меняется. Какие-то профессии уходят безвозвратно, что-то остается неизменным, появляются специальности будущего. Развитие горизонтальных связей по причине глобализации, неотъемлемая автоматизация, проблемы экологичности сфер занятости и производств – все это непосредственно влияет на востребованность в специалистах тех или иных видов работ.
Ныне существующие подходы, общепринятые нормы и имеющиеся методики, связанные с выбором профессии и поиском призвания, содержат в себе не всегда актуальную информацию и ориентированы в основном на реалии настоящего времени без опережающего взгляда на будущее. Нынешнее поколение начинает свой профессиональный путь довольно рано, многие устраиваются работать до окончания профильных учебных заведений, а кто-то еще со школьной скамьи. Молодое поколение сталкивается с вызовами, которые могут повлиять на их преданность профессии в будущем. Изучение собственных способностей и поиск своего пути являются ключевыми для молодых людей. Не всегда выбор карьеры происходит осознанно и последовательно из-за различных жизненных обстоятельств. Почему развивается такая тенденция? Существует ли универсальная формула, методика или модель по определению предрасположенности к той или иной деятельности? Эти и другие многочисленные вопросы всегда волновали психологов, педагогов, исследователей, философов. Но идеального и универсального ответа на них до сих пор не найдено. Поэтому создаются и применяются множественные новые методы и подходы по профориентационной деятельности [2].
Профориентация – это процесс, направленный на помощь людям в выборе профессионального пути и определении своих профессиональных интересов, способностей и целей. Уроки химии и биологии способствуют расширению кругозора обучающихся в области профессий, связанных с различными сферами деятельности, включая новые направления на рынке труда.
Цель исследования заключалась в изучении потенциала проектной деятельности в формировании готовности к выбору профессии у старшеклассников на уроках химии.
Материалы и методы исследования
В химии старшей школы были разработаны методы формирования профориентационной готовности обучающихся. Экспериментальные рекомендации были применены при изучении физических и химических свойств веществ. Педагогический эксперимент проводился в 9 классе муниципальной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24 в городе Саранске, участвовало 107 человек [3]. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии на уровне основного общего образования можно представить через три ключевых компонента педагогической модели: организационно-целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный.
1. Организационно-целевой компонент: этот компонент включает в себя цели, задачи и организационные аспекты профориентационной работы.
2. Содержательно-процессуальный компонент: этот компонент фокусируется на содержании образовательного процесса и методах работы с девятиклассниками на уроках химии в разделе «Азот. Фосфор» (табл. 1).
Содержательный аспект: информация о различных профессиях на уроках химии в разделе «Азот. Фосфор».
Процессуальные аспекты:
- использование активных методов обучения (групповые дискуссии, проектная деятельность, экскурсии);
- проведение тестирования интересов и способностей, анализ результатов с обучающимися.
3. Оценочно-результативный компонент: этот компонент включает в себя оценку эффективности профориентационной работы и результатов обучающихся. Анализ успешности профориентационных мероприятий и их влияния на выбор профессии. Обратная связь от обучающихся о проведённых мероприятиях и их полезности.
Эта модель позволяет систематизировать подход к формированию готовности обучающихся к выбору профессии, обеспечивая целенаправленное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Методами исследования явились: теоретические, эмпирические и математические.
Таблица 1
Поурочное тематическое планирование по формированию профориентационной готовности у обучающихся при изучении главы V «Азот и фосфор»
Тема уроков |
Возможности данного урока для формирования профориентационной готовности |
Урок № 1. Вводное занятие |
Деятельность обучающихся заключалась в формировании плана дальнейшей работы. Домашнее задание: определение темы итогового проекта |
Урок № 2. Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота |
Встреча с сотрудником предприятия АО «Биохимик», производящего лекарственные препараты, применяемые в таких областях медицины, как борьба с инфекциями (противовирусные и антибиотики), эндокринология, неврология, онкология, общая терапия. Домашнее задание: выполнить творческое задание на исследование видов деятельности, связанных с применением азота в лаборатории и производстве лекарственных средств |
Урок № 3. Аммиак |
Обучающимся на уроке предлагалось поучаствовать в виртуальной экскурсии на предприятии по производству органических и неорганических соединений, зафиксировать те виды деятельности, которые связаны с использованием продуктов синтеза аммиака. Домашнее задание: подготовка списка профессий, связанных с производством и использованием аммиака |
Урок № 4. Практическая работа «Получение аммиака» |
Организация профпроб химика-лаборанта. Обучающиеся должны провести опыты, исследовать вещества, актуализировать знания по технике безопасности, научиться работать с лабораторным оборудованием. Домашнее задание: творческий проект «Я лаборант» |
Урок № 5. Соли аммония |
Организация деловой игры «Марафон профессий» (связанный с применением солей аммония в производстве) |
Урок № 6. Азотная кислота |
Проведение исследовательской работы по теме «Азотная кислота» Домашнее задание: обучающиеся заполняют интерактивный кластер по соотношению профессий и ее применению на площадке LearningApps. |
Урок № 7. Фосфор |
Обучающимся предлагалось пройти интерактивную викторину на площадке Wordwall.net по соотношению списка профессий и применению фосфора и его соединений |
Урок № 8. Оксид фосфора (V)/ Фосфорная кислота и её соли |
Оксид фосфора (V) широко используют в качестве водоотнимающего средства, например для осушки газов. Домашнее задание: подготовить мини-проект «Профессия химика» и прописать конкретные направления его деятельности |
Урок № 9. Итоговое занятие «Защита проф-ориентационных проектов» |
Обучающиеся выступают перед классом с подготовленными проектами по профориентационным темам, которые они подготовили за все время проведения цикла занятий с элементами профориентации и проектной деятельности. Анализируют выступления друг друга и самостоятельно все оценивают |
Результаты исследования и их обсуждение
Педагогический эксперимент проходил по программе Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс», при полном изучении главы V «Азот и фосфор». Эксперимент проходил в контрольных (9 «А» и «Б») и экспериментальных (9 «В» и «Г») классах. Основные методические условия, которые способствовали повышению уровня профориентационной готовности обучающихся при изучении неорганической химии, включают:
1. Использование активных методов обучения (эксперименты и проекты) – этот способ позволяет вовлечь обучающихся в процесс обучения, развить их критическое мышление и навыки решения проблем.
2. Организация экскурсий, встреч с профессионалами и реализация профориентационных проектов – этот способ позволял расширить кругозор обучающихся, познакомить их с практическим применением химии и помочь в выборе будущей профессии.
3. Организация конкурсов и олимпиад – это замечательная возможность для обучающихся продемонстрировать свои знания и умения, а также получить дополнительную мотивацию к изучению предмета.
4. Создание условий для самостоятельной домашней работы – очень важно, так как это развивает навыки самообразования и самоорганизации, которые пригодятся обучающимся в дальнейшем.
Сергеев И.С. в качестве инструментов профориентации выделяет две группы: 1-я включает средства ознакомления с профессиями, такие как экскурсии, тренинги и игровые технологии. Это даёт возможность детям и подросткам получить информацию о различных профессиях и их контексте; 2-я группа состоит из средств деятельностного погружения, например профессиональных проб. Эти средства позволяют школьникам на практике осваивать необходимые навыки [5].
При определении эффективности модели проведения уроков с содержанием проектной деятельности исходили из того, что на них осуществлялось формирование и развитие профориентационной готовности. Итоговое количество респондентов составило 107 человек. Этапы педагогического эксперимента по формированию профориентационной готовности у девятиклассников:
– проведение диагностического анкетирования для выявления уровня профориентационной готовности у старшеклассников;
– анализ литературы и результатов диагностики и их интерпретация;
– подбор подходящих и актуальных методик для решения возникшей ситуации;
– проведение занятий с использованием методик в экспериментальной группе и проведение занятий без использования разработанных авторами методик в контрольной группе;
– проведение повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах;
– интерпретация полученных результатов и подведение итогов [6, с. 67].
В констатирующей части авторы применили следующие диагностические методики:
1) опросник Л.Н. Кабардова [6, с. 94], в его основе лежит самостоятельное определение обучающимся своих сильных и слабых сторон в развитии профессиональных навыков с учетом следующих аспектов: взаимодействие с людьми и природой, использование техники, работа со знаками и художественными образами;
2) опросник В.Б. Успенского [7, с. 255], сущность для выявления готовности школьников к выбору профессии заключаются в том, что этот инструмент действительно помогает оценить уровень осознанности и подготовки обучающихся к важному этапу в их жизни – выбору профессии. Вот несколько аспектов:
1. Цель опросника: он направлен на выявление не только уровня готовности, но и понимания самими школьниками своих интересов, склонностей и возможностей.
2. Анализ результатов: после получения результатов важно не только определить категорию готовности, но и провести беседу с обучающимися о том, что они могут сделать для повышения своей готовности.
3. Рекомендации: в зависимости от уровня готовности предлагаются различные рекомендации по дальнейшему развитию.
Исследование по формированию готовности к выбору профессии при изучении главы «Азот и Фосфор» включает в себя три основных критерия, каждый из которых оценивается с помощью соответствующих методов и способов замера эффективности.
1. Критерий. Выражение обучающимися сущности знаний о сформированности понятия «профессиональная готовность».
- Комментарий. Этот подход позволил получить количественные и качественные данные о восприятии обучающимися своей готовности к выбору профессии. Было проведено тестирование с использованием опросника В.Б. Успенского. Отмечено, что практически 50% респондентов имеют среднюю готовность. Для авторов стало задачей изменить эту тенденцию и увеличить показатели уровня в сторону высокой готовности, а также уменьшить процент неготовности и процент низкой готовности. Что у нас как раз и получилось сделать после проведения авторских занятий. Демонстрируем изменения показателей неготовности с 11% до 7%, показатели низкой готовности уменьшились с 27% до 11%. Показатели средней готовности с 49% увеличились до 62%. Показатели высокой готовности изменились с 13% до 20%, что говорит об эффективности выбранной авторами методики.
2. Критерий. Выполнение обучающимися творческих заданий на основе химических знаний.
- Комментарий. Оценка выполнения творческих заданий, которые показывают, как обучающиеся могут применять свои химические знания в профессиональной деятельности. Вторым способом замера является анализ материала о знаниях химической профессии. Наиболее успешной формой замера данного критерия является написание эссе на тему «Профессии химии – моя профессия», при выполнении которого обучающиеся выражают свои мысли и отношение к химическим профессиям. Так как данное задание было предложено им в самом начале цикла занятий по разработанной авторами методике, было выявлено при проверке эссе, что обучающиеся имеют недостаточно самостоятельных знаний и не могут в полной мере выполнить эту работу без помощи интернета. Было выявлено, что в основном обучающиеся при выполнении этой работы пользовались первым попавшимся сайтом в интернете и выбор профессии, связанной с химией, не отличался достаточным разнообразием. В основном обучающиеся писали про следующие профессии: учитель, врач, фармацевт, лаборант. Чуть реже химик-инженер и химик-технолог. Другие профессии, связанные с химией в той или иной степени, обучающимися не рассматривались либо рассматривались с минимальным количеством информации. Данная форма задания позволила обучающимся подготовится к реализации и защите проекта [6].
3. Критерий. Выполнение обучающимися индивидуальных заданий о практическом применении предметных знаний по химии в профессиональной деятельности.
- Комментарий. Третий способ замера отражался в качестве подготовки индивидуальных мини-проектов обучающимися. Обучающиеся самостоятельно оценивали друг друга по следующим критериям: 1) обоснование, соответствие темы и содержания; 2) замысел, идея, решение профессиональной проблемы; 3) полномерное описание связи профессии с химией; 4) достаточное раскрытие истории возникновения профессии и ее развитие в современном мире; 5) какие действия способствуют наиболее удачному достижению успеха в этой профессии; 6) перечень заданий или план, выполнив который, вы сможете легко прийти к этой профессии.
Выполнение последнего критерия после цикла уроков с элементами профориентации продемонстрировало повышение знаний обучающихся о профессиональной составляющей химии. У обучающихся в процессе изучения главы «Азот и Фосфор» сформировались навыки и компетенции (видение проблемы и наблюдательность; умение классифицировать и структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения; умения доказывать, объяснять и защищать идеи), что действительно имеет большое значение для их дальнейшей профессиональной деятельности [8, с. 92].
С учетом всех показателей был проведен итоговый контроль по темам, которые изучались в рамках экспериментальной работы по главе V «Азот и фосфор» с целью выявления эффективности применения методики формирования профориентационной готовности у обучающихся при изучении неорганической химии (табл. 2).
В ходе исследования выяснилось, что применение проектной деятельности на уроках химии привело к увеличению количества обучающихся с достаточным уровнем профориентационной готовности. Так, уровень низкой готовности в контрольном классе составил 35%, а в экспериментальном 11%. Число респондентов со средним и высоким уровнем готовности составило 44% и 13% соответственно в контрольном классе, а в экспериментальном оно повысилось до 62% и 20%. В экспериментальном классе было замечено не только лучшее усвоение химических понятий, но и более глубокое понимание основополагающих принципов и терминологии данной области. Эти результаты и критерии измерения эффективности показывают, что разработанная модель обеспечивает современное качество подготовки обучающихся и способствует формированию профориентационной готовности.
Сравнение результатов итогового контроля между экспериментальной и контрольной группами подтвердило успешность модели формирования профориентации при изучении неорганической химии. Четко видно, что использование дифференцированного подхода к обучению с упором на проектно-исследовательские навыки улучшает уровень подготовки данной области [9]. Такой подход делает процесс обучения более доступным, эффективным и интересным для обучающихся, поощряя развитие их критического мышления и умения самостоятельно исследовать материал.
Таблица 2
Результаты итогового контроля выявления эффективности применения методики
Класс |
|||||
Контрольные (9 А и 9 Б) |
Контрольные (9 А и 9 Б), % |
Экспериментальные (9 В и 9 Г) |
Экспериментальные (9 В и 9 Г), % |
||
Количество обучающихся |
52 |
55 |
|||
Итоговый контроль |
Неготовность |
5 |
8 |
4 |
7 |
Низкая готовность |
17 |
35 |
6 |
11 |
|
Средняя готовность |
26 |
44 |
34 |
62 |
|
Высокая готовность |
4 |
13 |
11 |
20 |
Введение модели формирования профориентационной готовности у обучающихся при изучении неорганической химии с применением проектной деятельности в учебный процесс дает возможность расширить методические границы урока, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, а конкретно: формирование персонального маршрута обучения для каждого обучающегося с учетом развития их ориентации в профессиональной сфере; устранение пробелов в сфере химической компетенции; увеличение эффективности автономной подготовки к учебным занятиям.
Заключение
Таким образом, изучение потенциала проектной деятельности в формировании готовности к выбору профессии представляет собой важный аспект современного образования. Проектная деятельность способствует развитию ключевых компетенций у обучающихся и позволяет более глубоко понять мир профессий. Так, проектная деятельность является мощным инструментом в формировании готовности к выбору профессии. Она не только развивает практические навыки и критическое мышление, но и помогает обучающимся лучше понять свои интересы и возможности. Важно интегрировать проектную деятельность в образовательный процесс на всех уровнях, чтобы подготовить обучающихся к успешному выбору своей будущей профессии. По результатам входного контроля количество обучающихся с достаточным уровнем профориентационной готовности было практически одинаковым как в контрольных, так и в экспериментальных классах. Для подведения итогов эффективности разработанной авторами модели были проведены замеры по следующим показателям: выражение сущности знаний о сформированности понятия «профессиональная готовность», выполнение индивидуальных заданий о практическом применении предметных знаний по химии в профессиональной деятельности и выполнение творческих заданий на основе химических знаний. По каждому показателю выделено, что обучающиеся экспериментального класса показывают хорошие результаты, об этом свидетельствуют результаты проведенного эксперимента.